ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Городская станция юных туристов

Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49, лит. А
(812) 325-00-46
sutur.bb@obr.gov.spb.ru

Городская станция юных туристов


Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
МЕНЮ

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Название школьного образовательного туристского маршрута

Пешеходный познавательный маршрут «РОССИЯ. ПЕТЕРБУРГ – МОЯ ИСТОРИЯ» по Московскому Парку Победы

Ресурсы о регионе и районе маршрута

Московский Парк Победы (gupmpp.ru)

Московский парк Победы (Санкт-Петербург) — Википедия (wikipedia.org)

Как добраться: метрополитен, до станции Парк Победы

Предполагаемая целевая аудитория

Возраст участников: 10-17 лет.

Специальная туристская подготовка не требуется

Сезон

В течение календарного года

Ключевые направления

#История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный_туризм #Родной край #Наследие #Герои # Отечество #Культура

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

  • Образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – история Санкт-Петербурга, краеведение, история России, Всемирная история, Древняя история, вариативная часть основной образовательной программы - МХК, основы религиозной культуры и светской этики)

  • Дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности

  • Программы воспитания /воспитательной работы

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

В результате прохождения пешеходного познавательного маршрута учащиеся овладевают дополнительными знаниями по истории и культуре Санкт-Петербурга, России и мира.

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: повышение общей культуры; повышение экологической культуры.
  • Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения.

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: знания по истории Санкт-Петербурга.
  • Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу, способность соблюдать правила.
  • Развитие когнитивных компетенций: обогащение культурного тезауруса учащегося, обогащение словарного запаса (изучение понятий, пришедших из античного мира).
  • Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций.
  • Познавательные компетенции: владение знаниями по истории Санкт-Петербурга и истории Великой Отечественной войны.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами.
  • Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим.
  • Коммуникативные компетенции: владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями.

 

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки 

  • Просветительский
  • Углубленный в рамках изучения учебного предмета 

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Маршрут доступен для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов различных нозологий с сохраненным интеллектом

Продолжительность маршрута

1 день

Протяженность маршрута

Протяженность маршрута 2,11 км

Пункты, через которые проходит маршрут

 

Объекты показа

Ст. метро Парк Победы (начало маршрута) – главный вход (с Московского пр.) – аллея Героев – фонтан – аллея героев - вечный огонь, памятник Г.К. Жукову – аллея героев – станция «Героизм – это» - викторина, санитарная остановка – памятник Жертвам блокады Ленинграда – Всехсвятская церковь, санитарная остановка – выход на Московский пр. (конец маршрута)

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цель: Патриотическое воспитание.

Задачи:

1. Расширение знаний по истории Санкт-Петербурга, Древней истории (через пропилеи, и традицию истории паркостроения,  мемориалов и мемориальных парков мира и России, символики и эмблематики античной, христианской и российской - национальной) посредством ознакомления обучающихся с Московским Парком Победы.

2. Воспитание общей культуры.

3.  Оздоровление.

Дополнительные условия 

Специальное снаряжение не требуется. 


КАРТА МАРШРУТА

Россия. Петербург моя история

 

Учебно-методический комплекс к пешеходному познавательному маршруту «РОССИЯ. ПЕТЕРБУРГ – МОЯ ИСТОРИЯ» по Московскому Парку Победы

План маршрута

Ст. метро Парк Победы (начало маршрута) – главный вход (с Московского пр.) – аллея Героев – фонтан – аллея героев - вечный огонь, памятник Г.К. Жукову – аллея героев – станция «Героизм – это» - викторина, санитарная остановка – памятник Жертвам блокады Ленинграда – Всехсвятская церковь, санитарная остановка – выход на Московский пр. (конец маршрута)

Программа маршрута

Цель: Патриотическое воспитание.

Задачи:

1. Расширение знаний по истории Санкт-Петербурга, Древней истории (через пропилеи, и традицию истории паркостроения,  мемориалов и мемориальных парков мира и России, символики и эмблематики античной, христианской и российской - национальной) посредством ознакомления обучающихся с Московским Парком Победы.

2. Воспитание общей культуры.

3.  Оздоровление.

 

Объем программы познавательного маршрута предполагает 3 часа.

Формы проведения: рассказ, показ, учебные и исследовательские задания

 

Возможная интеграция с основной образовательной программой по предметным областям

  • Предметы школьной программы математического цикла

Информатика. Участникам маршрута по окончании маршрута даются задания:

  • в поисковых системах интернета найти материалы по персоналиям, чьи памятники находятся в парке – краткая биография, фотографии и другие изображения, в частности, памятники, установленные в других городах России и мира
  • создать презентацию в PPT (в соответствии с возрастом учащихся) по теме «Мемориальные парки, посвященные героям России в странах мира», например, Трептов-парк в Берлине. Старшеклассникам задание - создать интерактивную карту памятников героям Второй мировой и Великой отечественной войны.

