Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге |
|
---|
Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге |
|
---|
Основная функция МКК образовательной организации – информационно-методическое обеспечение деятельности объединений юных туристов. Соответственно, страница МКК ОО Вконтакте – информационно-методический ресурс, посты которого адресованы не только членам МКК, но и руководителям детских походных объединений. В таком ключе стоит рассматривать этот пост. И все последующие.
В ночь с 8 на 9 мая Городской Станцией юных туристов Санкт-Петербурга были проведены соревнования юных туристов «Кубок юных защитников Ленинграда» (КЮЗ). Последние десять (или около) лет команды юных туристов отправлялись в ночной кросс-поход в сопровождении руководителя группы, а до этого многие годы бегали по лесу, оставив руководителя в лагере. .И вот снова участники соревнований были разделены на команды по 6 человек и отправлены на дистанцию под ответственность организаторов без сопровождения руководителей. Для наиболее возрастных педагогов-походников нашего города это событие имело характер «дежа вю», подтвердивший философское утверждение, что «все развивается по спирали».
Развивается, но не повторяется. Соревнования по технике пешеходного туризма проводились в Ленинграде – Санкт-Петербурге многие годы и, в конце концов, превратились в соревнования по виду спорта «спортивный туризм», группа дисциплин «дистанция пешеходная". Преуспевающие (много тренирующиеся) в этом плане юные путешественники превратились в хороших спортсменов, а походные объединения стали участвовать в соревнованиях на контрольных туристских маршрутах, проводимых с целью проверки навыков группы перед совершением запланированного путешествия. Ну а поскольку маршрут похода руководитель группы проходит вместе с детьми, он вместе с детьми выходил и на контрольный туристский маршрут. На отдельных этапах маршрута дети работали без руководителей, но такие этапы случались по времени не всегда и по маршруту нечасто.
Наблюдения членов МКК на «нечастых этапах» контрольных соревнований последних лет показали, что дети без педагогов работают на этапах не хорошо, а это означает, что их педагоги недостаточно или неумело занимаются с юными путешественниками «техникой работы с веревкой». Реально эта техника не нужна на маршрутах первой-второй категории сложности, навыки которых проверялись на контрольных соревнованиях. но ведь дети, перестав быть детьми, не перестают ходить в походы, и многие из них повышают сложность этих походов. Обучение детей правильной технике работы на препятствиях маршрута похода в условиях природной среды – это ПОСЛАНИЕ ПЕДАГОГОВ В БУДУЩЕЕ СВОИХ ПОДОПЕЧНЫХ. Когда еще и учиться работать с веревкой, как не в школьные годы. У студентов появляется множество других форм приятного времяпрепровождения. А в походы, на вершины и перевалы, по-прежнему хочется. Поэтому формат движения команды по многим этапам соревнований без сопровождения руководителя был возвращен в программу КЮЗ ГорСЮТур под методическим обеспечением РМКК. Правда, после долгого перерыва отпускать детей на ночной маршрут было рискованно, соревнования на этапах маршрута были проведены вечером, все финишировали до темноты.
В соревнованиях принимало участие 15 команд, а когда стемнело, команды были разделены на 30 патрулей, отправившихся в ночное ориентирование по-прежнему без руководителя группы. И опять-таки все патрули уложились в контрольное время, никого искать не пришлось. А наутро члены ряда команд, объединившись в семь походных объединений, проходящих проверку перед совершением летних походов, отправились с полным походным грузом и с руководителем во главе (или в качестве замыкающего) в десятикилометровый маршрут по топокарте с контрольными пунктами. Проверка навыков преодоления препятствий маршрута вечером 8 мая, проверка навыков ориентирования по спортивной карте и компасу в ночь на 9 мая и походный маршрут в День Великой Победы в совокупности дали нагрузку, необходимую для контрольных –перед походами – мероприятий.
Проверку группы прошли, что же до методических наблюдений и выводов, сделанных членами МКК на этапах соревнований, то вкратце они таковы: впереди у детей, руководителей групп и организаторов соревнований очень много работы. С веревкой дети работают во многих случаях «грязно», нечетко. То есть , работать – работают, но похоже сами часто не понимают, что и зачем они делают, почему вяжут тот, а не другой узел, тянут за одну, а не за другую веревку, берут в руки жумар. И это показывает не огрехи детей, а огрехи самих педагогов: огрехи и в технике работы с веревкой, и во владении методикой обучения технике. Тут надо что-то решать, как-то сотрудничать, не торопиться, идти step-by-step. Одного-двух педагогических слетов-семинаров в году тут не хватит.
Приятно порадовали не до конца утраченные юными туристами навыки ориентирования на местности без айпада в руках. «Гаджетозависимость» детей сегодня, похоже, приветствуется в образовании, но так ли она хороша и так ли неизбежна, как о ней говорят?
Отдельно о воспитании.
Воспитание не существует само по себе. Оно переплетено с обучением, и этот сложный процесс называется образованием. Но современные тренды требуют отдельного разговора. Поговорим.
Воспитательная программа мероприятия не ограничивалась патриотическим посвящением соревнований, передвижной экспозицией Музея истории детско-юношеского и молодежного туризма России и традиционным «уроком мужества», проведенным Главным судьей первого «Кубка юных защитников Ленинграда» Э. Х. Циперсоном. Высокого уровня развития личностных качеств – в том числе и основанных на общечеловеческих ценностях, потребовала от участников погода на «Кубке». В мокрый снег и в дождь нелегко собраться стартовать, и финишировать, не потеряв никого и не переругавшись ни с кем. Не впав в истерику от неуютного леса. Хорошую проверку устроила юным туристам погода, предложившая старо-новые формы проверки наличия и возможности повышения гражданских личностных качеств: УМЕНИЯ РАБОТАТЬ, УМЕНИЯ ТЕРПЕТЬ, УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ.