ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Городская станция юных туристов

Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49, лит. А
(812) 325-00-46
sutur.bb@obr.gov.spb.ru

Городская станция юных туристов


Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
МЕНЮ

Материал предоставлен Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга (сетевая экспериментальная площадка Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования" на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга)

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Название школьного образовательного туристского маршрута

Пешеходно-автобусный познавательный маршрут «КРАСУЙСЯ, ГРАД ПЕТРОВ» по территории Санкт-Петербурга

Как добраться до места начала маршрута

 Как добраться: станция метро «Невский проспект» (выход на Канал Грибоедова)

Предполагаемая целевая аудитория

Учащиеся 8-9-х классов

Сезон

В течение календарного года

Ключевые направления

#Патриотика #История # География # Выдающиеся люди России # Петербурговедение #Наследие #Традиции #Культура

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

Интеграция в образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – История, География, Литература), дополнительного образования и внеурочной деятельности, в программы воспитания /воспитательной работы как социокультурный практикум

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

В результате прохождения пешеходно-автобусного познавательного маршрута по территории Санкт-Петербурга обучающиеся овладевают дополнительными знаниями по истории, географии, литературы.

В результате участия в познавательном маршруте «Красуйся, град Петров» у обучающихся могут совершенствовать  следующие компетенции,  связанные с предметами школьной программы «История» и «География» (8 класс)

Личностные результаты. В соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:

  • в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям России, к науке, искусстве, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов;
  • в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина;
  • в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; активное неприятие асоциальных поступков;
  • в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
  • в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, уважение к культуре своего и других народов;
  • в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов;
  • в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание необходимости защиты окружающей среды.
  • в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах и действиях:

  • В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала; анализировать исторические факты; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе и др.);

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника;

  • В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования;

осуществление совместной деятельности: планировать и осуществлять совместную работу; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

  • В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); 

владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов;

  • В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека;

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

 

Предметные результаты по учебному предмету «История» должны обеспечивать повышаемые в рамках участия обучающихся в познавательном маршруте «Красуйся, град Петров»:

1) умение определять последовательность событий в истории России; определять современников исторических событий;

2) готовность выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народа в различные исторические эпохи (на примере Петровской эпохи); 

3) способность выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, процессов;

4) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, процессов Петровской эпохи, их взаимосвязь с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, возрождение страны с 2000-х гг.); характеризовать историческое значение событий;

5)  способность аргументировать собственную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов для решения познавательной задачи;

Предметные результаты по учебному предмету «География» должны обеспечивать повышаемые в рамках участия обучающихся в познавательном маршруте «Красуйся, град Петров»:

1). Умение характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России; характеризовать географическое положение России; оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

2) способность оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны; использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

3). Умение характеризовать объекты Списка Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО;

4). готовность находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны.

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

 

  • Ознакомительный
  • Просветительский
  • Углубленный в рамках изучения учебного предмета
  • Исследовательский 

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Маршрут доступен для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов различных нозологий, с сохранным интеллектом (при условии участия группы школьников с ОВЗ протяженность маршрута может быть сокращена, а  программа адаптирована)

Продолжительность маршрута

1 день (7 часов)

Протяженность маршрута

15,6 км

Пункты, через которые проходит маршрут

Станция метро «Невский проспект (выход на канал Грибоедова)» (начало маршрута, посадка в автобус) –  Садовая ул. (выход из автобуса на наб. Лебяжьей канавки) пешеходный этап экскурсии: Дворцовая набережная – Летний сад – Набережная Мойки – Садовая ул. Кленовая аллея – (наб. р. Фонтанки – Летний сад –  ул. Пестеля (посадка в автобус у Спасо-Преображенского собора) –  ул. Кирочная – пр. Чернышвского – Воскресенская наб. –  Смольная наб. – Большеохтинский мост – Комаровский проезд (выход из автобуса у Шлотбурга) –  Свердловская наб. –  Арсенальная наб. – Пироговская наб. –  Б.Сампсониевский пр. (выход из автобуса у Сампсониевского собора) – Гренадерский мост – Петроградская наб. –  Петровская наб. (выход из автобуса у Домика Петра I) –Троицкая пл. – ул. Куйбышева –  Кронверкская наб. (выход из автобуса на Заячьем острове, обед в Петропавловской крепости)–  Каменностровский пр. – Троицкий мост – Миллионная ул. (выход из автобуса у Зимней канавки) – Дворцовая пл. – Адмиралтейский пр. – Сенатская пл.(посадка в автобус –  трансфер до ст. м. «Сенная площадь» / «Садовая» / «Спасская»  (конец маршрута)

