ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Городская станция юных туристов

Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49, лит. А
(812) 325-00-46
sutur.bb@obr.gov.spb.ru

Городская станция юных туристов


Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
МЕНЮ

Городская станция юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег»

эмблема СЮТур с ББ с 1933 ДЛЯ САЙТА

В этом году Городская станция юных туристов отмечает свой юбилей - 90-летие! Она была создана в 1933 году как Ленинградская городская Детская экскурсионно-туристская станция. За прошедшие годы она не раз была реорганизована и меняла свое название, но как говорит народная мудрость: «Времена меняются, а истинные ценности неизменны».

Станцией накоплен огромный опыт туристско-краеведческой работы с детьми и подготовки туристских кадров. Время романтиков продолжается!

Городская станция является Региональным центром детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге.

Основной ее целью является организация процессов воспитания, оздоровления и личностного развития школьников Санкт-Петербурга.

Происходит это в активных формах туристско-краеведческой деятельности – походах, экспедициях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и др.

Концепция туристско-краеведческого образования - «Школа жизни – окружающий мир».

Используемая технология воспитания – предоставление обучающимся максимальной самостоятельности при сохранении совместного, командного характера деятельности на всех этапах – подготовки, проведения и подведения итогов походов и экспедиций.
Содержательное наполнение походов и экспедиций в долговременной перспективе также дает профориентационный эффект, помогая обучающимся в выборе карьерного пути по спектру специальностей, осуществляемых в природной среде.

Функции Регионального центра детско-юношеского туризма реализуются Станцией в процессе организации деятельности:

○  Региональной маршрутно-квалификационной комиссии

○  Городского учебно-методического объединения организаторов активных форм туристско-краеведческой деятельности учащихся и выездных форм работы с детьми

○  По дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогов

○  Регионального молодежного движения «Юные инструкторы туризма»

○  Музея истории детско-юношеского и молодежного туризма России

○  По дополнительным общеразвивающим образовательным программам туристско-краеведческой направленности.

Выполнение функций регионального центра осуществляются Станцией посредством сетевого взаимодействия с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведениярайонными (муниципальными) центрами детско-юношеского туризма и образовательными организациями Санкт-Петербурга.

Материал предоставлен Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга (сетевая экспериментальная площадка Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования" на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга)

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

Название школьного образовательного туристского маршрута

Пешеходный познавательный маршрут «АБВГДейка НА НЕВЕ»

Ресурсы о регионе и районе маршрута

 Санкт-Петербург — Википедия (wikipedia.org)

Предполагаемая целевая аудитория

Возраст участников: 10-11 лет.

Учащиеся 4-х классов

Сезон

В течение календарного года

Ключевые направления

#Патриотика #Город #Окружающий мир # Язык #Профессии #Родной край #Культурное Наследие #Замечательные люди # #Космос #Исследователи #Будущее #Культура

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

Образовательные программы начальной школы:

  • русский язык
  • литературное чтение
  • иностранный язык
  • математика
  • информатика
  • окружающий мир
  • основы религиозной культуры и светской этики
  • искусство - музыка
  • искусство - изо
  • технология
  • физическая культура
  • Дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности

Программы воспитания /воспитательной

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

Метапредметные результаты заключаются в развитии следующих компетенций:

  • Познавательные компетенции, способствующие развитию интеллекта школьника: овладение знаниями о жизни города, его разумном устройстве, его эстетических и этических качествах.
  • Компетенции личностного самосовершенствования - повышение внутренней культуры.
  • Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, проявление интереса окружающему миру, людям, представляющим социум посещаемого города.

 Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций:

  • Познавательные компетенции: знания по истории и географии Санкт-Петербурга.
  • Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу и другим членам обслуживающего персонала; способность соблюдать правила;

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций:

  • Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями, возникающими в процессе знакомства с культурой посещаемого города.
  • Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим в рамках тайминга всего маршрута.
  • Коммуникативные компетенции: умение корректно обмениваться мнениями и впечатлениями с одноклассниками.

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

  • Ознакомительный
  • Просветительский 
  • Образовательный

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Доступно при учете наличия детей с ОВЗ в таком туре

Продолжительность маршрута

Продолжительность маршрута 2,5 часа

Протяженность маршрута

 

Пункты, через которые проходит маршрут

Объекты показа

Станция метро «Горьковская» - Каменноостровский проспект – Троицкая площадь – Петровская набережная – Кронверкская набережная – Заячий остров – Александровский парк – ст. метро «Горьковская»

Объекты показа

  • Станция метро «Горьковская»

1.1. Космос вокруг нас - наземный павильон метро в виде летающей тарелки

1.2. Перспективы Кронверкского и Каменноостровского проспектов

1.3. Памятник Человеку с Большой буквы - А.М.Горькому. Горький – читатель, писатель, издатель школьных учебников и памятников всемирной литературы

  • Выдающиеся памятники архитектуры Каменноостровского и Кронверкского проспектов

2.1. Доходный дом Лидваль и язык скульптуры и архитектуры Ф. И. Лидваля

2.2. Соборная мечеть – центр Татарской слободы петровского Петербурга. Язык мусульманской архитектуры. Татарские слова в нашем языке.