 

  • Предметы школьной программы естественной группы: природоведение, окружающий мир, география, биология, естествознание.

Возможные темы:

  • Природа Санкт-Петербурга и ее отражение в парках города.
  • Природа – защитница. Специфика военных действий в природных условиях региона.
  • Древесный состав парка Победы его ботанический и символический смысл.
  • Флористика как раздел ботаники, предметом изучения которого являются флоры — исторически сложившиеся совокупности видов растений, распространённых в Петербурге. Упоминание о первом Ботаническом саде России. Мемориальные дела петровского времени.
  • Колористика растительности города на Неве» (формирование колористической культуры школьника – эстетическое воспитание)
  • Вода в городских и пригородных садах и парках Петербурга: водоемы городских садов и парков: петербургская традиция. Упомянуть Самсона в Петергофе и пруд в виде натянутого лука в строну Швеции в Суйде – имении деда А.С. Пушкина – А.П. Ганнибала (наследство адмирала Апраксина)
  • Упоминание Летнего мемориального сада: «Полтавская рука сей разводила сад»

 

  • Гуманитарная группа - предметы школьной программы: Всемирная история и История России

Возможные темы:

  • Блокада: Ах, война, что ж ты сделала, подлая…Истории блокад в истории войн.
  • Историческая память и виды исторических памятников.
  • Военно-исторические музеи города
  • Война и мир на территории Северо-Западного региона.
  • История Московского района.
  • Роль Московского района в Великой отечественной войне.
  • Войны и их последствия. Регулярные и пейзажные парки Петербурга, России, мира как памятники героям.

 

  • Филологическая группа.

Русский язык

Возможные темы:

  • «Наука побеждать: военная лексика».

 

Литература

Возможные темы:

  • Литература о войне и блокаде Ленинграда: «А музы не молчали»
  • Поэты и писатели, увековечившие память о героической обороне Ленинграда.
  • Ольга Берггольц, ее слова, запечатленные в камне на Пискаревском кладбище и стихотворение о Московском проспекте.

 

  • К группе трудового обучения: труд (технология) ИЗО, рисование, черчение.

Возможные темы и задания перед походом или после него:

  • Создать схему маршрута.
  • Поиск материалов интернета.
  • Проектирование мемориального парка по аналогии с Московским парком победы.
  • Спортивный комплекс, его показ в цикле компетенций, развиваемых на уроках физкультуры.

 

  • Активный маршрут вписывается в цикл компетенций, развиваемых на уроках физкультуры, которой ученики занимаются весь период обучения – 11 лет.

Возможные темы.

Будь готов! Всегда готов! Спорт и войны. Заветы Суворова (к году великого полководца.) Виды спорта. Нормы ГТО. Спорт в нашей стране. Дети и спорт.  Женщины на войне. Памятники женщинам. У войны не женское лицо. Афина Паллада и Афина Полиада. Пропилеи и триумфальные арки как сооружения, посвященные победе. Античная мифология и античная архитектура и скульптура, прославляющая героев.

 

  • Группа Иностранный язык:

Тема «Античная терминология, обогатившая мир слов и образов, сохраняющих историческую память».

Задание: создать словарь Московского парка Победы.

 

Компетенции, связанные с предметами школьной программы всех групп, изучаемых с 4-го по 11 класс и повышаемые в рамках пешеходного познавательного маршрута «Россия. Петербург – моя история»

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: повышение общей культуры; повышение экологической культуры.
  • Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения.

 

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: знания по истории Санкт-Петербурга.
  • Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу, способность соблюдать правила.
  • Развитие когнитивных компетенций: обогащение культурного тезауруса учащегося, обогащение словарного запаса (изучение понятий, пришедших из античного мира).
  • Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций.
  • Познавательные компетенции: владение знаниями по истории Санкт-Петербурга и истории Великой Отечественной войны.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами.
  • Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим.
  • Коммуникативные компетенции: владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями.

 

Документация по ТБ

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении прогулок, познавательных маршрутов, экскурсий

 

1 Общие требования безопасности:

1.1 К прогулкам, познавательным маршрутам, экскурсиям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2 Опасные факторы:

  • изменения установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
  • травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижение без обуви, а также без брюк или чулок, укусы животными, пресмыкающимися и насекомыми;
  • отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;
  • заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.

1.3 При проведении прогулки, познавательного маршрута, экскурсии группу учащихся, воспитанников должны сопровождать двое взрослых.

1.4 Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

 

2 Требования безопасности перед проведением прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

2.1 Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр (термометрию).

2.2 Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.

2.3 Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

 

3 Требования безопасности во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

3.1 Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.

3.3 Отправляясь на экскурсию, познавательный маршрут, надевайте одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевайте прочную обувь, носки, на голову - головной убор. Во время мероприятия не снимайте обувь и не ходите босиком.

3.4 Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.

3.5 Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

3.6 Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения, грибы, а также колючие растения и кустарники.

3.7 Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду в индивидуальной упаковке.

3.8 Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.

3.9 Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

 

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях:

4.1 При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.

4.2 При получении учащимся, воспитанником травмы оказать помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

 

5 Требования безопасности по окончании прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

5.1 Проверить по списку наличие всех учащихся, воспитанииков в группе.

5.2 Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение (по необходимости).

 

Учебно-дидактический блок

 

ТСО и оборудование

Телефоны с возможностью выхода в интернет

 

Наглядно-иллюстративные материалы

Карты

Карточки с памятками

 

Методические рекомендации

Рекомендации к учебным заданиям (предметные области - География, История, История Санкт-Петербурга)

Цель заданий: актуализация и расширение имеющихся знаний по географии, истории и краеведению; визуализация событий, эмоциональное закрепление информации, практическое закрепление изученного материала.

Все этапы выполняются в соответствии с описаниями практического задания, спортивной задачи.

Все задания являются практикоориентированными.

 

Методический блок

Контрольные тексты

Моско́вский парк Побе́ды, (в 1939—1945 гг. Московский парк культуры и отдых) — парк в Московском районе Санкт-Петербурга. Впервые заложен в 1939—1941 годах в соответствии с Генеральным планом развития Ленинграда как Парк культуры и отдыха. Повторно заложен в 1945 году в честь Победы в Великой Отечественной войне как парк Победы.

Географическое положение - Московский парк Победы ограничен с севера Кузнецовской улицей, с запада — Московским проспектом, с востока — проспектом Юрия Гагарина, а с юга — Бассейной улицей. Площадь парка равна 68 га.

 

История

 

Дореволюционная предыстория

Территория, на которой разбит современный Московский парк Победы, была включена в городскую черту только после Февральской революции 1917 года. До того, как Временное правительство решилось на этот давно назревший шаг, Московская волость, как и Стародеревенская и Полюстровская волости имели статус рабочих окраин города. Официально они находились в ведении не городской, и даже не напрямую губернской, а власти соответствующего уезда губернии. Для Московской волости вышестоящим был Петроградский (до 1914 года Петербургский) уезд Петербургской губернии.

Эти непростые обстоятельства истории административно-территориального устройства затрудняют архивный поиск. Если в черте столицы предыстория почти что каждого клочка земли известна как минимум до екатерининских времён, то о рабочих окраинах этого сказать нельзя. Подробная картографическая съёмка здесь велась нечасто, на регулярно издававшихся с начала века картах Петербурга его окраины были в прямом смысле слова белым пятном, и лишь в 1910-е годы прилегающие к городу территории стали изображать на картах хотя бы схематично.

Как видно на известных картах Петербурга-Петрограда, прилагавшихся к городским ежегодным справочникам за 1912-1917 годы, на территории к юго-востоку от перекрёстка Московского шоссе и Кузнецовской улицы уже присутствует в своих узнаваемых очертаниях Фигурный пруд, что в северо-западном углу парка, подходящие к нему с востока извилистые «каналы», скорее напоминающие старицы какой-то реки с островками посередине. Ещё один узнаваемый сдвоенный пруд — «очки» — прорисован не на всех дореволюционных картах. Однако его наличие на карте 1933 года, снятой за несколько лет до принятия решения о разбивке парка, подтверждает, что пруд «очки» никто не засыпал, и таким образом он является одним старейших из садово-парковых элементов, сохранивших свою форму с далёкого дореволюционного прошлого.

В любом случае, в 1930-е годов закладывать новый парк с нуля не пришлось. Советским архитекторам достались от прошлого элементы чьего-то замысла садово-паркового благоустройства, реализованного практически на этом участке тракта из Петербурга в Москву. Оставалось только вписать их в проект будущего огромного парка для массового отдыха трудящихся.

 

Довоенный Московский парк культуры и отдыха

При советской власти парк был впервые заложен в середине 1930-х годов в соответствии с Генеральным планом развития Ленинграда, предусматривавшим перенесение общественно-политического центра на юг города. С 1936 года на всём протяжении Московского шоссе (как называлось в те годы продолжение Международного проспекта за Путиловской ветвью от завода «Электросила»), вплоть до будущего Дома Советов (построен в 1936—1941 гг.) развернулась стройка.

