ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Городская станция юных туристов

Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49, лит. А
(812) 325-00-46
sutur.bb@obr.gov.spb.ru

Городская станция юных туристов


Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
МЕНЮ

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Название школьного образовательного туристского маршрута

Пешеходный познавательный маршрут «БЛИЖЕ К ЗВЕЗДАМ» по территории Парка Пулковской обсерватории 

Ресурсы о регионе и районе маршрута

ГАО РАН — Главная (Пулковская) Астрономическая Обсерватория РАН (gaoran.ru)

Большая советская энциклопедия — Википедия (wikipedia.org)

Санкт-Петербургский Митрофаниевский союз (spb-mitrofan-society.org)

Как добраться: от станции метро «Московская» (остановка рядом с «Макдоналдсом») до остановки «Пулковская обсерватория» на автобусах № 90, 150, 155, 301, 431

Предполагаемая целевая аудитория

Возраст участников: 10-17 лет.

Сезон

В течение календарного года

Ключевые направления

#История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный_туризм #Профессия #Родной край #Наследие #Герои # Отечество #Космос #Исследователи #Будущее #Культура

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

  • Образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – естествознание (окружающий мир); география; физика; история, история России, история Санкт-Петербурга; краеведение)
  • Дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, техническая, естественно-научная направленности)
  • Программы воспитания /воспитательной работы

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

В результате прохождения пешеходного познавательного маршрута по территории парка Пулковской обсерватории учащиеся овладевают дополнительными знаниями по истории, географии и астрономии.

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: повышение общей культуры.
  • Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения.

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: знания по истории, географии Санкт-Петербурга, астрономии, истории науки и техники, архитектуре, истории ВОВ.
  • Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу, способность соблюдать правила

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: понимание целостности взаимосвязи истории России, мира с историей Санкт-Петербурга; понимание содержания деятельности профессий естественно-научного направления.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами.
  • Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим.

Коммуникативные компетенции: владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями.

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

 

  • Просветительский
  • Углубленный в рамках изучения учебного предмета
  • Исследовательский
  • Профориентационный 

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Маршрут доступен для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов различных нозологий с сохраненным интеллектом

Продолжительность маршрута

1 день

Протяженность маршрута

Протяженность маршрута 2,69 км

Пункты, через которые проходит маршрут

Объекты показа

Остановка общественного транспорта (начало маршрута) – главные ворота Пулковской обсерватории – главное здание Пулковской обсерватории, музей обсерватории, туалет – воинское кладбище Высота Меридиан сейсмостанция Пулково – Солнечная обсерватория – солнечный телескоп – обсерватория радиоастрономическая, радиотелескоп БПР – главные ворота (конец маршрута). 

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цель: Патриотическое воспитание.

Задачи:

1. Расширение знаний по истории, географии и экологии Санкт-Петербурга посредством ознакомления обучающихся с особенностями парка Пулковской обсерватории

2. Профориентация

3. Воспитание общей культуры

4. Оздоровление

Дополнительные условия

Специальное снаряжение не требуется

 КАРТА МАРШРУТА

 Ближе к звездам

 

 

Учебно-методический комплекс к пешеходному познавательному маршруту «Ближе к звездам» по территории Парка Пулковской обсерватории

План маршрута

Остановка общественного транспорта (начало маршрута) – главные ворота Пулковской обсерватории – главное здание Пулковской обсерватории, музей обсерватории, туалет – воинское кладбище Высота Меридиан сейсмостанция Пулково – Солнечная обсерватория – солнечный телескоп – обсерватория радиоастрономическая, радиотелескоп БПР – главные ворота (конец маршрута).

Программа маршрута

Цель: Патриотическое воспитание.

Задачи:

1. Оздоровление.

2. Расширение знаний по истории, географии и экологии Санкт-Петербурга посредством ознакомления обучающихся с особенностями парка Пулковской обсерватории.

3. Воспитание общей культуры.

4. Профориентация

Объем программы познавательного маршрута предполагает 3 часа.

 

Формы проведения:

Рассказ, показ, учебные и исследовательские задания

 

Возможная интеграция с основной образовательной программой по предметным областям

  • Предметы школьной программы математического цикла

Информатика.