2.3. Особняк М.Ф. Кшесинской - памятник политической истории России

  • Троицкая площадь - старейшая площадь - ровесница города на Неве, заложенного здесь 16 мая 1703 года, место празднования победоносного окончания Северной войны в 1721 году: ура, мы ломим, гнутся шведы. Ура – слово татарское.

3.1. Сквер на месте несохранившихся зданий – ровесников города

3.2. Здание ЛенНИИпроекта - где создавались генеральные планы строительства Ленинграда

3.3. Дом политкаторжан - памятник отечественной истории XX века

3.4. Соловецкий камень - памятник политических репрессий в Петрограде-Ленинграде

3.5. Троицкая площадь как киноместо, где снимались фильмы для детей (например, «Старик Хоттабыч»)

  • Объекты показа на Петровской набережной

4.1. Домик Петра Первого

4.2. Река Нева - панорамы левого и правого берегов реки и их развитие за три века истории города

4.3. Пристань со скульптурами  Ши Дза - мифологических львов-стражей.

4.4. Часовня Троицы Живоначальной в память о 300-летней истории Санкт-Петербурга

  • Ансамбль Кронверка - памятника фортификации времен Северной войны.

5.1. Буквы на асфальте – памятный знак в честь 300-летия журналистики, типографского и издательского дела в Санкт-Петербурге

5.2. Обелиск на месте казни декабристов

5.3. Здание Нового Арсенала на Кронверке -Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

  • Ансамбль Петропавловской крепости – защитницы города на Неве

6.1. Иоанновский мост на Заячий остров - Енисаари

6.2. Заяц у Иоанновского моста, ведущего в Петропавловскую крепость через Кронверкский пролив - символ крепости

6.3. Петровские арочные триумфальные ворота. Арка – слово татарское, так же, как и каземат, кирпич, купол,

6.4. Собор св. апостолов Петра и Павла, 122-метровая колокольня: шпиль – «копье», небесная линия города на Неве

6.5. Ботный дом

6.6. Монетный двор

6.7. Памятник Петру Первому работы М. Шемякина

6.8. Все зайцы крепости

  • Александровский парк и его памятники

7.1. Памятник подвигу экипажа миноносца «Стерегущий», геройски погибшему во время русско-японской войны 1904-1905 гг.

7.2. Памятник архитекторам города на Неве

7.3. Модель Петербурга в Александровском парке у ст. метро «Горьковская»

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цель маршрута: патриотическое воспитание, создание условий неформального освоения знаний и приемов практической деятельности, воспитания обучающихся на основе освоения природного и историко-культурного наследия Санкт-Петербурга.

Образовательные задачи маршрута:

  • Помощь в освоении учебных предметов 4 класса:
  • русский язык
  • литературное чтение
  • иностранный язык
  • математика
  • информатика
  • окружающий мир
  • искусство - музыка
  • искусство - изо
  • технология
  • физическая культура
  • основы религиозных культур и светской этики
  • Расширение знаний по предметам школьной программы на основе знакомства с географией и историей Санкт-Петербурга – его устройством, удостоенным признания как объекта Всемирного культурного наследия.
  • Создание в рамках экскурсионной программы тура для условий развития исследовательских и проектных способностей обучающихся.
  • Формирование гражданской, национальной и социальной идентичности.
  • Создание условий для формирования основ экологической культуры.

Дополнительные условия

Специальное снаряжение не требуется.

Возможен легкий завтрак на территории Александровского парка

Карта маршрута

Скрин карты (яндекс-карты, гугл-карты, других источников) с зафиксированной ниткой маршрута, с видимыми названиями объектов показа.

Скрины карт с информационных порталов, с инфографикой, отметками объектов показа.

КАРТА МАРШРУТА АБВГДейка на Неве

 

ПРОГРАММА МАРШРУТА

Локация, выбранная для проведения экскурсии «АБВГДейка на Неве», - это территория, с которой начинался наш город. Построенный на третий год войны, начатой за возвращение земель на Балтике, город был окружен водами реки Невы и находился под надежной защитой пушек Петропавловской крепости со стороны Балтийского моря. Это самое удачное место с военных позиций.