Объекты показа

  • Памятник Петр I на Кленовой аллее
  • Летний дворец Петра
  • Храм Святого великомученика и целителя Пантелеймона
  • Памятный знак кораблю «Полтава»
  • Район бывшего Смоляного двора
  • Большеохтинский мост (Петра Великого) через Неву
  • Шлотбург (Ниеншанц), памятник Петру I «Благодарные охтяне» в Большеохтинском сквере
  • Сампсониевский собор, Памятник Петру I на Большом Сампсониевском пр., скульптурная композиция «Архитекторам – первостроителям Санкт-Петербурга»
  • Ботанический сад Петра Великого
  • Памятник «Слава Российскому флоту»
  • «Дом Петра Первого», бюст Петра I
  • Троицкая площадь, памятный знак на месте Троице-Петровского собора (Петровской церкви Св. Троицы)
  • Петропавловская крепость (Петропавловский собор, памятник «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому», Петровские ворота, Невские ворота, Ботный дом
  • Зимний дворец Петра Великого
  • Скульптура «Петр-плотник»
  • Исаакиевский собор.
  • Аттик главного входа здания Адмиралтейства с горельефом «Заведения в России флота»
  • «Медный всадник»
Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

ЦЕЛЬ: Сформировать представление о значении наследия Петра Великого для современной России на примере Санкт-Петербурга, развить чувства гордости, а также ответственности перед Родиной за сохранение этого наследия.

ЗАДАЧИ

Участие в познавательном маршруте призвано формировать и развивать у обучающихся способности

  • к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном обществе; чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • к проявлению интереса в познании истории, природы, населения, хозяйства России на примере Санкт-Петербурга;
  • ценностного отношения к культурному наследию, цивилизационному вкладу России в мировую культуру;
  • к представлению о социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе, а также готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
  • применение различных методов, инструментов и запросов при поиске, отборе, анализе информации с учётом предложенной учебной задачи;
  • планировать самостоятельную поисковую и проектную деятельность, формулировать суждения, выражать свою точку зрения по исследуемым вопросам в устных и письменных текстах, владеть способами самоконтроля и рефлексии оценивать качество достигнутых результатов; координировать свои действия с другими членами команды.

Дополнительные условия

 

Программа прохождения познавательного маршрута рассчитана на семь часов, включая запланированный обед и 30 минутный перерыв для самостоятельного осмотра Петропавловской крепости.

Пешеходная часть маршрута проходит по улицам, проспектам, площадям большого города, а также территориям особой охраны, также организация маршрута предполагает использование на отдельных этапах передвижение группы школьников в экскурсионном автобусе, что требует от экскурсоводов и сопровождающих выполнения принятых требований, связанных с организацией работы с детьми и обеспечением их безопасности.

Познавательный маршрут организуется в формате квест-экскурсии. До прибытия к началу маршрута обучающиеся получают задания для подготовки к участию в квесте.

В начале маршрута группа участников делится н две команды. На каждом из этапов ведущий-экскурсовод задает вопросы и задания, которые школьники должны решить командой, сообщая ответы, представляя решения заданий (временной критерий учитывается, но не является решающим). За верные ответы команды получают баллы. В конце проводится подсчет баллов. Идет награждение (награждаются обе команды за получение первого и второго мест). После завершения программы участники получают индивидуальные задания (приветствуются темы, самостоятельно выбранные школьниками для выполнения данного задания). По результатам выполнение заданий в постэкскурсионный период организаторы могут оценить успешность выполнения поставленных задач.

 

КАРТА МАРШРУТА карта с лупой Красуйся град Петров

 

 

ПРОГРАММА МАРШРУТА

  • Памятник Петр I на Кленовой аллее у Михайловского замка. Скульптор Бартоломео Карло Растрелли. На барельефах пьедестала изображены «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте»

 

  • Летний дворец Петра расположен на берегу реки Фонтанки. Он был построен по типу богатых домов, которые царь Петр видел в Голландии.  Возведен дворец главным петровским архитектором —Доменико Трезини. Дворец был предназначен для жизни в нем только в теплое время года.