Участникам маршрута по окончании маршрута может быть предложено выполнение заданий:

  • в поисковых системах интернета найти материалы по персоналиям, чья деятельность связана с обсерваторией – краткая биография, фотографии и другие изображения, в частности, памятники, установленные в других городах России и мира, обсерватория в филателии.
  • создать презентацию в PPT по теме «Обсерватории России и мира».
  • Предметы школьной программы естественной группы: окружающий мир – программа 4 класса, география, астрономия

 

Возможные темы:

  • Пулковские высоты – уникальный ландшафт, нижняя северная ступень Балтийско-Ладожского уступа, носящего название Пулковский глинт.
  • Цепь холмов, представляющих собой ледниковые наволоки.
  • Долгота географическая. Пулковский меридиан, проходящий через центр здания обсерватории, его смысл и значение.
  • Пулковская обсерватория - главная астрономическая обсерватория АН СССР, ныне РФ.
  • История строительства по проекту архитектора А. П. Брюллова.  Открытие в 1839 (через центр главного здания проходит Пулковский меридиан).
  • Роль В. Я. Струве – организатора и первого директора.
  • Оснащение наиболее совершенными инструментами, в частности тогда самым большим в мире 38-см рефрактором (линзовым телескопом).
  • Основное направление работ - определение координат звёзд и астрономических постоянных, открытиях и измерениях двойных звёзд, а также в географическое изучение территории России и развитие мореплавания.
  • Гуманитарная группа - предметы школьной программы: Всемирная история и История России. История науки и техники. История архитектуры. История страны в середине ХIХ века. История ВОВ. Оборона Ленинграда

 

Возможные темы:

  • Астрофизическая лаборатория с мастерской и крупнейшим в мире 76-см рефрактором.
  • Астрофизические исследования
  • С 1920 года - передача радиосигналов точного времени.
  • Создание филиалов: в Симеизе и Николаеве.
  • Пулково в именах. Крупнейшие зодчие, работавшие здесь. Парк и скульптурное убранство.
  • Роль Пулковских высот в Великой отечественной войне и обороне города. Мемориал «Пулковский рубеж».
  • Филологическая группа учебных предметов: Литература.

 

Возможные темы:

  • Пулковские высоты в литературе о войне.
  • Поэма «Пулковский меридиан» - автор Вера Инбер, 1942 год, поэма посвящена подвигу блокадного Ленинграда.
  • Уникальная библиотека обсерватории.
  • Известные сотрудники Пулковской обсерватории. Братья Стругацкие. Роль обсерватории в развитии научной фантастики.
  • Задание: найти в интернете памятники художественной литературы, посвященной космосу, небу и звездам.
  • Звездное небо в музыке
  • К группе трудового обучения: труд (технология) ИЗО, рисование, черчение.

 

Задания перед походом или после него:

Создать схему маршрута.

  • Группа Иностранный язык:

Тема «Термины, пришедшие в русский язык из астрономии».

  • Активный маршрут вписывается в цикл компетенций, развиваемых на уроках физкультуры, которой ученики занимаются весь период обучения – 11 лет.

 

Компетенции, связанные с предметами школьной программы всех групп, изучаемых учащимися 10-17 лет, и повышаемые в рамках пешеходного познавательного маршрута по территории Парка Пулковской обсерватории 

В результате прохождения пешеходного познавательного маршрута по территории парка Пулковской обсерватории учащиеся овладевают дополнительными знаниями по истории, географии и астрономии.

 

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: повышение общей культуры.
  • Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения.

 

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: знания по истории, географии Санкт-Петербурга, астрономии, истории науки и техники, архитектуре, истории ВОВ.
  • Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу, способность соблюдать правила

 

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: понимание целостности взаимосвязи истории России, мира с историей Санкт-Петербурга; понимание содержания деятельности профессий естественно-научного направления.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами.
  • Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим.

 

Коммуникативные компетенции: владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями.

 

Документация по ТБ

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении прогулок, познавательных маршрутов, экскурсий

 

1 Общие требования безопасности:

1.1 К прогулкам, познавательным маршрутам, экскурсиям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2 Опасные факторы:

  • изменения установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
  • травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижение без обуви, а также без брюк или чулок, укусы животными, пресмыкающимися и насекомыми;
  • отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;
  • заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.

1.3 При проведении прогулки, познавательного маршрута, экскурсии группу учащихся, воспитанников должны сопровождать двое взрослых.

1.4 Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

 

2 Требования безопасности перед проведением прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

2.1 Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр (термометрию).

2.2 Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.

2.3 Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

 

3 Требования безопасности во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

3.1 Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.

