ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Городская станция юных туристов

Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49, лит. А
(812) 325-00-46
sutur.bb@obr.gov.spb.ru

Городская станция юных туристов


Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
МЕНЮ

Городская станция юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег»

эмблема СЮТур с ББ с 1933 ДЛЯ САЙТА

В этом году Городская станция юных туристов отмечает свой юбилей - 90-летие! Она была создана в 1933 году как Ленинградская городская Детская экскурсионно-туристская станция. За прошедшие годы она не раз была реорганизована и меняла свое название, но как говорит народная мудрость: «Времена меняются, а истинные ценности неизменны».

Станцией накоплен огромный опыт туристско-краеведческой работы с детьми и подготовки туристских кадров. Время романтиков продолжается!

Городская станция является Региональным центром детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге.

Основной ее целью является организация процессов воспитания, оздоровления и личностного развития школьников Санкт-Петербурга.

Происходит это в активных формах туристско-краеведческой деятельности – походах, экспедициях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и др.

Концепция туристско-краеведческого образования - «Школа жизни – окружающий мир».

Используемая технология воспитания – предоставление обучающимся максимальной самостоятельности при сохранении совместного, командного характера деятельности на всех этапах – подготовки, проведения и подведения итогов походов и экспедиций.
Содержательное наполнение походов и экспедиций в долговременной перспективе также дает профориентационный эффект, помогая обучающимся в выборе карьерного пути по спектру специальностей, осуществляемых в природной среде.

Функции Регионального центра детско-юношеского туризма реализуются Станцией в процессе организации деятельности:

○  Региональной маршрутно-квалификационной комиссии

○  Городского учебно-методического объединения организаторов активных форм туристско-краеведческой деятельности учащихся и выездных форм работы с детьми

○  По дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогов

○  Регионального молодежного движения «Юные инструкторы туризма»

○  Музея истории детско-юношеского и молодежного туризма России

○  По дополнительным общеразвивающим образовательным программам туристско-краеведческой направленности.

Выполнение функций регионального центра осуществляются Станцией посредством сетевого взаимодействия с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведениярайонными (муниципальными) центрами детско-юношеского туризма и образовательными организациями Санкт-Петербурга.

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Название школьного образовательного туристского маршрута

 Пешеходный познавательный маршрут «НЕПОКОРЕННЫЙ РУБЕЖ» по выставочному комплексу «Сестрорецкий рубеж» 

Ресурсы о регионе и районе маршрута

Сестрорецкий рубеж — Википедия (wikipedia.org)

Ближайшие железнодорожные станции: Белоостров.

Как добраться из Петербурга: электричкой с Финляндского вокзала до станции Курорт, далее пешком.

Предполагаемая целевая аудитория

Возраст участников: 15-17 лет.

Большая пешеходная нагрузка.

Специальная туристская подготовка не требуется.

Сезон

В течение календарного года

Ключевые направления

#История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный_туризм #Родной край #Наследие #Герои # Отечество #Исследователи

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

  • Образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – краеведение, история, история Санкт-Петербурга, естествознание (окружающий мир); география; биология, основы безопасности жизнедеятельности).
  • Дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, техническая, естественно-научная направленности).
  • Программы воспитания /воспитательной работы.

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

В результате прохождения пешеходного познавательного маршрута учащиеся овладевают дополнительными знаниями по истории и географии Санкт-Петербурга.

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: повышение общей культуры.
  • Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения. 

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: знания по истории, истории Санкт-Петербурга, географии.
  • Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу; способность соблюдать правила.

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: Целостное представление об истории мира, истории России, истории Санкт-Петербурга и истории Зимней войны.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами.
  • Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим.
  • Коммуникативные компетенции: владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки 

  • Просветительский
  • Углубленный в рамках изучения учебного предмета
  • Исследовательский
  • Проектировочный

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Противопоказания по интеллектуальной, эмоциональной, физической, сенсорной нагрузке.

Продолжительность маршрута

1 день

Протяженность маршрута

Протяженность маршрута 8,16 км

Пункты, через которые проходит маршрут

 

Объекты показа

Ж/д станция Курорт (начало маршрута) – источник – Приморское шоссе – памятник А.И. Коробицыну, информационная доска, сквер Пограничников – выставочный комплекс Сестрорецкий рубеж – музей Сестрорецкий рубеж – Приморское шоссе – мемориальное кладбище, дот 124 – дот 123 – Томинский проезд – дот 119 – дот 134- Заречная дорога – дот 115 – дот 113 – Заречная дорога, река Малая Сестра – дот 118 – дот 131 «Красный сапер» – дот 121 – берег Финского залива, станция «Героизм – это» - викторина – арка Сестрорецкий рубеж, санитарная остановка – ж/д станция Курорт (конец маршрута)

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цель: Патриотическое воспитание. Воспитание гражданской идентичности

Задачи:

1. Расширение знаний по истории, истории Зимней войны, истории ВОВ, истории Санкт-Петербурга посредством ознакомления обучающихся с Выставочным комплексом «Сестрорецкий рубеж».

2. Оздоровление.

Дополнительные условия

Специальное снаряжение не требуется. Взять с собой перекус и воду.

 

КАРТА МАРШРУТА

Непокоренный рубеж

 

 

 Учебно-методический комплекс к пешеходному познавательному маршруту «Непокоренный рубеж» по выставочному комплексу «Сестрорецкий рубеж»

 

План маршрута

Ж/д станция Курорт (начало маршрута) – источник – Приморское шоссе – памятник А.И. Коробицыну, информационная доска, сквер Пограничников – выставочный комплекс Сестрорецкий рубеж – музей Сестрорецкий рубеж – Приморское шоссе – мемориальное кладбище, дот 124 – дот 123 – Томинский проезд – дот 119 – дот 134- Заречная дорога – дот 115 – дот 113 – Заречная дорога, река Малая Сестра – дот 118 – дот 131 «Красный сапер» – дот 121 – берег Финского залива, станция «Героизм – это» - викторина (20 мин.) – арка Сестрорецкий рубеж, санитарная остановка – ж/д станция Курорт (конец маршрута)

 

Программа маршрута

Цель: Патриотическое воспитание. Воспитание гражданской идентичности

Задачи:

1. Расширение знаний по истории, истории Зимней войны, истории ВОВ, истории Санкт-Петербурга, географии, биологии и экологии посредством ознакомления обучающихся с Выставочным комплексом «Сестрорецкий рубеж».

2. Оздоровление.

 

Объем программы познавательного маршрута предполагает 6 часов.

 

Формы проведения: рассказ, показ, викторина

 

Возможная интеграция с основной образовательной программой по предметным областям

1.            Предметы школьной программы математического цикла

Информатика (участникам по окончании маршрута может быть предложено выполнение задания по различным темам)

2.            Предметы школьной программы естественной группы: природоведение, окружающий мир, география, биология, естествознание, экология

 

Возможные темы:

  • Болота и люди.
  • Страна Суоми. Самоназвание Финляндии.
  • Природные условия и их влияние на выбор способов наступления и направления главного удара
  • Особенности военных действий, связанный с природным фактором.

 

3.            Гуманитарная группа - предметы школьной программы: Всемирная история и История России

 Возможные темы:

  • Карельский перешеек – перешеек лимитрофный, полиэтнический. Древняя история и история Нового времени.
  • Война и мир на территории Петербурга-Ленинграда и его окрестностей. Ведение военных действий в природных условиях северо-запада.
  • Природные условия и их влияние на выбор способов наступления и направления главного удара
  • История ВОВ. Сестрорецкий и другие рубежи.
  • История России и Финляндии. История ХIХ века. Александр Первый и вхождение Финляндии в состав Российской империи. От 1809 года до 1918: в составе России.
  • Необычайные приключения советско-финской границы. Зимняя война с Финляндией с 30 ноября 1939 г., 8 часов утра по 13 марта 1940 г., 12 часов дня. Общая продолжительность: 104 дня и 4 часа.
  • Сестрорецкий район обороны в составе Карельского укрепленного района, строившегося с 1928 по 1939 гг.
  • Сестрорецкий рубеж в годы Великой Отечественной войны. - музей и мемориал, одно из интересных исторических мест, где проходили бои во время Великой Отечественной Войны.
  • ДОТы – долговременные огневые точки
  • АПК -1 (артиллерийский полукапонир), носивший позывной «Слон».
  • Современное поколение может знать имя Зиновия Григорьевича Колобанова благодаря популярной компьютерной игре «World of Tanks.
  • Песня, объясняющая цели и задачи начавшейся военной кампании и дающая уверенность в скором успешном её окончании.

«Сосняком по откосам кудрявится
Пограничный скупой кругозор.
Принимай нас, Суоми-красавица,
В ожерелье прозрачных озёр!»

 

4.            Филологическая группа. Литература отечественная. Памятники финской литературы

Возможные темы:

  • Болото в русском фольклоре и фольклоре этносов Ленинградской области
  • Поэты и писатели, увековечившие память о военно-исторических местах Карельского перешейка. «Все болота, болота, болота, Восемнадцатый день болота!»

 

5.            К группе трудового обучения: труд (технология) ИЗО, рисование, черчение. Карты, планы, схемы.

Темы задания перед маршрутом или после него:

  • Создание схемы маршрута.
  • Поиск материалов интернета.

 

6.            Группа Иностранный язык:

Тема «Лингвострановедение и туризм. Туры финнов в Россию и туры россиян в Финляндию. 78 лет добрососедства и мирного сотрудничества в разных областях деятельности.

 

7.            Активный маршрут вписывается в цикл компетенций, развиваемых на уроках физкультуры, которой ученики занимаются весь период обучения – 11 лет.

 

Компетенции, связанные с предметами школьной программы всех групп, изучаемых учащимися 15-17 лет и повышаемые в рамках пешеходного познавательного маршрута «Непокоренный рубеж»

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

Познавательные компетенции: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека;

Компетенции личностного самосовершенствования: повышение общей культуры; повышение экологической культуры;

Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения

 

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

Познавательные компетенции: расширение знаний об истории, географии и экологии Санкт-Петербурга;

Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу; способность соблюдать правила

 

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций.

Познавательные компетенции: целостное представление об истории, географии и экологии Санкт-Петербурга;

Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами;

Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим;

Коммуникативные компетенции: владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями.

 

Документация по ТБ

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении прогулок, познавательных маршрутов, экскурсий

 

1 Общие требования безопасности:

1.1 К прогулкам, познавательным маршрутам, экскурсиям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2 Опасные факторы:

  • изменения установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
  • травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижение без обуви, а также без брюк или чулок, укусы животными, пресмыкающимися и насекомыми;
  • отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;
  • заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.

1.3 При проведении прогулки, познавательного маршрута, экскурсии группу учащихся, воспитанников должны сопровождать двое взрослых.

1.4 Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

 

2 Требования безопасности перед проведением прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

2.1 Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр (термометрию).

2.2 Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.

2.3 Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

 

3 Требования безопасности во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

3.1 Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.

3.3 Отправляясь на экскурсию, познавательный маршрут, надевайте одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевайте прочную обувь, носки, на голову - головной убор. Во время мероприятия не снимайте обувь и не ходите босиком.

3.4 Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.

3.5 Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

3.6 Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения, грибы, а также колючие растения и кустарники.

3.7 Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду в индивидуальной упаковке.

3.8 Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.

3.9 Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

 

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях:

4.1 При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.

4.2 При получении учащимся, воспитанником травмы оказать помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

 

5 Требования безопасности по окончании прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

5.1 Проверить по списку наличие всех учащихся, воспитанииков в группе.

5.2 Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение (по необходимости).

 

Учебно-дидактический блок

ТСО и оборудование - телефоны с возможностью выхода в интернет

 

Наглядно-иллюстративные материалы

  • Карты
  • Карточки с памятками

 

Методические рекомендации

Рекомендации к учебным заданиям (предметные области - География, История, История Санкт-Петербурга)

Цель заданий: актуализация и расширение имеющихся знаний по географии, истории и краеведению; визуализация событий, эмоциональное закрепление информации, практическое закрепление изученного материала.

Все этапы выполняются в соответствии с описаниями практического задания, спортивной задачи.

Все задания являются практикоориентированными.

Методический блок

Контрольные тексты

Выставочный комплекс «Сестрорецкий рубеж» расположен по адресу: Приморское шоссе, 309, в городе Сестрорецк Курортного района Санкт-Петербурга.

Экспозиция выставочного комплекса состоит из артиллерийского полукапонира номер 035 «Слон», деревоземляных огневых точек №604 «Тигр» и №605 «Моська» и малых огневых точек, расположенных рядом с ним.

Полукапонир является основным экспонатом выставочного комплекса. Это территория Сестрорецкого Батальонного района обороны Карельского укрепрайона (22-й укреплённый район) Линии Сталина.

АПК-1 «Слон» расположен в 1200 метрах от старой советско-финской границы. Первое упоминание датируется октябрем 1941 года, как огневая точка противотанковой обороны в докладе 291 сд. Порядковый номер А-035, позывной «Слон». Комендант сооружения — лейтенант Лещук Профентий Севастьянович. Гарнизон, по штату, 13 человек, из состава 4-й роты 283-го ОПАБа.

АПК-1, позывной «Слон»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проект постройки фортификационных сооружений в Сестрорецке был разработан в 1938 году. В октябре началось возведение объекта.

По первоначальному проекту АПК-1 должен был находиться на 150 м южнее, на следующем мысу. Но задачи, которые были поставлены перед объектом претерпели изменения, поэтому АПК-1 разместили на песчаном бугре в 300 м к северо-востоку от кладбища. Его задачей стал прострел подступов к реке Сестра, железнодорожного моста и пространства перед фронтом гарнизона Белоостровского Батальонного района обороны.

Работы производили инженеры 70-й стрелковой дивизии 19-го стрелкового корпуса под руководством военного инженера II ранга Митрофанова. 70-я стрелковая дивизия занимала левую часть Карельского укрепрайона с 1936 года.

АПК-1 соединялся линией связи с шестиамбразурным ДОТом, являвшимся наблюдательным пунктом и обеспечивавшим огневую поддержку в глубине оборонительного района.

При постройке объекта, в боевых казематах хотели разместить уже производившееся 76-мм орудие образца 1902 года на капонирном лафете образца 1932 года. Зимняя война отодвинула границу и АПК оказался не нужен.

К началу Великой Отечественной войны АПК не был оборудован и вооружён. По архивным данным, в амбразуре была установлена осенью 1941 года 45 мм пушка, а летом 1942 года — установки ДОТ-4 и Л-20. 6.10.42 подписан приказ о установке пулеметного станка НПС-3, а 15.12.42 акт приемки станка и акт переоборудования аварийного выхода в шахту к башне круговой обороны. Расположенный на правом фланге Сестрорецкого батрайона рядом с болотом, он артиллерийским огнём простреливал болотистую низину от Курорта до Белоострова и пересечение Приморского шоссе с железной дорогой.

Объект поддерживал огнём разведки боем и возвращения разведгрупп. В 1942 году командующий Ленинградским фронтом Говоров лично наблюдал за стрельбой АПК-1.

В начале 1950 годов сооружение модернизировано: установлены фильтровентиляционное оборудование, дизель-генератор ДСА-10 и др., в полукапонире установили 85-мм казематные установки ЗИФ-26 (№ 193 и 209, 1949 г.), производившиеся заводом им. Фрунзе «Арсенал» в Ленинграде. Дальность прямого выстрела — 950 м. Скорострельность — 12 выс/мин. Максимальная дальность стрельбы — 8730 метров. Скорость бронебойно-трассирующего снаряда 792 м/с. Общий вес установки — 7666 кг. Спусковой механизм состоит из механического и электроспуска. На установке смонтирован механизм продувания ствола после каждого выстрела, механизм продувания смотрового отверстия. Система охлаждения ствола водой после 100 выстрелов. Установки укомплектовались оптическими прицелами ПУР-26 с электрообогревом и подсветкой. Шкалами горизонтального и вертикального наведения и бокового уровня. Для подачи боеприпасов из снарядной к орудию предусмотрен герметичный перегрузочный лоток «Снарядное окно». Снаряды в снарядной хранятся на специальных стеллажах. Стрелянные гильзы после выстрела по специальному каналу попадали в гильзосборную камеру этажом ниже, из которой отсасывались пороховые газы. По первоначальному проекту гильзы сбрасывались в диамантный ровик, расположенный перед орудиями снаружи сооружения, но по опыту войны от него отказались, закопали и забетонировали всю площадку перед орудиями.