Концепцией застройки проспекта предусматривалось создание парка культуры и отдыха на месте карьеров открытого в 1931 году Кирпично-пемзового завода № 1. Проект парка разработала в 1939—1940 годах архитектор Татьяна Дубяго. К созданию парка приступили немедленно, начиная с северной части участка, со стороны Кузнецовской улицы, где ещё до революции были пруды и насаждения. Цепочка прудов с затейливой линией берегов и островками посередине видится на предреволюционных картах Петрограда 1912-1917 года. К южной части территории предполагали приступить после того, как завод выработает ресурс сырья, а стройка вокруг будет завершена.

Строительство и, соответственно, фасадная линия в квартале № 26, выходящем на парк, была завершена уже в конце 1939 года, и уже в апреле 1940 года журнал «Архитектура Ленинграда» дал критический разбор итогов этой работы в статье «Дома у Московского парка культуры и отдыха». Как видно на немецкой аэрофотосъёмке, проведённой в первые дни войны, вдоль Московского шоссе (нынешнего проспекта) уже были высажены зелёные насаждения, формирующие живую изгородь, а также оформлена круглая площадь за центральным входом — где после войны был сооружён фонтан.

Довести до конца планы строительства парка помешала война.

 

Парк в блокаду

С началом войны 1-й Кирпично-пемзовый завод перешёл на выпуск военной продукции – специальных взрывчатых брикетов. Рядом с проходной завода была возведена одна из нескольких баррикад, последовательно перегораживавших Московское шоссе по рубежам обороны от Дома Советов до Путиловской ветви. Однако в конце первой блокадной зимы завод получил дополнительное задание по сжиганию вывозимых из прилегающих районов трупов жертв голода, бомбардировок и обстрелов. 7 марта 1942 года Ленгорисполком принял постановление «Об организации сжигания трупов на 1-м кирпичном заводе Ленгорпромстрома». По некоторым источникам, в общей сложности здесь были сожжены останки до 110 тыс. ленинградцев.

 

Послевоенный Московский парк Победы

Повторно парк был заложен 7 октября 1945 года уже как парк Победы — на Сызранском поле, в бывшей прифронтовой полосе. Тысячи ленинградцев приняли участие в его создании и благоустройстве, выходили на субботники, сажали деревья. Начали осушать болото, прилегавшее к парку с востока. На момент официального открытия парка 7 июля 1946 года его «окультуренная» территория составляла 1/7 часть от современной. Работы продолжались до 1957 года, когда были установлены пропилеи главного входа.

После войны проект парка был передан в работу архитекторам Е.И. Катонину и В.Д. Кирхоглани. Два пруда сохранились с дореволюционных времен. Это пруд Очки (он состоит из двух квадратных прудов, выкопанных не позднее начала XIX века в составе усадьбы Костелянского, а при создании парка объединенных «дужкой» и включившие новые островки) и Пейзажного пруда (при создании парка его конфигурация заметно изменилась, хотя и осталась затейливой).

Адмиралтейский пруд и часть Фонтанного — это бывшие глиняные карьеры кирпичного завода, открытого здесь в 1931 году. Когда создавали Московский парк Победы, конфигурацию бывших карьеров изменили. О прежних формах напоминает, в частности, коса на Адмиралтейском пруду, а также круглый островок, к которому летом горожане любят причаливать на лодках.

В парке находится множество различных построек, в том числе оранжерея и круглый павильон станции метро «Парк Победы», и скульптур. Не все из них сохранились. Так, установленные в 1950-х годах парные бетонные львы на противоположных берегах пруда Очки пришли в ветхое состояние и в 1980-х годах исчезли. 22 июня 2022 года состоялось торжественное открытие их временных копий из композитных материалов.

На территории Московского парка Победы два фонтана — «Венок славы» («Слава») и «Мальчик с рыбой». Оба признаны памятниками федерального значения. «Венок славы» расположен на центральной аллее сразу за пропилеями. В последнее время он не работал. Вновь включили его в мае 2020 года. «Мальчик с рыбой» находится севернее пруда Очки, сейчас его чаша превращена в песочницу на детской площадке.

С 2010 по 2013 год в парке производилась комплексная реконструкция.