3.3 Отправляясь на экскурсию, познавательный маршрут, надевайте одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевайте прочную обувь, носки, на голову - головной убор. Во время мероприятия не снимайте обувь и не ходите босиком.

3.4 Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.

3.5 Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

3.6 Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения, грибы, а также колючие растения и кустарники.

3.7 Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду в индивидуальной упаковке.

3.8 Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.

3.9 Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

 

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях:

4.1 При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.

4.2 При получении учащимся, воспитанником травмы оказать помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

 

5 Требования безопасности по окончании прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

5.1 Проверить по списку наличие всех учащихся, воспитанииков в группе.

5.2 Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение (по необходимости).

 

Учебно-дидактический блок

ТСО и оборудование

Телефоны с возможностью выхода в интернет

Наглядно-иллюстративные материалы

Карты

Карточки с памятками

Методические рекомендации

Рекомендации к учебным заданиям

(предметные области - География, История, История Санкт-Петербурга)

Цель заданий: актуализация и расширение имеющихся знаний по географии, истории и краеведению; визуализация событий, эмоциональное закрепление информации, практическое закрепление изученного материала.

Все этапы выполняются в соответствии с описаниями практического задания, спортивной задачи.

Все задания являются практикоориентированными.

 

 Методический блок

Контрольные тексты

 Пу́лковская обсерватория (ГАО РАН) — основная астрономическая обсерватория Российской академии наук. Открыта 7 (19) августа 1839 года. Располагается в 19 км к югу от центра Санкт-Петербурга на местности Пулково на Пулковских высотах (Пулковской горе).

Научная деятельность обсерватории охватывает практически все приоритетные направления фундаментальных исследований современной астрономии: небесная механика и звёздная динамика, астрометрия (геометрические и кинематические параметры Вселенной), Солнце и солнечно-земные связи, физика и эволюция звёзд, внегалактическая астрономия, аппаратура и методика астрономических наблюдений.

В штате обсерватории, по состоянию на 2020 год, состоит 263 человека, в том числе 98 научных сотрудников, из них 47 кандидатов и 25 докторов наук.

У обсерватории есть одна действующая наблюдательная станция — Кисловодская горная астрономическая станция, а также два телескопа, работающих на территории других астрономических обсерваторий: метровый телескоп АЗТ-24 (производство ЛОМО, Санкт-Петербург), установленный на наблюдательной станции Кампо-Императоре, принадлежащей Римской обсерватории, и 40-сантиметровый телескоп MEADE LX-200, установленный на территории обсерватории «Светлое», принадлежащей Институту прикладной астрономии РАН.

С 1990 года обсерватория входит в состав охраняемого ЮНЕСКО объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников», в том числе, кладбище Пулковской обсерватории. Указом Президента Российской Федерации № 275 от 2 апреля 1997 года Пулковская обсерватория включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

5 июня 2018 года Президиум РАН постановил перенести в течение 5 лет астрономические наблюдения из Пулково на другие наблюдательные базы, расположенные в более благоприятных астроклиматических условиях. По другим сведениям, это решение принято под давлением застройщиков, которые строят в окрестностях жилой комплекс.

 

История

XIX век

Самой крупной обсерваторией России в первой четверти XIX века оставалась Академическая обсерватория в Санкт-Петербурге. Однако уже в конце XVIII века появилось предложение перенести обсерваторию за границы быстро растущей столицы, в место, более подходящее для точных астрономических наблюдений. В 1827 году Петербургская академия наук приняла решение о создании новой астрономической обсерватории. Это решение было одобрено Николаем I.

Назначенная специальная комиссия остановила выбор на вершине Пулковской горы, указанной императором Николаем I и лежащей к югу от столицы, в 14 верстах от Московской заставы, на высоте 248 футов (75 метров) над уровнем моря. Для разработки подробного проекта новой обсерватории в 1833 году образован комитет из академиков Вишневского, Паррота, Струве и Фусса, под председательством адмирала А. С. Грейга, уже соорудившего за несколько лет до этого обсерватории в Николаеве. Проект здания и само его осуществление поручены архитектору А. П. Брюллову, а инструменты одновременно заказаны в Мюнхене Эртелю, Рейхенбаху и Мерцу и Малеру, в Гамбурге — братьям Репсольд. Закладка обсерватории состоялась 21 июня (3 июля) 1835 года, а торжественное освящение оконченных зданий — 7 (19) августа 1839 года. Общая стоимость сооружения достигла 2 100 500 руб. ассигнациями, включая сюда 40 000 руб. ассигнациями, выданных государственным крестьянам, имевшим свои усадебные места на отчуждённом под обсерваторию участке в 20 десятин. Первоначально было построено здание обсерватории с тремя башнями и два дома для проживания астрономов.