Название познавательного маршрута для школьников 4 класса – АБВГДейка – соотносит содержание экскурсии с русской азбукой и намекает на самые первые и самые важные сведения о городе, его устройстве, языке города. Недаром две лучшие книжки о городе, написанные для юных читателей архитекторами А.Э. Гутновым и В.Л. Глазычевым, названы «Язык архитектуры» и «Язык города». Этот образ живого города есть и у детского писателя С.Я. Маршака: «Давно стихами говорит Нева…».

Логика азбуки, алфавита помогает школьникам выполнить задания, предлагаемые в игровой форме, помогает научиться мыслить логически, увидеть город как единое целое, выделяя самое главное. Поэтому в основу построения рассказов на остановках положен принцип выделения ключевых слов, обозначающих самое главное в городе и в рассказе о нем. Игры и задания на тему «видимого» познакомят школьников не только с русским алфавитом, но и словами, заимствованными из языков народов, населяющих город, а также с профессиональными языками, которым пользуются представители главных профессий города. Они помогут юным экскурсантам научиться читать город как книжку. Этимологический подход должен способствовать вырабатыванию речи и мышления детей младшего школьного возраста, правильному развитию пространственных ощущений и формированию основных градоведческих понятий.

Язык метафор должен способствовать развитию образного мышления школьника, помогать ему в образной форме усваивать истины школьных предметов, которые практически все используются в качестве опоры для содержания экскурсионного текста, излагаемого при знакомстве с объектами показа.

Кроме того, все темы экскурсионного рассказа переплетаются между собой, демонстрируя взаимосвязи между городскими объектами, способствуя расширению кругозора и словарного запаса учащихся.

Так, например, обращая внимание школьников на форму наземного павильона станции метро «Горьковская» - в виде летающей тарелки, экскурсовод указывает на перекличку с расположенным неподалеку Планетарием, побуждая учащихся вновь вернуться в это место для посещения планетария.

Слова «Космос вокруг нас», заложенные в пассивный словарь школьника на первой остановке, помогут обратить его внимание на музей космонавтики и ракетной техники при входе на территорию Петропавловской крепости

Слова «перспективы правильного и неправильного (то есть не соответствующего понятию «проспекто»  - вижу насквозь) Кронверкского и Каменноостровского проспектов помогут оценить и понять форму улиц города и ее происхождение. 

Использование слов «Памятник Человеку с Большой буквы», принадлежащих самому  А.М.Горькому, поможет в ответе на вопросы: что означает эта метафора и каким еще выдающимся людям поставлены памятники нашего города .

Подтема «Горький – читатель, писатель, издатель школьных учебников и памятников всемирной литературы» позволяет вспомнить произведения самого Горького, включенные в программу предмета «Литературное чтение» и произведения зарубежных писателей, изучаемых в 4-м классе.

Понятие «памятник» в теме «Выдающиеся памятники архитектуры и скульптуры Каменноостровского проспекта» соотносит ее с темой предмета «Окружающий мир» «Сокровища Земли под охраной человечества», показывая их общечеловеческую ценность.

Связь с предметом «Основы религиозных культур и светской этики» и с темой «Мир глазами историка» демонстрируется при показе Соборной мечети – центра Татарской слободы петровского Петербурга.

Тема «Мир глазами историка» имеет продолжение при показе особняка М.Ф. Кшесинской - музея политической истории России и Троицкой площади - ровесницы города, заложенного здесь 16 мая 1703 года.

Ценность скверов, садов и парков, древесный состав их растительности с его ботаническим и символическим смыслом связывается с Аптекарским огородом – Ботаническим садом, который школьники могут посетить во время следующего путешествия по Санкт-Петербургу.

При показе здания ЛенНИИпроекта, где архитекторы города на Неве, изучая азы его природного и культурного наследия, создавали генеральные планы его строительства может быть неожиданно для развития сюжета поднята тема инструментария архитектора – чертежная бумага, карандаш, ластик – а в ХVIII веке – хлебный мякиш, заменявший резинку. При этом может быть включен фрагмент песни «Архитектор» со словами про эти «устаревшие» орудия труда, которые теперь заменили компьютерные программы. Это дает возможность экскурсоводу дать выход на школьные предметы «МУЗЫКА» и «ТЕХНОЛОГИЯ».

Упоминание о снимавшемся на Троицкой площади советском художественном фильме, поставленном на киностудии «Ленфильм» в 1956 году режиссёром Г. Казанским по сказке Л. Лагина «Старик Хоттабыч» дает возможность с юмором напомнить о географических представлениях этого джина из бутылки.

