ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Городская станция юных туристов

Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49, лит. А
(812) 325-00-46
sutur.bb@obr.gov.spb.ru

Городская станция юных туристов


Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
МЕНЮ

Светлой памяти Владимира Ивановича Смирнова (5 июня 1945 – 20 декабря 2021)

Глава из книги С. М. Губаненкова «О детском туризме в судьбах взрослых людей»

Астрономы тоже туристы

Если Петроградский район хочется назвать роскошным районом, значит, он роскошный и есть, даже если непонятно, в чем его роскошь. Расположен через Неву  напротив Центрального, но уже не на коренном берегу, а на больших островах невского устья. В восточной части района на проспектах, улицах и переулках среди старых домов дышится легче, чем на улицах среди таких же (вроде) домов в Центральном районе. Возможно, это потому, что и восточная часть  района расположена на островах и потому продувается? Ну а западную часть и вовсе можно назвать Островами.

«Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
О Блоке вспоминают Острова.
А по Разъезжей бродит Достоевский».
Из процитированного стихотворения С. Я. Маршака я убрал строчку о Пушкине. Оставим в стороне и Гоголя  с его Носом. А вот Блок (Острова) и Достоевский (Разъезжая улица, аккурат между Дворцом и Станцией из нашего повествования) – это в ощущениях Петроградский и Центральный районы. 

 На Островах находятся любимые парки большинства горожан: Приморский и «Елагин остров» (бывший Центральный парк культуры и отдыха). Парки хоть и большие, но слишком уже окультуренные, на леса не похожи, и потому юные туристы не часто бегают по ним с картой и практически никогда не привязывают к деревьям веревки. Широкие рукава Невы между зелеными островами продольно прострочены фарватерами пассажирских судов в Финский залив и обратно. На этих гладях любителям водного спорта не очень комфортно, а вот  более узкие, или очень уж поперечные рукава невского устья, такие, как Крестовка и Малая Невка, являются местом проведения тренировок гребцов-академистов и даже гребных слаломистов с каякерами. Эти места для себя присмотрели и рафтеры, которых на Гребной канал в Петроградском районе пока не пускают. 

На выкате на просторы Невской губы гребные клубы сменяются парусными. В яхт-клубах много яхт без парусов, но с моторами, но среди них ловят ветер маленькие швертботы с юными спортсменами на борту,  тренируются серферы и опять-таки рафтеры, которым, по большому счету, все равно, где ставить технику гребли: на спокойной струе или на озере, - потому что там, где они соревнуются, вода все равно скачет, как бешенная.  

В Петроградском районе находятся два главных футбольных стадиона Санкт-Петербурга: «Петровский» и «Газпром-арена» (на Крестовском  острове), на Каменном и Крестовском острове расположены жилые особняки очень апартаменты очень даже не  бедных людей. В восточной, не парковой, а городской части района  расположен Ботанический сад с Ботаническим институтом на территории, а есть еще Петровский парк, Зоопарк и зелень на подходе к Петропавловской крепости, которая, стоя на Заячьем острове, тоже находится в Петроградском районе. Вот такой вот район. А гулять по его крышам, как по горам, не очень удобно. Горы вроде и не высокие (не гималайские пики на севере города), но очень уж не столовые (то высоко, то низко, то опять высоко).

Рассказ о деятельности человека, являющегося взрослым лицом детского туризма в Петроградском районе, никак не связан с роскошью главных парков и активностями любителей водных видов спорта на выкате невских вод в море. Местами работы Смирнова Владимира Ивановича являлись планетарий и районный Дом пионеров - Дворец детского  творчества, расположенные в противоположной части района, а цели познавательных устремлений В. И. находились сначала в небе, а потом на земле Карельского перешейка с ее памятью о себе, как о южной Финляндии.   Все летние месяцы дошкольник, а после и школьник  Володя Смирнов проводил на даче в районе железнодорожной станции Каннельярви, на финском хуторе, где уцелели не только фундаменты, но так же и здания. Ну а где здания, там и тени их обитателей, с трудом различаемые в белесых летних ночах. Найдя в лесу целый, но уже поржавевший патрон, отец В. И. сказал своему пятилетнему сыну, что, наверное, этот патрон он (отец) сам потерял. Иван Смирнов был участником военных действий 1939 года, но его рассказы о той войне были рассказами не историка, не военного корреспондента и даже не ком.развед.роты Добковича. Это были рассказы рядового и почти не обученного пехотинца, уцелевшего на той зимней войне.

А еще как-то раз отец с сыном нашли в озере затонувший челн прежних жителей перешейка, подняли его из воды, пошкрябали, поконопатили и поплыли на нем. С этого челна В. И. поймал на удочку своих первых плотвичек, о которых помнил и через семьдесят лет после факта их вылова. Фундаментальные впечатления детства, тени прошлых жителей Калевалы, понимание войны, как личной беды, которая, тем не менее, может поменять уклад жизни и состав обитателей той или иной территории, являются первой линией каркаса  личности В. И., как педагога-туриста Петроградского района Санкт-Петербурга.