Пулемётную амбразуру пробили в напольной стене в октябре 1942 года.

В пулемётном каземате расположен пулемётный станок НПС-3 производства 1941 года. Изначально станок был разработан в конце 30-х годов под два пулемёта конструкции Силина с воздушным охлаждением, но так как пулемёт производиться не стал, станок выпустили с минимальными изменениями под пулемёт Максима водяного охлаждения.

Для охлаждающей воды справа и снизу от пулемёта установлены баки. Установка оснащена телескопическим прицелом КТ-2. Пороховые газы, образующиеся при стрельбе, удаляются при помощи газоотсосной системы.

Здесь же оборудовано помещение уборной.

Для защиты входной броневой двери ТД-2 от действия взрывной волны близко разорвавшейся авиабомбы или снаряда предусмотрен сквозник с проёмами разной ширины, по которому отводится взрывная волна. Закрываются проёмы решётками, обтянутыми сеткой-рабицей.

Подступы к сооружению простреливаются из амбразур обороны входа, которые расположены в силовой и уборной. Первоначально амбразуры должны были оборудоваться пулемётными заслонами ПЗ-40 для танкового пулемёта ДТ, но впоследствии вместо них установили заслонки простейшей конструкции. Сейчас одна амбразура переоборудована ПЗ-40.

После войны на входе построили ещё два тамбура. В одном из них расположена амбразура. В настоящее время она оборудована бронезаслонкой и станком Юшина под пулемёт Максима.

Толщина напольной стены сооружения и его покрытия — 1500 мм, что позволяет выдержать однократные попадания 305 мм снаряда. Для защиты солдат от падения кусков растрескавшегося от взрыва бетонного перекрытия при прямом попадании снаряда в сооружение на потолке уложена противооткольная одежда — двутавровые балки и листы железа. В стенах находится мелкоячеистая сетка. Комендант полукапонира наблюдал за ходом боя при помощи оптического 10 кратного перископа ПДН-2 из помещения «перископной», где также находился радист.

Связь с боевыми казематами (орудийными и пулемётным) и с убежищем личного состава осуществлялась при помощи переговорных труб. Также связь осуществлялась при помощи телефонной связи. В помещении расположен столик для радиостанции и аккумуляторов к ней.

Фильтровентиляционная система полукапонира предназначена для обеспечения гарнизона чистым воздухом в условиях применения противником химических, радиоактивных, зажигательных и других средств поражения. Система состоит из приточной и вытяжной вентиляции, работающих одновременно.

Система фильтровентиляции обеспечивала следующие режимы работы:

— режим чистой вентиляции (очистка от пыли),

— режим фильтровентиляции (очистка от ОВ),

— режим полной изоляции с регенерацией воздуха.

Для защиты от отравляющих веществ весь личный состав обеспечивался защитной одеждой (костюмы Л-1), переодеваемой во входных тамбурах, также там принимались меры по дегазации. В режиме полной изоляции применяются регенерационные установки конвекционного типа (РУКТ-4) для производства кислорода из специальных патронов РВ-5. В холодное время года Арт. ДОТ подогревался печкой и электрообогревателем. А после войны воздух, поступавший в казематы, подогревался при помощи котла и калорифера. Ещё использовался для обогрева и двигатель генератора.

Если во время боевых действий сооружение получило сильные повреждения и открыть броневую входную дверь невозможно, то по проекту предусмотрен аварийный выход. Он расположен в самой защищённой части сооружения и представлял собой бетонную шахту со скобтрапом, заполненную землёй. Вход в шахту закрывался набором из швеллеров. Для выхода наружу необходимо открыть дверь, вынуть швеллеры и высыпать внутрь каземата землю.

В конце 1942 года, над шахтой установили броневой колпак сделанный из дорожного катка, с тремя амбразурами для ближней самообороны, который в 2000 году был порезан мародёрами на металл. В настоящее время установили взамен утраченного колпака башню ВПБ-3, которая и является запасным выходом из АПК.

В силовой расположен дизель-генератор ДСА-10, мощностью 7,2 КВт, 230В. Агрегат собран на сварной раме и закреплён на полу. Дизель-генератор являлся запасным источником электроэнергии для сооружения в военное время, запас топлива обеспечивал работу в течение 3-х суток. Остальное время объект подключен к городской электрической сети. По воспоминаниям ветеранов, городская электросеть не работала минимум с середины шестидесятых годов.

В оборудование силовой входят:

— Дизель-генератор ДСА-10,

— Пусковой ящик и распределительный ящик,

— Коммутационное оборудование,

— Селеновый выпрямитель для зарядки аккумуляторов,

— Осветительные трансформаторы,

— Расходные и расширительные баки для воды,

— Расходный бак для топлива и насос для топлива.

Дизель-генератор использовался для нагрева поступающего в сооружение воздуха, для чего нагретая охлаждающая жидкость поступала в калорифер. Также в силовой находится водяной колодец, который был оборудован центробежным и ручным насосами, и баки для хранения воды.

 

Огневая точка на базе танка Т-28
 ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Корпуса танков в перевёрнутом виде ставились на деревянный фундамент и засыпались землёй. Все технологические отверстия на корпусе были заварены и вырезаны амбразуры с бронезаслонками. Вход осуществлялся через снятую решётку радиатора танка по траншее. Один из вариантов огневой точки представлен в книге «Наставление для инженерных войск; Полевая фортификация (ПФ-43); Часть вторая; Фортификационные сооружения» изд. 1946 г. на стр. 40 «Использование перевёрнутого корпуса танка для устройства пулемётного блокгауза».

 

БОТ с башней КВ-1
 ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Башенные артиллерийские установки с 76-мм пушками, вмонтированными в башни танков КВ, предназначены для усиления противотанковой обороны существующих укреплённых районов. Установки имеют следующее вооружение: 76,2-мм пушки обр. 1940 г. Ф-34 спаренные с 7,62-мм пулемётом ДТ. В некоторые башни танков КВ установлена 76,2-мм танковая пушка обр. 1941 г. ЗИС-5 спаренная с пулемётом ДТ. Эти пушки имеют одинаковые баллистические данные и одни и те же выстрелы, применяемые для 76-мм дивизионных пушек и 76-мм полковых пушек обр. 1927 г. Установка представляет собой башню штатного танка с 76-мм пушкой и штатным оборудованием, приспособленную для установки в фортификационное сооружение. Башня установлена на шариковой опоре. Нижний погон прикреплён к плите анкерными болтами, заделанными в бетон, чем обеспечивается соединение башни с бетоном сооружения. Башенная артиллерийская установка с 76-мм пушкой в башне танка КВ имеет то же вооружение и те же приборы наблюдения и внутреннее устройство, что и башенная артиллерийская установка с 76-мм пушкой в башне танка Т-34. Различие состоит главным образом в размере и весе башни и кроме того, в башне танка КВ установлен одиночный пулемёт ДТ для стрельбы в тыл.

При изучении и эксплуатации башенных артиллерийских установок с 76 -мм пушками в башнях танков КВ и Т-34 надлежит пользоваться: 1) Техническим описанием установок. 2) Руководством службы — Танк КВ, изд. 1941 г. 3) Руководством службы — Танк Т-34, изд. 1944 г. 4) Руководством службы — 76-мм модернизированная танковая пушка обр. 1940 г., изд. 1942 г. 5) Наставлением по стрелковому делу — Ручной пулемёт ДП. Неисправности обнаруженные при стрельбе должны устраняться опытным слесарем под руководством артиллерийского техника или коменданта сооружения.

Информация взята из книги: «Эксплуатация УРов» изд. 1957 г.

 

Железобетонные колпаки
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Многочисленные башни разных форм и размеров, изготовленные из стали и бетона. Башни являются канализационными кольцами, переделанными в огневые точки. В каждой пробиты амбразуры и укреплены бронеплиты. Залиты отсутствующие крыши Найдены на Карельском перешейке. Имеют пулевые попадания. За лето 1942 года изготовлено около 250 штук.

Финский бронеколпак

Найден на Карельском перешейке. Был частью Дерево-Земляной Огневой Точки, расположенной на передовой и подорванной скорее всего летом 1944 года. Имеет много следов попаданий. Местность вокруг свидетельствует об ожесточённом бое. Вооружение: пулемёт Максима на станке.