Домик Петра Первого с его материалом, размерами, не дает представление об истории строительства Петровского Петербурга, его масштабах, но и о формах здания, соотнося их с математическими фигурами, изучаемыми в курсе предмета «МАТЕМАТИКА». Эта тема продолжается при осмотре Невы и выполнении несложного задания, связанного с длиной реки, ее шириной, глубиной, скоростью течения и исторической ролью как части пути «из варяг в греки». Показ несложных планов города погружает школьников в мир карт как изобразительных источников для изучения города. Между прочим, карта – слово, пришедшее также из татарского языка.

Прием зрительной реконструкции при «показе» утраченных объектов – здания столовой – «Аустерии четырех фрегатов», где готовили пищу для первых строителей города с национальными привычками представителей каждого народа, прибывшими в город, фахверкового здания первой типографии, где новым шрифтом – гражданским была набрана первая газета развить воображение школьников, необходимое при освоении ими всех предметов школьной программы.

Дополнительные объекты показа – дидактические материалы так называемого Портфеля экскурсовода - помогают воссоздать зрительные образы утраченных памятников. Памятная надпись «Буквы на асфальте» перед входом в Петропавловскую крепость, воспроизводящая гражданский шрифт, используемый Первой типографией города, служит доказательством заботы Петра Первого о доступности письма и в целом - грамоты для простых жителей города и государства.

Архитектура и скульптура Петропавловской крепости, Кронверка, Александровского парка, топонимы и гидронимы в названиях Петроградской стороны истолковываются экскурсоводом как памятники отдельных исторических эпох, в которые погружаются школьники во время экскурсии по Петроградской стороне. Помогают им в этом как сами новые памятники, такие, как фигурки зайцев, напоминающие о финском названии Заячьего острова – Енисаари, модели зданий города, памятники их создателям – архитекторам, так и слова, их обозначающие. Так, приставка АРХИ в словах архитектура, архитектор – означает высшую степень мастерства строителей города на Неве. Поэтому АРХИважно сохранять эту архитектуру, включая и так называемую «небесную линию города», где город встречается с небом, с космосом ((др.-греч. κόσμος — «упорядоченность», «порядок»).

Таким образом, цель экскурсии заключается в приведении в порядок знаний, получаемых на школьных уроках по отдельным предметам учебной программы.

Большую роль играет работа в школе по обсуждению прослушанной экскурсии. Она помогает оценить результаты посещения школьниками экскурсионной среды города, выделив следующие умения:

  • слушать экскурсовода;
  • выделять главную мысль экскурсии;
  • связно пересказывать содержание текста, звучавшего на отдельных остановках.
  • отвечать на вопросы к тексту;
  • ставить вопросы к тексту;
  • делать содержательные выводы на основе полученной информации;
  • выражать свою мысль письменно и в виде изобразительной деятельности;
  • привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
  • оценивать результаты собственной работы по усвоению материала экскурсии (например, после окончания экскурсии сделать словарь - коллективно или индивидуально – выбрав из материала экскурсии по одному слову на каждую букву алфавита).

Для простоты усвоения мы свели их до числа «семь», объединяя отдельные объекты показа в комплексы, связанные с семью узлами городского пространства. Это: станция метро «Горьковская» и ее окружение, памятники архитектуры Каменноостровского и Кронверкского проспектов, ансамбль Троицкой площади, Домик Петра Первого и его окружение, ансамбли Кронверка - памятника фортификации времен Северной войны, Петропавловской крепости – защитницы города на Неве и Александровского парка.

Возможная интеграция со всеми без исключения предметами основной образовательной программы 4 класса.

         РУССКИЙ ЯЗЫК (мир слов)

         ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (мир литературных образов и понятий, связанных с маршрутом)

         ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (перевод слов при разборе этимологии слова)

         МАТЕМАТИКА (математические фигуры, математические действия)

         ИНФОРМАТИКА (методы поиска материалов в интернете, упоминание о программах, с которыми работают архитекторы, AutoCAD и ArchiCAD – есть доступные для понимания ребенка популярные видео по теме 3 D проектирования здания)

         ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (например, тема «Новые памятники: история продолжается сегодня»; тема «Мир глазами историка»: «Древние понятия, обогатившие мир слов и образов, сохраняющих историческую память города на Неве». Задание: создать словарь Петроградской стороны.

         ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

         ИСКУССТВО - МУЗЫКА

         ИСКУССТВО - ИЗО

         ТЕХНОЛОГИЯ

         ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Так, например, активный пешеходный маршрут «АБВГДейка на Неве» вписывается в цикл компетенций, развиваемых на уроках физкультуры, которой ученики занимаются весь период обучения – 11 лет.

Так, в рамках оздоровления и занятий физкультурой  в Александровском парке и на Троицкой площади можно провести подвижные игры – например, сделать разминку с игрой в мяч «Эстафета слов».

 

Список рекомендуемых информационных источников

Список рекомендуемых информационных источников для подготовки экскурсионного текста познавательного маршрута

© 2024. Все права защищены.