В государственном планетарии, неподалеку от зоопарка работал кружок юных астрономов, который посещал ученик физико-математической школы В. И. Смирнов, и в который пришел после армии, став студентом математико-механического факультета ЛГУ имени А. А. Жданова. В 1970 году бескорыстные энтузиасты, у которых было много свободного времени,  решили создать Юношескую астрономическую школу (ЮАШ).  Звезды далеко от Земли, но смотрят на них, все же, из города. Астрономам бы увлечься простой, позитивной фантастикой наподобие «Звездоплавателей» Г. Мартынова, а они увлеклись сложным творчеством братьев Стругацких. Аркадий Натанович и Борис Натанович не писали антисоветской фантастики, но и просоветской эта фантастика никак не была. Их сталкер в «Пикнике на обочине» поразительно напоминает Гарри Моргана из романа Хемингуэя «Иметь и не иметь», да и все прочее уводило пусть и не к звездам, но от советского бытия и образа мыслей. Впоследствии от него в леса уходили поколения игровиков, наподобие толкинистов (бородатых «бродяг с Севера» и толстопятых  «эльфийских принцесс»). Любители братьев Стругацких, астрономы из планетария были едва ли не первыми в этом ряду, правда, по их увлечению астрономией им нужно было уходить в степи, а не в леса. Уходить в Рохан, там звезды ярче и виднее, чем, например, из Лотлориена…

В эпоху лишенных малейшего правдоподобия газетных передовиц достаточно было просто мыслить, чтобы быть зачисленным в «мыслящие инако». Наши мнения по тому или иному поводу зависят от нашей же информированности, а информации никогда не хватает, поэтому и за мнения держаться не стоит. Но если на свою беду ты обзавелся не мнениями, а убеждениями, или даже не убеждениями, а не пойми чем, но чем-то неодолимым, в пору начать изучать, что тебе за твое неодолимое будет. В такой ситуации умные люди изучают не право, а практику его применения. Но если на твоей книжной полке находятся комментарии к Уголовному кодексу, это означает – впрочем, почти справедливо – что ты не исключаешь для себя возможности нарушения кодекса. Любовь к творчеству братьев Стругацких и изучение комментариев УК приводят к тому, что обучение на «матмехе» становится не перспективным, и математик с нетрадиционной формой патриотизма отправляется в грузчики, не прекращая, впрочем, работать с детьми.

Звезды плохо смотрятся в городе. Чтобы их наблюдать, нужно уходить от моря огней в темноту, а то и вовсе менять угол зрения на небесные глыбы.  Например, чтобы увидеть затмение Солнца, юные астрономы из ленинградского планетария отправились в Казахстан.  ЮАШ много путешествовала, но из всех руководителей школы только В. И. провел лета детства в условиях природной среды, и, обладая «дачной» школой туризма, он стал главным туристом среди астрономов.

Один из выпускников ЮАШ трудоустроился на работу в ГорСЮТур и там познакомился с системой организации занятий туризмом с детьми и подготовки организаторов этих занятий. Этот выпускник рекомендовал руководителям Юношеской астрономической школы окончить Школу инструкторов туризма. Рекомендация на осталась без внимания, В. И. окончил ШИТ и стал инструктором. Это произошло в 1980 году, обучение в Школе инструкторов дало новые контакты, вывело на новые лесные тусовки, а звание инструктора позволило претендовать на оплачиваемую работу в туризме.  В 1981 году В. И. устроился туристским организатором в Дом пионеров и школьников Петроградского района. И началось «собирание жителей земель петроградских», приводящее их по выходным на карельскую землю. В поисках детского контингента Владимир Иванович прошел по школам района и в шести из них обнаружил детский туризм. Классные руководители решали проблемы классного руководства. Одну такую проблему В.И. помог решить, укрепив женское руководство мужским соучастием, и через год без ущерба для решения воспитательных проблем и финансового благополучия классного руководителя дети из руководимого ею класса начали приходить к В. И. на занятия в Дом пионеров.   

В других школах В. И. Смирнов, как районный туристский организатор, нашел инициативных и не чуждых туризму людей, которых привлек к организации районных туристских мероприятий. Увлечения и знания конкретных классных руководителей  определили первоначальный календарь и содержание районных слетов, насыщенных ориентированием, техникой работы с веревкой и тем, что принято называть «элементами военно-патриотического воспитания». Все это предлагалось учащимся не только шести, но и всех остальных школ района и, как началось, так и предлагалось на протяжении десятилетий. Количество «школ с туризмом» в районе доходило до пятнадцати (из восемнадцати школ района), правда в Петроградском районе, как и во многих других,, участие в слете часто оказывалось единственной – беспоходной – формой туризма в школе. Причем к слетам в тех школах дети не слишком готовились.  На крутых берегах ручья Прыткий – излюбленного Владимиром Ивановичем места проведения районных слетов за городом – можно было наблюдать одну и ту же картину. Кружковцы В. И. надевают индивидуальные страховочные системы на школьников из какой-то команды, школьники мало понимают происходящее с ними, кое-как справляются  с наведенными для них переправами и уезжают домой, чтобы через год вернуться на место проведения слета такими же неумелыми, какими были в прошлом году. И часто выясняется, что детей на слет привозит не энтузиаст – классный руководитель, а человек, круглогодично получающий за работу с туристским кружком какие-то деньги. Чем занимался такой педагог-турист по 4-6 часов в неделю с детьми в течение года, остается не ясным, но проверять это надо не в школе, а в тех условиях, в которых вырабатывается большая часть этих часов, то есть в природной среде, за территорией школы.