Первым директором стал Василий Яковлевич Струве, позднее на этом посту его сменил сын Отто Васильевич Струве. На момент открытия обсерватории (1839) её штат состоял из 7 человек, в том числе директор и 4 астронома. В 1857 году её штат был увеличен до 13 человек, в том числе: директор, вице-директор, 4 старших и 2 адъюнкт-астронома, учёный секретарь, 2 вычислителя. Кроме того, занимались исследованиями неопределённое число сверхштатных астрономов, обыкновенно из молодых людей, окончивших курс университета и готовящихся посвятить себя астрономии.

В обсерватории наряду с астрометрическими инструментами находился самый большой на тот момент в мире рефрактор Мерца и Малера с диаметром объектива 38 сантиметров.

Основным направлением работ в обсерватории в то время было определение положения звёзд в пространстве и вычисление таких астрономических параметров, как прецессия и нутация Земли, аберрация и преломление в атмосфере, а также поиск и исследование двойных звёзд. В обсерватории также производились географические исследования территории России, она использовалась для развития средств навигации. В ней были составлены довольно точные каталоги звёздного неба, содержавшие координаты сначала 374, а потом и 558 звёзд для эпох 1845, 1865, 1885, 1905 и 1930 годов.

С 1844 года в Российской империи в качестве точки отсчёта географической долготы использовался проходящий через центр Главного здания обсерватории Пулковский меридиан.

К 50-й годовщине основания в обсерватории была дополнительно создана астрофизическая лаборатория и установлен самый большой на тот момент в мире 76-сантиметровый телескоп-рефрактор Репсольда, построенный фирмой Элвина Кларка. Астрофизические исследования получили существенный импульс после назначения директором обсерватории Фёдора Александровича Бредихина в 1890 году и перевода из Московской обсерватории Аристарха Аполлоновича Белопольского, эксперта в области звёздной спектроскопии и исследований Солнца.

Во второй половине XIX века в Лиссабоне строилась обсерватория по образу и подобию Пулковской обсерватории, её сотрудники проходили стажировку в Пулково, а главным консультантом в создании Португальской обсерватории был Василий Яковлевич Струве.

В 1893 году в обсерватории был установлен нормальный астрограф, сохранившийся до настоящего времени.

Обсерватория участвовала в геодезических работах, таких как измерение градусов дуг меридианов от Дуная до Северного Ледовитого океана (до 1851 года), а также производила триангуляцию Шпицбергена в 1899—1901 годах. Пулковский меридиан, проходящий через центр главного здания обсерватории и расположенный в 30°19,6' к востоку от Гринвича, ранее был точкой отсчёта для всех географических карт России. Пулковское шоссе и Московский проспект проходят приблизительно по Пулковскому меридиану. Все корабли России отсчитывали свою долготу от Пулковского меридиана, пока в 1884 году за нуль-пункт отсчёта долгот на всём земном шаре не был принят меридиан, проходящий через ось пассажного инструмента Гринвичской обсерватории (нулевой или Гринвичский меридиан).

Для наблюдения южных звёзд, недоступных на широте обсерватории, учёные организовали два филиала. Один из них — астрофизическая станция в Крыму близ посёлка Симеиз (Симеизская обсерватория), организованная на основе частной обсерватории, переданной Пулковской обсерватории астрономом-любителем Н. С. Мальцовым в 1908 году.

Вторым филиалом была астрометрическая станция в Николаеве — бывшая обсерватория Морского министерства Российской империи, ныне это Николаевская астрономическая обсерватория.

 

XX век

В честь Пулковской обсерватории назван астероид (762) Пулкова, открытый Григорием Неуйминым 9 марта 1913 года в Симеизской обсерватории, являющейся отделением Пулковской обсерватории.

В 1923 году в обсерватории был установлен большой спектрограф Литроу, а в 1940 — горизонтальный солнечный телескоп, изготовленный на ленинградской фабрике.

После получения астрографа в 1894 году, обсерватория начала работу также в области астрофотографии. В 1927 году оборудование обсерватории пополняется зональным астрографом, с помощью которого русские астрономы смогли каталогизировать звёзды околополярной области неба. Регулярное наблюдение передвижений полюса мира началось с изготовления зенитного телескопа в 1904 году. В 1920 обсерватория также начала передавать по радио сигналы точного времени.