 

  • Храм Святого великомученика и целителя Пантелеймона — находится на левом берегу реки Фонтанки. Церковь, на которой размещена мемориальная доска была построена после кончины Петра I.  По указанию Петра Алексеевича для рабочих находившихся здесь верфей была построена часовня во имя Святого Пантелеймона. Эта часовня, а вслед за ней и ныне существующий храм,  являет собой памятник русским победам:  27 июля русский флот в 1714 г. одержал победу над шведским флотом при Гангуте и в 1720 году — у острова Гренгам. Позже архитектором и освещена мазанковая церковь посвященная святому, день памяти православной церковью пришелся на дни важных морских побед.

 

  • Образ Спас нерукотворный находится в Спасо-Преображенском соборе. Икона досталась Петру Алексеевичу от матери.

 

  • Памятный знак кораблю «Полтава» установлен на  Воскресенской набережной по проекту  скульптора   Александра Таратынова. На памятнике есть такие слова: «Первый российский 54-пушечный линейный корабль построенный в Санкт-Петербурге по проекту мастера Федосея Скляева при участии Петра I.  Спущен на воду в 1712 г. «Полтава» – символ морской славы России.

 

  • Большеохтинский мост через Неву – мост Петра Великого. У Большеохтинского моста в Неву впадает р. Охта. Шлотбург  («замок-город») расположен на правом берегу Невы, прежде здесь располагались поселения и укрепления: Ниеншанц, Невское устье, Ландскрона и др. 

 

  • Сампсониевский собор. Решением Петра в декабре 1709 г.  на Выборгской стороне было утверждено создать Православный собор в честь победы в Полтавской битве 27 июня 1709 г. На месте будущего собора сначала была построена и освящена деревянная Сампсониевская церковь, названная именем Сампсона Странноприимца. Церковь, потом и собор получили такого небесного покровителя, поскольку 27 июня православная церковь поминает именного этого святого.

 

  • Ботанический сад Петра Великого находится на Аптекарском острове. С петровских времен здесь размещались Аптекарские огороды, где выращивания растения медицинских целей. На территории Ботанического парка в наше время был поставлен памятник Петру I. Скульптор О.Сатин изобразил первого императора как бы вырастающим из ствола дуба, подчеркнув могущество царя.

 

  • Памятник «Слава Российскому флоту» (альтернативное название— «Морякам и создателям флота России») создан М. К. Аникушиным. Воздвигнут в честь 300-летия Российского флота..

 

  • Дом Петра Первого, поскольку он маленький, его называют «домиком». Для сохранности этого уникального строения, дом был сверху закрыт «каменным чехлом». Получился дом в доме.  Чтобы увидеть первый деревянный дом нужно сначала зайти в каменный.

 

  • Троицкая площадь — старейшая площадь города, первый административный центр Санкт-Петербурга. Первые горожане могли чувствовать себя в безопасности под защитой Петропавловской крепости. На площади по проекту Доменико Трезини был выстроен Троицкий собор (на сохранился). В вязи с появлением нового плана развития города, центр города и порт переместились на Васильевский остров, Троицкая площадь потеряла свой «центральный» статус.

 

  • Памятный знак в честь Троице-Петровского собора (Петровской церкви Святой Троицы). День основания Санкт-Петербурга 27 мая 1703 г. пришелся на день празднования православной церковью праздника Святой Троицы.  Церковь была построена через 6 лет после основания Санкт-Петербурга. Храм построили в память победы над шведами под Выборгом. Этот собор стал кафедральным (главным) храмом города, здесь объявлялись царские указы. Здесь проходили торжества по случаю окончания Северной войны и заключению мира со Швецией. В соборе Петру I был пожалован титул императора. Собор был разобран почти 100 лет назад. Позже на Троицкой площади была построена часовня Троицы Живоначальной, которую можно видеть и ныне. В память о Троицком соборе в наше время на Троицкой площади открыт памятный знак: миниатюрная бронзовая копия храма — Петровская церковь Святой Троицы. Интересно что постаментом для миниатюрной копии церкви стал фрагменте Гром-камня

 

  • Цейхгауз на немецком языке, арсенал – на французском, на русском – Оружейный дом. Это основа  Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Артиллерийский музей). Основан был по распоряжению царя в Санкт-Петербурге. Какой же музей следует называть «первым»? Днем рождения Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи считается 29 августа 1703 г., когда на территории Петропавловской крепости по личному указанию Петра I был построен специальный Цейхгауз для хранения старинных артиллерийских орудий.