На протяжении без малого сорока лет Владимир Иванович оставался не только районным организатором, но и действующим педагогом-туристом, содержанием работы которого были организация и проведение детских самодеятельных экспедиций и участие в соревнованиях, проводимых ГорСЮТур. То, что путешествия кружковцев В. И. стали не спортивными походами, а сделались именно экспедициями, объяснялось личным прошлым В. И. и его связями. В 1984-85 г.г.  экспедиции В. И. Смирнова проводились по заданиям биофака ЛГУ, в котором работали выпускники ЮАШ. По линии знакомств руководителя группы Школы инструкторов, в  которой занимался В. И., получались задания от Северо-Западного центра экологической безопасности Академии Наук  СССР.  Экспедиции проводились не только летом, но и в зимнее время.

В 1985 году на работу в одну из школ района устроился по совместительству выпускник ЮАШ, сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Как и следовало ожидать, кроме преподавания он занялся и тем, что можно было назвать детским экспедиционным туризмом.  Приближались девяностые годы, в науке становилось не то, чтобы не сытно, но иногда просто голодно, и потому через какое-то время уже в трех школах района трудились ученые с экспедиционным прошлым и настоящим. Кто-то из них перешел  в школу полностью, кто-то продолжал совмещать.  В школах района появились  традиции проведения экспедиций, Владимир Иванович не был одинок в этом деле, как и в других своих начинаниях.   

Тематика экспедиций В. И. не была исключительно биологической: В. И. не был биологом. Увлеченность историей советско-финской войны привела В. И. к созданию взрослого «Клуба 105» (по количеству дней в советско-финской войне), члены которого раскапывали не только военные укрепления на территории Карельского перешейка, но и новые данные о войне в ленинградских архивах.   На одной из лесных тусовок, на которых наряду со многим другим в свое время проходили и концерты авторской песни, Владимир Иванович познакомился с  Е. А. Балашовым, педагогом-туристом из Фрунзенского района, руководителем клуба «Ингерманландия».  В результате слияния клубов и последующего осмысления происшедшего  образовалось историко-краеведческой объединение «Карелия», работавшее в трех направлениях: культурологическом, военно-патриотическом и охраны природы. Детские экспедиции В. И. Смирнова получали задания по всем направлениям деятельности объединения и работали не только на Карельском перешейке, но и в Карелии и на территории Вепской возвышенности. В истории этих экспедиций было много радостей, много открытий.

Проведение туристских соревнований, участие в них, изучение техники работы с веревкой никогда не было любимым делом В. И. Смирнова, но положение обязывало. Выступая на городских соревнованиях по туризму, кружковцы В. И. Смирнова обратили внимание на звучные названия команд других кружков города. Клубы «Севера», «Вертикаль» и т.д. Возникла идея самоназваться.   В 1991 году кружковцы старшей группы В. И. назвали свой туристско-краеведческий клуб – «Странник», имея в виду не земных, а галактических странников, использующих семигранную гайку, как свой опознавательный знак в мирах братьев Стругацких. Странник в понимании таких путешественников и кружковцев В. И. был не странствующим человеком, а человеком, желающим странного. Ну а далее детская фантазия забурлила. Вскоре в клубе появился пантеон собственных, ни много, ни мало, богов.

Чтобы в результате рассказа у читателей не возникло ощущение, что В. И. был карело-финским сепаратистом, и воспитывал детей в духе непринятия советской действительности, приведу один, опровергающий такое предположение, факт. Несколько лет назад по телевидению демонстрировался многосерийный очень патриотический фильм «Непобедимая и легендарная» (имеется в виду Красная армия). Исторические справки по ходу фильма давал доктор исторических наук, сотрудник Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, многолетний заместитель руководителя экспедиций ТКК «Странник» К. Б. Назаренко. Среди выпускников В. И. Смирнова есть и другие доктора наук, хорошо адаптированные к окружающей их ныне действительности. Тут все путем, но… все может быть. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». И не только слово, но и дело (не государево). Наука воспитания – наука точная, но не простая. С логикой арифметики в ней ловить нечего. Анализировать нужно многие связи, и самые не очевидные из них могут оказаться самыми сильными. А как их, эти связи, откроешь? Нужно быть в эпицентре. А нас там сейчас нет. Поэтому закончим рассказ и пожелаем Владимиру Ивановичу еще многие годы водить детей в экспедиции.

 20 декабря 2021 года Владимир Иванович ушел в свой «последний поход»...

Владимир Иванович 1Владимир Иванович 2Владимир Иванович 3Владимир Иванович 1Владимир Иванович

© 2024. Все права защищены.