12 октября 1926 года при Главной астрономической обсерватории в Пулкове было учреждено бюро долгот.

Обсерватория серьёзно пострадала во время сталинских репрессий, когда многие пулковские астрономы, включая директора обсерватории Б. П. Герасимовича, были арестованы по обвинению в участии в «фашистской троцкистско-зиновьевской террористической организации» (т. н. «пулковское дело») и казнены в конце 1930-х годов.

С самого начала Великой Отечественной войны обсерватория стала целью немецких воздушных рейдов и артиллерийских бомбардировок. Все здания были полностью разрушены[12], но основную часть оборудования удалось спасти, включая линзу знаменитого 30-дюймового рефрактора, равно как и значительную часть уникальной библиотеки важных работ с XV по XIX век[источник не указан 805 дней].

Во время войны часть сотрудников Пулковской обсерватории ушла на фронт, другие были эвакуированы в Ташкент (где они жили и работали при Ташкентской обсерватории) и Алма-Ату, где в результате в октябре 1941 года был основан Институт астрономии и физики Казахстанского филиала АН СССР. После окончания войны астрономы вновь приступили к работе во временно выделенном им правом крыле здания ленинградского Арктического института на Фонтанке, 38. Но ещё до окончания войны было принято решение о восстановлении обсерватории на старом месте. В 1946 году место на Пулковском холме было расчищено и там началось возведение основных построек. Восстановление зданий обсерватории происходило под руководством архитектора А. В. Щусева по архивным проектам А. П. Брюллова.

В мае 1954 года обсерватория была вновь открыта. При этом удалось не только восстановить её довоенную функциональность, но также существенно расширить число используемых измерительных инструментов и круг задействованных в работе обсерватории специалистов; было представлено множество новых направлений исследований. Дополнительно были основаны такие новые отделения, как радиоастрономическое отделение (впоследствии ставшее Санкт-Петербургским филиалом САО РАН) и отделение по изготовлению инструментов (с собственной оптической и механической мастерской) под руководством Д. Д. Максутова. Все сохранившиеся инструменты были восстановлены, модернизированы и вновь установлены в обсерватории. Здесь также был помещён новый 26-дюймовый телескоп-рефрактор, фотографический полярный телескоп, большой зенитный телескоп, звёздный интерферометр, два солнечных телескопа, коронограф, большой радиотелескоп (первый в мире радиотелескоп высокого разрешения в сантиметровом диапазоне волн) и все виды лабораторного оборудования.

Симеизский филиал Пулковской обсерватории стал частью Крымской астрофизической обсерватории РАН в 1945 году. Специалистами из обсерватории была также создана Кисловодская горная астрономическая станция и лаборатория в Благовещенске (Благовещенская широтная станция). Обсерватория организовала множество экспедиций для определения разностей в широте, наблюдения Венеры и солнечных затмений, изучения астроклимата. В 1962—1972 годах успешно работала экспедиция Пулковской обсерватории в Чили (Астрономическая станция Серро-Эль-Робле), проводя наблюдения объектов, доступных для обзора только в южном полушарии. В 1980-х годах обсерватория участвовала в советской программе по наблюдению кометы Галлея.

В 1945 году в радиусе 3 км вокруг обсерватории была установлена защитная парковая зона — с запрещением промышленного и крупного жилищного строительства «и с согласованием всякого строительства в этой зоне с дирекцией Пулковской обсерватории»

В 2006 году петербургская архитектурная мастерская Т. А. Славиной, проведя культурно-историческую экспертизу для нового генерального плана, предложила перенести обсерваторию в горную часть Кольского полуострова «по причинам урбанистического характера».

Приложение к городскому закону о правилах землепользования и застройки 2009 года указывало, что на территории защитной зоны запрещается любое капитальное строительство, которое нарушает требования обеспечения экологических условий для действия высокочувствительной аппаратуры, соблюдения астроклимата. Соблюдение ограничений при размещении объектов капитального строительства должно быть подтверждено согласованием Пулковской обсерватории.

В январе 2016 года Обсерватория подала заявку на публичные слушания с просьбой прописать конкретные параметры для объектов в защитной зоне обсерватории. По мнению учёных, «если её примут, застройщики будут чётко понимать критерии для реализации проектов. А мы сможем отстаивать свои права, основываясь на градостроительном документе» Иначе действующее учреждение просто потеряет половину исследовательских программ.