Для справки статья «Фортификационное оборудование финнами Карельского перешейка» из «Военно-инженерный журнал» № 10 за 1944 год с. 26-35."Закрытые пулемётные сооружения являлись самым распространённым элементом опорных пунктов; они устраивались непосредственно в системе траншей и тщательно применялись к местности. Наиболее распространёнными являлись железобетонные и дерево-земляные пулемётные сооружения с броневыми колпаками различных типов, встречались железобетонные пулемётные сооружения с двумя и даже тремя колпаками. Количество таких сооружений доходило до 9-14 и более на 1 пог. км фронта. Сооружения были различными по планировке, но всегда имели боевой каземат и убежище с входом из траншей или хода сообщения. Толщина стен железобетонных сооружений встречалась самая разнообразная: 0,60 м, 0,80 м, 1,20 м и 2,20 м. Толщина покрытий — 0,6-0,9 м. Кроме того, для повышения обеспеченности сооружений очень часто практиковалась засыпка котлована и покрытия камнем (гранитом, иногда специально подвезённым), что увеличивало защитные толщи ещё на 1-1,5 м. Вход часто имел тамбур с металлическими герметическими дверьми (в некоторых сооружениях были временно поставлены деревянные двери). Применение броневых колпаков значительно облегчало посадку сооружений на местности и повышало живучесть их. Обеспеченность их от поражения 152-мм, а значительной части от поражения 203-210-мм снарядами создавала достаточную устойчивость в обороне пулемётных сооружений. В большинстве случаев эти сооружения заблаговременно, до открытия огня из них, выявить не удавалось. Бронеколпаки весьма широко использовались финнами в качестве пулемётных, пулемётно-наблюдательных и наблюдательных оголовков к самым разнообразным дерево-земляным и железобетонным сооружениям. Пулемётные бронеколпаки применялись двух основных типов: 1. Пулемётный диаметром 0,7-1,0 м с куполообразным перекрытием, с наибольшей толщиной металла 150 мм, 220 мм и 300 мм. Высота колпака — 1,5-2,0 м. Пулемёт устанавливался на специальном станке с гильзоотводом и бронезащитой амбразуры; последняя рассчитана на прямые попадания бронебойных пуль. Наружные размеры амбразуры 204 Х 204 мм. 2. Пулемётно-наблюдательный, состоящий из двух сопряжённых вместе куполообразных колпаков — большого (пулемётного) внутренним диаметром около 1,0 м и малого (наблюдательного) внутренним диаметром 0,76 м. Толщина перекрытия — 220—300 мм. Высота колпака — 1,2-1,35 м. Эти колпаки встречались нескольких типов, с различной врезкой пулемётных амбразур и наблюдательных щелей и различными очертаниями выреза для входа в боевой каземат. Пулемёт также устанавливается на специальном станке. Для наблюдения имеется щель размером 4 Х 19 см, закрываемая заслонкой. В большей части колпаков имеются отверстия для установки перископа. Наблюдательные колпаки встречались трёх типов: а) для ведения наблюдения только через перископ; внутренний диаметр — 0,86 м, высота — 1,45 м; б) для ведения наблюдения через 2 щели в секторе 90-120° и кругового через перископ; внутренний диаметр — 0,72 м, высота — 1,25 м (наблюдательные щели имели наружные размеры 3 Х 33 см и перекрывались специальной задвижкой); в) для ведения кругового наблюдения через 6 щелей и через перископ; внутренний диаметр колпака — 0,89 м, высота — 1,6 м. Размеры наблюдательных щелей — 7 Х 95 мм; для перекрытия их имелась броневая вращающаяся задвижка толщиной 30 мм. Толщина металла в наблюдательных колпаках: в основании — 70 мм, в боковой части, в месте устройства щелей, — 200—300 мм, перекрытия — 200 мм. Диаметр отверстия для перископа — 100 мм. Колпаки — литые. В железобетонных сооружениях они устанавливаются до армирования. Часто встречалась заливка колпака цементом (по металлической сетке) сверху. Для лучшей маскировки остающаяся не закрытая бетоном часть колпака часто имела приливы, искажающие форму колпака. Колпаки оказались весьма живучими: прямые попадания 76-мм снарядов по передней стенке и покрытию не выводили их из строя.

 

Финская огневая точка для казематного орудия 45к40
 ________________________________________________________________________________________________________________________________

Напольная железобетонная стена финского ДОТа. ДОТ был расположен в двух километрах от АПК, на берегу болота Канавное. Орудие после боев было демонтировано. В 2000-х годах ствол был найден и вывезен. Осенью 2010 года выкуплен у поисковиков, отпескоструен и покрашен на территории ГУП «Экострой», а в апреле 2011 года установлен назад в короб. Примером служит статья «Фортификационное оборудование финнами Карельского перешейка» «Военно-инженерный журнал» № 10 1944 г., с. 26-35. «Артиллерийские позиции в большинстве случаев оборудовались открытыми железобетонными окопами с железобетонным укрытием для пушки. Часто для одной пушки устраивались два окопа и подготавливались 1-2 открытые площадки; все они связывались между собой и с укрытием ходом сообщения (частично крытым или замаскированным). Толщина стен железобетонного окопа, — лицевой и одной из боковых, обращённой к противнику, — 60-90 см, боковой и задней — 25-30 см. Окоп врезался в скат и маскировался (амбразура обычно маскировалась простейшей плетёнкой). Укрытие для пушки (обычно для 75-мм) устраивалось в виде прямоугольной железобетонной коробки шириной 2,5 м, высотой 1,8-2,0 м и длиной 6,70-7,50 м. Толщина стен и покрытия обычно 30 см. На покрытии устраивался каменный тюфяк толщиной 0,5-0,75 м и земляная обсыпка толщиной 0,25-0,4 м. В отдельных случаях устраивались железобетонные артиллерийские сооружения с лицевой стеной толщиной 1,0 м и амбразурой для ведения огня в секторе около 60° из 45-мм или 76-мм пушки.»

 

БОТ под пулемёт системы Максима на станке Соколова ВПБ-3
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Бронированная Огневая Точка ВПБ-3, «Ижорская башня», самая распространённая периода блокады Ленинграда. Вооружение башни — пулемёт «Максим» на станке Соколова устанавливаемый на специальный стол внутри башни. Одна из башен найдена на островке болота «Сестрорецкий Разлив» и установлена на аварийном выходе, вместо утерянной в начале 2000-х годов башни из половины дорожного катка. Вторая башня найдена в окрестностях посёлка Белоостров. Она имеет многочисленные пулевые попадания.

 

БОТ для стрельбы из противотанкового ружья ОТ-ПТР
___________________________________________________________________________________________________________________________________

Бронированная Огневая Точка была найдена на Карельском перешейке. Как и Бронеползунки, разработана и изготовлена в блокадном Ленинграде на Ижорском заводе. Устанавливалась на деревянный фундамент в окопе. Имеет пулевые попадания в районе правой амбразуры.