 

  • Петропавловская Крепость. Место, где Охта впадает в Неву слишком далеко расположена от Финского залива. Нужно было продумать, как защищать строящийся город, если враг нападет с моря. Петр выбрал Заячий остров. Петропавловская крепость стала архитектурным шедевром петровской поры. Автор проекта – Доменико Трезини.

 

  • Петропавловский собор – первый каменный храм, построенный в Петербурге. Высота башни от земли до вершины креста составляет 122 метра 50 сантиметров. Могила Петра Великого находится в Петропавловском соборе Ангел располагается на вершине шпиля колокольни собора на высоте 122,5 метра.  Размер Ангела 2 метра 13 см.

 

  • Петровские ворота Петропавловской крепости стали первой триумфальной аркой России.  Автор этой триумфальной арки – Доменико Трезини. «Ключами т Петербурга» принято считать ключи от Петровских ворот. Но Санкт-Петербург никогда не сдавался и никогда не пустит врага на свою территорию. Толщина куртины (стены) у Петровских ворот составляет в 20 м. Ворота назвали в честь небесного покровителя Петра I, на что указывала размещённая в средней части сооружения большая статуя апостола Петра с ключами в руках.

 

  • Ботный дом в Петропавловской крепости, который был построен после кончины Петра I для хранения небольшого судна — ботика Петра Великого. Бот имеет название «Святой Николай». Он был доставлен из Москвы в Петербург для участия в первом военно-морском параде, который был переведен в Кронштадте в честь победы в Северной войне. 

 

  • Скульптура «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому» создана Михаилом Шемякиным. Для создания лица скульптуры автор использовал копию прижизненной маски Петра, созданную Бартоломео Карло Растрелли.

 

  • Зимний дворец Петра Великого располагался на берегу канала, получившего название Зимняя канавка.  Фрагмент стены Зимнего дворца (проект Доменико Трезини) на набережной Зимней канавки можно увидеть как фрагмент стены здания Эрмитажного театра. 

 

  • Скульптура «Петр-плотник» на Адмиралтейской набережной создана скульптором Леопольдом Адольфовичем Бернштамом (оригинал не сохранился). Россия подарила копию памятника голландскому городу Саардам, поскольку Петр I там короткое время учился корабельному делу. Голландское правительство подарило Санкт-Петербургу копию их памятника. Так Петр-плотник вернулся на берег Невы. 

 

  • Исаакиевский собор. Император Всероссийский Пётр I родился 9 июня 1672 года — в день памяти православной христианской церковью святого Исаакия Далматского. Поэтому мы называем Исаакиевский собор – памятником Петру Великому.

 

  • Аттик главного входа здания Адмиралтейства украшен горельефом «Заведения в России флота». Здесь можно увидеть владыку морей Нептуна, который передает свой трезубец – символ власти над морями – царю Петру. Только изображение Петра не очень похоже на известные портреты царя

 

  • «Медный всадник» Конный памятник на Сенатской площади всем известен по названию произведения А.С.Пушкина «Медный всадник». Метал, из которого создана Эьеном Фальконе, Мари Анн Колло, Фёдором Гордеевым скульптура из бронзы (сплава меди и олова) Огромный валун, известный под названием «Гром-камень» был доставлен в центр Санкт-Петербурга из поселка Лахта, что на северном берегу Финского залива. На пьедестале надпись на русском и латинском языках «Петру первому Екатерина вторая».

 

Возможная интеграция с основной образовательной программой

8 классов – «История», раздел «История России. Россия в конце XVII—XVIII вв.: от царства к империи».

Россия в эпоху преобразований Петра I. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Экономическая политика (строительство заводов и мануфактур, оружейные заводы и корабельные верфи, роль государства в создании промышленности и флота). Реформы управления (городская и губернская реформы, сенат, коллегии, органы надзора и суда). Санкт-Петербург — новая столица. Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Положение инославных конфессий.

Внешняя политика (Северная война. Причины и цели войны. Победа под Полтавой. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей.

Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. «Юности честное зерцало». Ассамблеи, балы, светские государственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

 

Возможная интеграция с основной образовательной программой 8 класса – «География»

Расширение территории России в XVIII в. Государственная граница России. Страны — соседи России. Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Природные условия и природные ресурсы. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. Климат и климатические ресурсы Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Моря, омывающие территорию России. Реки России. Опасные гидрологические природные явления. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Оценка обеспеченности водными ресурсами регионов России.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами.

Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Роль городов в жизни страны. Функции городов России.

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.

Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России.

 

Список рекомендуемых информационных источников

 

 

 

 

© 2024. Все права защищены.