 

Мемориальные объекты

Аллея Героев — главный мемориальный объект, запроектированный при повторной закладке парка в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Установка бюстов и памятников триумфаторам — традиция, пришедшая из Античности. Архитекторы предназначили для этого скульптурного комплекса центральную аллею, которая начинается от пропилеев и фонтана на входе в парк со стороны проспекта. Визуально аллея связывает гостиницу «Россия», расположенную за Московским проспектом и площадью Чернышевского, со спортивно-концертным комплексом (СКК), находящимся за проспектом Гагарина с восточной стороны парка. Аллея является границей между пейзажной и регулярной частями парка. Изначально на аллее были установлены памятники ленинградцам — дважды Героям Советского Союза, участвовавшим в войне. В дальнейшем на аллее, в соответствии с законом, стали устанавливать бюсты и другим ленинградцам, которые были награждены Золотыми звёздами Героев Советского Союза или Героев Социалистического Труда дважды. В месте пересечения Аллеи Героев с центральной меридиональной аллеей по изначальному проекту Парка Победы был установлен памятник И.В. Сталину. Сейчас на его месте стоит аналогичный по размерам памятник Г.К. Жукову.

В 1995—1996 году в парке был сооружён ряд мемориальных объектов, посвящённых памяти жертв блокады, кремированных на территории кирпичного завода, который в годы войны находился за пределами парка. Памятная надпись на памятнике «Ротонда», открытом 27 января 1995 года, гласит:

  • «В память тысяч погибших, жертв блокады и защитников города, сожжённых в печах стоявшего здесь кирпичного завода».

 

22 июня 1996 года по инициативе Петербургского общественного фонда защиты Московского Парка Победы был установлен поминальный крест и мемориальная доска:

  • «Здесь были печи кирпичного завода-крематория; прах сотен тысяч воинов и жителей блокадного Ленинграда покоится в прудах, газонах, под вашими ногами; Вечная им память!»

 

8 сентября 2001 года возле пруда по инициативе и на средства Юрия Юрьевича Жорно — сына и внука жителей блокадного Ленинграда — была установлена вагонетка, поднятая со дна пруда 21 июля 1999 года. (Тела покойных транспортировали к туннельным печам завода на вагонетках). На его же средства к 60-летию снятия блокады Ленинграда 27 января 2004 года по инициативе Московского районного общества «Жители Блокадного Ленинграда» была создана Мемориальная Аллея Памяти. На аллее установлена мемориальная доска с текстом Решения № 157с Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся от 7 марта 1942 года «Об организации сжигания трупов на 1-м кирпичном заводе Ленгорпромстрома». В этом историческом документе перечислены силы и средства, которые были задействованы для проведения работ по кремации.

 

Акционирование ГУП «Московский Парк Победы» в 2009 году

21 октября 2008 года была утверждена «программа приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга на 2009 год», где в числе прочих объектов была намечена приватизация Московского Парка Победы. Планировалось превратить ГУП «Московский Парк Победы» в акционерное общество. Администрация Санкт-Петербурга заявила, что сама территория парка при этом полностью останется в собственности государства.

ГУП «Московский парк победы» обслуживает парк, то есть чистит дорожки, следит за деревьями и газонами, закупает скамейки и убирает мусор. Как у любой организации, у этого ГУПа есть имущество, — техника, инвентарь, административное здание, а также штат сотрудников. Именно это имущество и будет приватизировано. «Речь идет только о смене государственного предприятия на форму акционерного общества. Сами парки, объекты недвижимости и здания не перейдут в собственность акционерного общества. Они останутся в государственной собственности», — говорит Игорь Метельский, председатель комитета по управлению городским имуществом.

 

Храм

«Временная» часовня на месте завода-крематория

8 апреля 2009 года в СМИ появилась информация о том, что на встрече патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко принято решение о строительстве православного храма на месте бывшего завода-крематория. Однако 28 апреля 2009 г. Валентина Матвиенко уточнила, что вопрос строительства храма пока только обсуждается.

В.И. Матвиенко: В этом месте по закону запрещено новое строительство, так как это охранная зона. Это закреплено, в частности, в Правилах землепользования и застройки. … принципиально никто не возражает против строительства. Инициаторам проекта сейчас нужно работать с комитетом по градостроительству и архитектуре и комитетом по охране памятников, чтобы прийти к какому-то решению. Пока этот вопрос находится в стадии обсуждения.

Идею строительства храма поддерживает спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов:

Наша общая задача — сделать так, чтобы 9 мая 2010 года, в день, когда вся страна будет праздновать 65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, петербуржцы и гости нашего города смогли прийти в построенный храм, поклониться памяти и помолиться за упокой души похороненных здесь ленинградцев и всех воинов, защищавших наше Отечество.

В январе 2010 года на месте завода-крематория началось строительство православной мемориальной часовни.

Росохранкультура заявила, что строительство на территории объекта культурного наследия федерального значения незаконно.