 

ЖБОТы
_________________________________________________________________________________________________________________________________

Советские ЖелезоБетонные Огневые Точки. Найдены на Карельском перешейке и Синявинских высотах. Представляют собой монолитные и сборные конструкции. Сборные ЖБОТы двух типов: полукруглые элементы поставленные друг на друга и «сруб» из железобетонных брусьев. Имеют следы пулевых попаданий. Монолитные представляют собой кольцо с крышей, обшитое внутри древом. Одна из них имеет сквозное артиллерийское попадание. Эта точка, весом около 1700 кг, подвозилась к месту установки на машине или перекатывалась. После этого ЖБОТ устанавливался на деревянную раму, крепился и маскировался. Пулемёт устанавливался на простейшем деревянном столе. Источник информации: Наставление для инженерных войск. Полевая фортификация. Часть вторая. Фортификационные сооружения. 1946 г.

 

СПС-2М
_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сборное пулемётное сооружение СПС-2М. Сборное пулемётное сооружение СПС-2М собирается из железобетонных элементов ПС2д, ПС1ад, ПС3, К3. Объём грунта 12 м³. На устройство сооружения требуется 1 маш.-час. автокрана и 42 чел.-час., металлоизделий- 501 кг, железобетона — 2,8 м³, лесоматериала — 0,1 м³. Источники информации: Войсковые фортификационные сооружения. — М. Воениздат. 1984 г.

 

СПС-4
 _______________________________________________________________________________________________________________________________________

Сборное пулемётное сооружение СПС-4 предназначалось для установки крупнокалиберного пулемёта НСВ. Сборное пулемётное сооружение СПС-4 собирается из железобетонных элементов ПУ-1, ПУ-3, К-3. На фронтальной стене сооружения устанавливается металлическая приставка МП состоящая из: корпуса; заслонка; откидного щитка; щеколды; подлокотника; стола для патронной коробки. Вход в сооружение оборудуется защитно-герметичной дверью ДЗГМ с проёмом 50×100 мм. Технические характеристики: объём вынутого грунта — 20 м³; время возведения — 28 чел/час, 1,2 маш/час АК, 0,3 маш/час ЭОВ; масса — 10,6 т. Потребность в материалах: бетон — 4,6 м³; арматура — 390 кг; металлические детали — 323 кг; лес — 1,2 м³. Элемент ПУ-1 масса — 3900 кг; объём бетона — 1,51 м³. Элемент ПУ-3 масса — 400 кг; объём бетона — 0,16 м³. Элемент К-3 масса — 83 кг; объём бетона — 0,03 м³. Для перевозки одного требуется 1 автомобиль КрАЗ и 1 ЗИЛ. Источники информации: Войсковые фортификационные сооружения. — М. Воениздат. 1984 г.

 

Ползунки оборонительно-наступательные ЛВ-II-ИЗ и ЛВ-III-ИЗ
 ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Большой ползунок ЛВ-II-ИЗ находился на частной территории в районе Саелово. Был вооружён установкой Л-17 и имел позывной «Халва». Маленький бронеползунок ЛВ-III-ИЗ, найден недалеко от Белоостровского ДОТа «Миллионер», захваченного белофиннами в 1941 году. Имеет следы пулевых попаданий. Была попытка порезать его на металлолом в 2005-06 году. Вся доступная информация о них есть только в книге Б. В. Бычевского «Город-Фронт»: "В середине августа началось создание так называемого «броневого пояса» вокруг Ленинграда. Комиссия по обороне под председательством А. А. Кузнецова ещё в конце июля одобрила предложение ленинградских кораблестроителей об использовании на оборонительных рубежах заводских запасов броневой стали. Инженер-контр-адмирал А. А. Жуков, руководивший Научно-техническим комитетом Военно-Морского флота, и его помощник инженер-капитан П. Г. Котов разработали технологию массового изготовления различных типов сборных дотов. Молодому, но уже достаточно опытному кораблестроителю Павлу Григорьевичу Котову пришлось возглавить оперативную группу по монтажу этих броневых сооружений на местности. Каждое новое броневое сооружение тщательно испытывалось. Помню, как-то Котов и Морозов привезли на Ижорский завод фронтовика-пулемётчика, чтобы проверить только что изготовленную приземистую конструкцию из броневых листов. Собрались рабочие, и Котов представил им бойца:— «Наш заказчик! Пусть посмотрит, — может, что посоветует.» Пулемётчик залез под колпак, осмотрел его внутри и вылез. Знаешь что, друг, — обратился он к сварщику, — давай в днище вырежем отверстие пошире. Мы к этой штуке сделаем раму из бревен и прямо на траншею будем ставить. «А может, ещё к стенке крюк буксирный приварить?» — предложил сварщик. — «Пойдете в наступление и захватите с собой. Трактор или танк смело потащит.» "И то верно, — обрадовался пулемётчик. — „Он будет у нас вроде как ползунок — и для обороны, и для наступления.“ Так и окрестили мы в тот день эту конструкцию — „бронеползунок оборонительно-наступательный“. Под этим именем она приобрела широкую известность на всем Ленинградском фронте.»

 

БУК-1 (Башенная Установка Кривоствольная)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Броневая установка кривоствольная.

В 40 — 50-Х гг. Ленинградское ОКБ-43 специально для ДОТов разработало кривоствольный вариант модернизированного станкового пулемёта Горюнова образца 1943 г., который назвали КСГМ. В начале 50-Х гг. для КСГМ создали опытную установку БУК-1. Она размещалась в поворачивающейся бронемаске, которая, в свою очередь, монтировалась в неподвижном броневом колпаке. На нижнем этаже поместили техническое и технологическое оборудование: фильтровентиляционное устройство, жильё с 2-ярусными нарами, водопровод, отопление и люк в вертикальную шахту с металлической лестницей к выходу на поверхности. Другой такой лаз соединял этажи подземного сооружения. Углы обстрела: по горизонту 360, а по вертикали от −8 до +12 градусов. Имеет устройство, исключающее поломку подъёмного механизма при наезде на броневую установку танка (www.technicamolodezhi.ru).