Весной 2016 года исполняющий обязанности директора ГАО РАН Юрий Наговицын категорически опроверг информацию о том, что Пулковская (Главная астрономическая) обсерватория готовит проект «развития» собственной территории, с фактической застройкой её части. В интервью Юрий Наговицын также сообщил, что около месяца назад ему на подпись принесли договор о содружестве между мастерской В. А. Гаврилова и ГАО РАН, в котором прописывалось, что члены мастерской смогут беспрепятственно присутствовать на заседаниях рабочей группы Учёного совета ГАО РАН по астроклимату (и, следовательно, как отметил руководитель обсерватории, влиять на решения этого органа). Договор не был подписан. Юрий Наговицын подчеркнул, что мастерская Гаврилова не сотрудничает с обсерваторией, ни в каких областях.

 

Библиотека Пулковской обсерватории

Библиотека Пулковской обсерватории содержит множество книг по астрономии, включая инкунабулы XV века. Во время Великой Отечественной войны погибло 3/4 фонда библиотеки. 5 февраля 1997 года в библиотеке произошел пожар, от которого пострадало приблизительно 15 тыс. единиц хранения.

В декабре 2016 года СМИ стало известно о том, что 24 октября 2016 года новым директором ГАО Назаром Ихсановым было выдано, в обход регламента ГАО[29], согласование на размещение объекта капитального строительства в трехкилометровой защитной зоне Пулковской обсерватории. Часть научного коллектива ГАО резко выступила против застройки защитной парковой зоны. Ситуация попала в поле зрения научной интеллигенции, градозащитников Петербурга, следственного комитета и прокуратуры. В январе 2017 года Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) высказалось о данном согласовании как о незаконном. В начале марта 2017 года обсерваторию посетила рабочая группа РАН, чтобы разобраться, помешает ли астрономическим наблюдениям строительство в трехкилометровой охранной зоне.

5 июня 2018 года Президиум РАН в Постановлении № 110 счёл целесообразным провести постепенный (в течение 5 лет) перевод астрономических наблюдений по программе фундаментальных научных исследований, осуществляемых Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Главной (Пулковской) астрономической обсерваторией Российской академии наук (ГАО РАН), из Санкт-Петербурга на другие наблюдательный базы ГАО РАН, расположенные в более благоприятных астроклиматических условиях. В декабре 2018 года городской суд признали законным строительство ЖК «Планетоград» у Пулковской обсерватории.

В марте 2019 года на рабочей встрече врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и председателя совета директоров «Сэтл Групп» было решено в пять раз сократить проект строительства жилого комплекса.

Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук находится в Санкт-Петербурге, она является одним из особо ценных объектов культурного наследия народов нашей страны. Велико значение ее научной деятельности, направленной на исследования в различных областях астрономии. Многое делает организация и для популяризации знаний об устройстве Вселенной, проводя увлекательные познавательные экскурсии и мероприятия.

На ее территории был создан Астрономический музей, рассказывающий об истории развития отечественной астрономии, знакомящий с инструментами обсерватории, некоторые экскурсии включают наблюдения за различными небесными объектами. Интересно прогуляться и по местному парку, созерцая природу, изучая архитектурный ансамбль учреждения и научно-исследовательскую технику.

Деятельность обсерватории получила всемирное признание благодаря своим высокоточным астрономическим наблюдениям и блестящим работам, посвященным различным областям астрономии. Здания учреждения сильно пострадали во время Великой Отечественной войны, по этой территории проходил южный рубеж обороны города, во время блокады здесь разворачивались ожесточенные сражения. После окончания войны благодаря сохранившимся чертежам удалось восстановить архитектурный ансамбль учреждения. В наши дни организация продолжает осуществлять свою научную деятельность и активно занимается экскурсионной деятельностью.

Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.

Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное – появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей через наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики. Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения – иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, как, скажем, утверждение гелиоцентрической системы Коперника или теория относительности Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохранили глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине.

Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы «дотянулись» почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое.

Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые «окна» во Вселенную. Например, узнать существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие, как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли вселенная расширяться вечно и многое другое.

 

Игровые задания

Квест «Профессии вокруг нас»

Профориентационный квест «Профессии вокруг меня» рассчитан на обучающихся 5-7 классов. На каждой станции команда выполняет определенное задание. Темы конкурсов разнообразны, и позволяют всем детям проявить свои способности, будущие профессиональные возможности.