В свою очередь, губернатор Валентина Матвиенко (в противоположность своим словам в апреле 2009 года) заявила, что «правовые основания для признания работ по возведению временной часовни на территории Московского парка Победы несоответствующими требованиям федерального законодательства отсутствуют». Строительство продолжилось и завершилось к началу мая 2010 г. Фактически часовня является капитальной, а не временной постройкой.

7 мая 2010 года Митрополит Петербургский и Ладожский Владимир освятил храм в честь «Всех святых в земле Российской просиявших».

На храме установлен общий для всех христианских конфессий четырёхконечный крест, а не более традиционный для русских храмов вариант с нижней косой перекладиной. По словам архитектора часовни Евгения Пунько, это сделано по желанию настоятеля, отца Алексия, «чтобы в часовню могли войти все». С 9 мая 2010 года в храме совершаются богослужения.

 

Пруды

В парке существует несколько прудов:

  • Адмиралтейский — старый заполненный водой котлован, куда сбрасывали пепел кремированных в блокаду.
  • Капитанский — восточный смежный с Адмиралтейским пруд.
  • Корабельный — продолговатый смежный с Адмиралтейским пруд
  • «Очки» — ближайший к Московскому проспекту пруд, к югу от Аллеи Героев. Известен с дореволюционного времени.
  • Матросский — юго-восточный пруд
  • Пейзажный — ближайший к Московскому проспекту пруд, к северу от Аллеи Героев. Известен с довоенного времени. В Пейзажном пруду располагаются три острова.
  • Фонтанный — самый поздний пруд, образован на месте глиняного карьера. На острове Фонтанного пруда установлены бронзовые скульптуры — «Мальчик с рыбкой» (автор М. Мотивилова) и «Мальчик с корабликом» (автор Л. Дрок). Иногда этот пруд называют «Верхним»

Также существуют Детский и Командирский (Фигурный) пруды.

 

Развлечения

До 1980-х годов в южной части парка, в здании около большого пруда работал кинотеатр «Глобус».

В парке работают прокат лодок и катамаранов, мини-гольф, теннисные корты, есть парк аттракционов. В зимнее время работает каток.

В юго-восточной части Парка Победы близ Центральной аллеи работает круглогодичный парк аттракционов «Гагарин Парк».

 

Игровые задания

Игра-путешествие «Победный маршрут»

Цель: воспитание любви к Родине, гордости за свою Отчизну

Задачи:

  • Формирование гражданской идентичности
  • Расширение знаний о военной истории
  • Закрепление знаний о Великой Отечественной войне
  • Развитие познавательного интереса к культурно-историческим ценностям

 

Игра-путешествие «Победный маршрут», может проводится между командами учащихся 5-11 классов. Перед началом игры команды получают маршрутные листы, отправляются в путь по станциям.

На каждой станции команда набирает определенное количество очков, которые указываются в маршрутном листе.

По окончании маршрута подводятся итоги игры.

 

Станция «Песни великого подвига»

С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песни и стихи всегда были с солдатом. Они помогали ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верные друзья они не покидали фронтовика в минуту грусти, скрашивали разлуку с любимой, с родными и близкими. Они шли с солдатом в бой, вливали в него новые силы, отвагу, смелость…

  • Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной. Кто написал музыку и как называется эта песня? (А. В. Александров, «Священная война»)
  • В самые тяжелые дни блокады Ленинграда создана гениальная 7 симфония. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята во всем мире как проявление гражданского мужества. Назовите ее автора. (Дмитрий Шостакович)
  • Красноармеец И. А. Байдужий писал 17 апреля 1943 года поэту: «Ваша поэма… энциклопедия фронтовой жизни бойца». О каком произведении идет речь и кто его автор? (А. Твардовский «Василий Теркин»)
  • Поэт А. Сурков в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для него фронтового дня под Истрой написал письмо жене, шестнадцать строчек которого впоследствии стали любимой песней фронтовиков. О какой песне идет речь? («Землянка»)
  • Любовь и верность оказывались на войне сильнее тяжелейших, невыносимых испытаний и даже смерти – таков жизнеутверждающий смысл известного стихотворения К. Симонова. Назовите его. («Жди меня»)
  • 7 ноября 1941 года, когда шла битва за Москву, парад на Красной площади все равно состоялся. Он символизировал высоту духа советского народа и советских солдат. Прямо с парада войска уходили на фронт. Играл оркестр, которым управлял известный военный дирижер В. И. Агапкин. 30 лет оркестры играли именно его марш, написанный на Тамбовской земле и ныне являющийся гимном Тамбовской области. Как называется этот марш? («Прощание славянки»)

 

Станция «Пик героев»

Главным героем войны был простой солдат. Испокон веку русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Это он вынес на своих плечах всю тяжесть кровопролитных боев, показал невиданную стойкость и беспримерный героизм. Кому не известны сегодня великие события русской военной истории – Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтава, Бородино!.. Россия гордится своими великими полководцами: Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым, - принесшим славу русскому оружию. А знаете ли вы героев Великой Отечественной войны?

  • Когда постановлением ЦИК СССР было введено звание Героя Советского Союза? (16 апреля 1934 года)
  • Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолет в скопление танков противника. (Николай Гастелло)
  • Советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза, в августе 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. (Виктор Талалихин)
  • Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев. (Александр Матросов)
  • Советский разведчик, Герой Советского Союза, в совершенстве владел немецким языком, под видом немецкого обер-лейтенанта выполнял сложные, дерзкие диверсионные задания на Украине. (Николай Кузнецов)
  • Советский летчик, Герой Советского Союза, после ампутации обеих ног вернулся к полетам и еще сбил 7 самолетов, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (Алексей Маресьев)
  • Сколько женщин получило звание Героев Советского Союза? (86 женщин)

 

Станция «Шифровка»

Дети должны найти ключ к шифровке и расшифровать текст секретного донесения. Для выполнения задания даётся фиксированное время (5-7 минут). За расшифровку каждого донесения команда получает по 5 баллов.

1. «По уставу жить – легче служить»

П У Ж Ч Е Ь

О В И Г С Т

У А Т Е Л И

С Т Ь Л У Ж

 

2. «Кто сердцем присягнёт, того враг не согнёт»

К Е Е И Н О Р Е Н

Т Р М С Ё Г А С Ё

О Д П Я Т О Г О Т

С Ц Р Г Т В Н Г

 

3. «Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим»

Ч У Ж О Й З Е

И С В О Е Й М

О Д И М Н Л

Н А Д Т О Е И

М И Т О Х Е Н

 

4. «Солдата к славе ведут ученье и труд»

С О Л Д А

Т А К С Л

А В Е В Е

Д У Т У Ч

Е Н Ь Е И

Т Р У Д

 

Станция «Минное поле»

Условия игры:

  • Игра проходит молча.
  • Пройти по минному полю вы должны найдя «Секретный фарватер».
  • Идти можно только прямо, влево, вправо.
  • Двигаться по диагонали – нельзя
  • Если вы услышите звук «пи» значит в этом квадрате мина, идти дальше нельзя (возвращаетесь)
  • Назад - возвращаться по безопасному пути.
  • По минному полю – проходит вся команда.

 

мина

 

мина

   

 

 

мина

   

 

 

мина

   

 

мина

 

мина

   

 

мина

     

 

 

 

мина

   

 

 

мина

   

 

 

мина

 

мина

 

 

 

 

мина

 

 

 

 

мина

 

 

Станция «Города-герои»

Золотыми буквами вписаны в летопись истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. имена 13 городов. Они олицетворяют немеркнущий подвиг советского народа, разгромившего немецко-фашистских захватчиков и отстоявшего честь и независимость Родины. За массовый героизм и мужество эти города удостоены почетного звания «Город-герой».

  • Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)
  • В 1942 году, получив пополнение, силы вермахта перешли в наступление на Северо-Западном фронте и в Крыму, при этом советские войска понесли значительные потери. 4 июля 1942 года после 250 дней упорной обороны пал город, героическая защита которого вошла в историю борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. О каком городе идет речь? (речь идет о Севастополе)
  • Крепость, построенная в 1833-38 годах, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость)
  • В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И. В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (Москва)
  • Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город (Смоленск)
  • 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова? (Сталинград-Волгоград)
  • Этот российский город-герой отважно защищался и в Смутное время, и от войск Наполеона, и в 1941 году. Назовите его. (Смоленск.)
  • О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц? (Ленинграда. «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», обе 1942 год)
  • Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск? (Ленинград, ныне Санкт-Петербург)

 

Станция «Военная тайна»