 

ДОТ-2
_______________________________________________________________________________________________________________________________

76-мм Орудийная установка ДОТ-2 располагалась в Дерево-Земляной Огневой Точке 604 «Тигр». Вела фронтальный огонь вдоль железной дороги и Приморского шоссе в сторону старой границы. Установка ДОТ-2 по ряду причин была снята с производства и повсеместно уступила место 76-мм установке Л-17.

 

Противотанковые надолбы и ежи
_________________________________________________________________________________________________________________________________

Противотанковые надолбы пирамидальные, советского производства. Собраны в близлежащих садоводствах, расположенных в местах ожесточённых боев Великой Отечественной войны. Некоторые имеют номера и надписи, нанесённые в процессе отливки. Противотанковый ёж это изобретение советского генерала Гориккера. Один из ежей сварен из рельса, второй из швеллера, а третий противотанковый ёж — из уголка и привезен с берега острова Котлин.

 

Пехотные щитки

________________________________________________________________________________________________________________________________

Всевозможные пехотные бронещитки времен Первой и Второй мировой войн. Разные по форме и размеру щитки повсеместно использовались всеми воюющими сторонами. Один из наших бронещитков доставлен из района болота Харвази, где финская армия захватила несколько наших бойцов в плен. Имеет многочисленные пулевые попадания.

 

Финский БОТ
____________________________________________________________________________________________________________________________

Бронированная огневая точка под пулемёт Максим найдена на востоке Карельского перешейка. Была оборудована поворотным механизмом.

 

Неподвижные БОТ для одиночного бойца
________________________________________________________________________________________________________________________________

Бронеколпаки представлены двумя типами: сваренные между собой пехотные щитки времён «Зимней войны», изготовлено 10 штук и бочкообразный БОТ сваренный из трёх элементов, изготовлено 15 штук. Время изготовления — лето 1942 год

 

На последнем этапе маршрута формируется аудио-дневник впечатлений.

 

Блок оценочно-диагностических средств

 

Контрольно-измерительные материалы

 

Познавательная игра-викторина «Дорогами войны»

Цель: расширение кругозора и повышение интереса учащихся к истории ВОВ.

Задачи:

1.            воспитание чувства патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны;

2.            расширение кругозора школьников;

3.            оздоровление

4.            формирование культуры общения

 

Оборудование: карты, памятки, жетоны, сувениры

 

Ход мероприятия

Прежде, чем мы перейдем к вопросам нашей игры-викторины, вначале давайте познакомимся с правилами общения на игре: (ребята громко зачитывают)

С уважением относимся друг к другу.

Любое мнение заслуживает внимания.

Пока один говорит, все остальные его слушают.

Условия: в игре всего пять туров, в каждом туре по пять вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

 

1-ый тур, «Разминка».

С ним солдаты в бой идут.

Он солдату верный друг.

Стреляет, стрекочет

Во врага попасть хочет (автомат)

Что общего между деревом и винтовкой?  (Ствол)

Летит – лается, Упадет – рассыпается   (Снаряд)

В кобуре лежит, молчит,

А в бою заговорит.

Громко стреляет,

Командиру жизнь спасает (пистолет)

По полю ползет,

Пушкой ведет,

Страх нагоняет,

Во врага стреляет (танк)

 

2-ой тур называется «Даты и цифры Великой Отечественной войны»

1.            Назовите дату начала Великой Отечественной войны. (22 июня 1941 г.)

2.            Сколько лет длилась ВОВ? (4 года)

3.            Сколько дней длилась ВОВ? (1418)

4.            Назовите дату окончания ВОВ (9 мая 1945 г.)

5.            Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900)

 

          3-ий тур «Страницы боевой славы»

1.            Назовите имя Верховного главнокомандующего советских войск в ВОВ. (И.В. Сталин)

2.            Государство, которое без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины 22 июня 1941 г.: (Германия).

3.            Какое оружие, применяемое в годы ВОВ, называлось ласковым женским именем? (Катюша)

4.          Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы ВОВ? (Орден Отечественной войны)

5.          Какой город в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немецких войск? (Ленинград)

 

4-ый тур «Погоня за лидером».

1.            Какая битва привела к коренному перелому в войне и подорвала военную мощь Германии? (Сталинградская)

2.            Как называлась единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру, связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами с сентября 1941 по март 1943 г.? По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие. (Дорога жизни)

3.            В каком городе находится знаменитый Мамаев курган? (г. Волгоград)

4.            Пограничная застава, крепость, первая принявшая на себя удар немецко-фашистских захватчиков? (Брестская крепость)

5.            Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»? (Г. К. Жукову)

 

Подсчет жетонов, определение победителей, вручение сувениров.

 

Информационные и наглядные материалы

 Без имени 1

Памятки:

    Без имени 1

 

Рекомендованная литература

1.            Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. – М.: Современник, 1988.

2.            Военно-патриотическое воспитание в школе / авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005.

3.            1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной / сост. Е.Н. Цветаев, В.С. Яровиков. – М.: Политиздат, 1990.

4.            Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. – М.: Советская Россия, 1983.

5.            Яковлев Н.Н. Весна Победы. – М.: Педагогика, 1985.

 

© 2024. Все права защищены.