  • В чьём кабинете Германия объявила нашему послу о начале войны с Советским Союзом? (В кабинете Риббентропа – министра иностранных дел фашистской Германии.)
  • Назовите советского политика, который 22 июня 1941 года выступил по радио со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» (Молотов В.М.)
  • Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»? (Иосиф Сталин.)
  • Как расшифровывается аббревиатура «КВ» – название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны? (Клим Ворошилов, военачальник, государственный деятель Советского Союза.)
  • Назовите белорусский город, под которым 14 июля 1941 года наша армия впервые применила «катюши» (Орша.)
  • Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (попробуйте догадаться)? («Папашей».)
  • Перед Второй мировой войной большая часть миномётов в европейских армиях имела калибр 81,4 мм. Как обосновали советские конструкторы предложение о разработке отечественных миномётов калибром 82 мм? (Этот миномёт сможет стрелять трофейными минами, а миномёты противника не смогут использовать его снаряды.)
  • «Тигр», на которого русские охотились с гранатой – это ... Кто? (Танк немецкий.)
  • Назовите звериное имя немецкого танка T-V, применявшегося с 1943 года во 2-й мировой войне? («Пантера».)
  • Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что? (За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)
  • На бутылках с горючей смесью, используемых русскими во время Великой Отечественной войны, часто наклеивались этикетки. Что на них было написано? (Инструкция по применению.)
  • Команда «Воздух!» времён Великой Отечественной войны означала именно это. Что? (Тревога, появился вражеский самолёт.)
  • Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»? (Челябинск, Южный Урал. Челябинский тракторный завод выпускал знаменитые танки Т-34.)
  • Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны – это… Какое? («Жди меня, и я вернусь…», стихотворение К. Симонова.)
  • Когда на Красной площади Москвы проходил парад, который начался не в 10, а в 9 часов утра и шёл всего лишь около получаса? (7 ноября 1941 года. Его участники прямо с этого парада шли в бой, защищая Москву.)
  • В истории Второй мировой войны этот «хвойный» город Советского Союза стал первым городом, откуда выгнали немцев. Назовите его. (Ельня, Смоленская область.)
  • Этой юной россиянке суждено было стать, хоть и посмертно, четвёртой женщиной – Героем Советского Союза и первой в Великой Отечественной войне. Назовите её имя. (Зоя Космодемьянская – «Таня», партизанка, разведчица.)
  • Во время Великой Отечественной войны колонна немцев всё же смогла пройти по улицам Москвы. Что же это была за колонна? (Колонна военнопленных немцев.)
  • При ночном наступлении на какой немецкий город советские войска применили 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника? (На Берлин.)
  • День 9 мая ознаменован освобождением Праги. А это важнейшее событие произошло на день раньше, в пригороде Берлина Карлсхорсте. Какое? (Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии.)
  • Назовите столицы трёх государств, расположенных на Дунае и освобождённых Советской Армией от фашистских оккупантов? (Будапешт Венгрия, Бухарест Румыния, Вена Австрия.)
  • В какой стране и в каком её городе стоит известный памятник «Алёша», сооружённый в честь русских солдат, погибших при освобождении страны от фашистов? (В Болгарии, в Пловдиве.)
  • Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года? (Парад Победы.)
  • Кульминацией парада Победы 24 июня 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамёна на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжён вместе с этим помостом? (Перчатки.)
  • Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы  за время Великой Отечественной войны? (Три. 7 ноября 1941 года, 1 мая 1945 года, 24 июня 1945 года проведён Парад Победы.)
  • Сколько салютов было произведено в Москве в период Великой Отечественной войны? (354 салюта в честь побед Вооружённых Сил.)
  • В июле 1945 года на этой конференции Советский Союз подтвердил своё согласие вступить в войну с Японией. Начался последний этап Второй мировой. Что это была за конференция? (Потсдамская конференция, близ Берлина.)
  • В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками? (Нюрнберг. Нюрнбергский процесс в Международном военном трибунале.)
  • Самая высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания Великой Отечественной войны. Как? (Пик Победы, 7439 м.)
  • Когда в нашей стране День Победы – 9 мая – стал выходным днём? (С 1965 года.)
  • К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат. Что символизирует каждый из них? (Союзническую армию. Это фигуры советского, французского, американского и английского солдат.)

 

На последнем этапе маршрута формируется аудио-дневник впечатлений.

 

Информационные и наглядные материалы

Литература

Ссылки

Литература для учащихся

  • Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник М. М. Кирьянова. – М., 1985
  • Великая Отечественная война: 1941-1954: Энциклопедия для школьников \ Сост. И.А. Дамаскин. П.А. Кошель: - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005г
  • Дорога Победы: Стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне / Сост. Н. Старшинов, С. Музыченко. – М. Сов. Россия, 1980
  • Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. – Читаем, учимся, играем: 2004 - №2, 2005 - № 2,3,6,7., 2006 - №1-3, 2008
  • Запорожец О. Звёздный час: Материал, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне \\ Досуг в школе. – 2001. - №1. – с.26-27.
  • Кислицына Л. П. Познавательная игра для старшеклассников, посвященная Дню Победы// Классный руководитель, 2004, №8
  • Летопись Великой Отечественной 1941-1945. – М.: Молодая гвардия, 1985
  • Фролова Г.И.. “Организация и методика клубной работы с детьми и подростками”.

 

Галерея

 

 

© 2024. Все права защищены.