Сценарий квест-игры «Профессии вокруг меня»

Форма проведения: квест-игра для обучающихся 5-7 классов.

Состав команды: 8 человек.

Оборудование, наглядность: конверты с раздаточным материалом на каждую станцию; маршрутные листы для каждой команды; маркеры; карточки с буквами.

Цель: способствовать приобретению подростками знаний о профессиях, активизировать самоопределяющегося подростка для ценностно-нравственных размышлений, связанных выбором профессии.

 

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и систематизировать знания учащихся о профессиях;
  • формировать интерес к профессиям.

 

Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности при работе в группе;
  • развивать внимание, познавательные процессы, наглядно-образное мышление.

 

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду и к людям разных профессий;
  • организация активного отдыха обучающихся.

 

Найти место, где расположена следующая станция, можно по фотоснимку, получить его можно только выполнив задание. На каждую станцию отводится время (не больше 10 минут). Команда, потратившая меньше всего времени зарабатывает дополнительно 10 баллов.

Пройдя все станции, команда сдаёт маршрутный лист и собранное название профессии.

 

Станция «Профессии родителей»

Ребята, каждое утро вас папы и мамы приводят в школу, а сами идут на работу. Первоначальные сведения о профессиях вы получаете именно в семье. А знаете ли вы, кем работают ваши родители?

Вам надо отгадать загадки и разгадать кроссвордкроссворд

1. Кто по круче чуть заметно
К туче, к туче
Метр за метром
Поднимается с трудом —
На спине несёт свой дом. (Альпинист)

 

2. Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)

 

3. На посту своем стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он? (Милиционер)

 

4. В ресторане мы – мы не дома.
Блюда здесь нам подадут
И за нами уберут.
Кушай, пей и отдыхай.
Благодарить этого человека
Не забывай! (Официант)

 

5. В золотых её руках –
Все иголки и булавки,
Нитки, пуговки, крючки
Превращаются в одежду.
Её носим я и ты. (Швея)

 

6. Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня, ...(Воспитатель)

 

7. Он плывет по толще волн,
Чтоб дышать как рыба.
За спиною есть баллон,
Движется красиво. (Аквалангист)

 

8. Всё, что доверено –
У него под контролем.
Знает, что и где лежит,
Каждой вещью дорожит. (Кладовщик)

 

9. Кто поможет стать красивым?
Стиль нам быстро поменяет?
От него услышишь фразу:
«Стрижка только началась». (Парикмахер)

 

10. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много, 
Потому что он... (Артист)

 

11. Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный ... (Продавец)

 

12. С ластами, а не тюлень.
Плавает, а не рыба.
Не скрывается, а в маске. (Водолаз)

 

13. Дядька тот в судах бывает,
На зубок законы знает.
Не учитель, не артист,
Этот дяденька – (Юрист)

 

14. Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку.
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. (Водитель)

 

15. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (Учитель)

 

16. Всем зарплату он считает,
Деньги чётко отмеряет.
Калькулятор под рукой,
Точность – вот его пароль! (Бухгалтер)

 

17. Человек этой специальности на все руки мастер.
Бывает по работе с клиентами, с документами, с персоналом.
Может быть по туризму, по рекламе, по продаже.
И даже организует работу в офисе, встречи и совещания. (Менеджер)

 

18. Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (Пожарный)

 

  

Станция «В гостях у сказки»

Следующий этап познаний о профессиях к нам приходит через сказку.

Вопрос: Как вы думаете, кем могли бы работать в наши дни сказочные герои? 

1. Красная Шапочка из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

(Социальный работник, курьер и др.)

2. Золушка из сказки Шарля Перро «Золушка»

(Домработница, горничная, швея, повар и др.)

3. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин
по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

(Бизнесмен, животновод и др.)

4. Волк из сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят».

 (Пародист, артист и др.)

5. Три богатыря с картины Виктора Васнецова «Богатыри».

(Охранники, телохранители, милиционеры, военнослужащие и др.)

6. Кот Василий из сказки Самуила Маршака «Кошкин дом».

(Дворецкий, дворник и др.)

7. Кот в сапогах из сказки Шарля Перро «Кот сапогах».

(Спортсмен-фехтовальщик, экскурсовод, организатор праздников, аниматор и др.)

8. Стёпка герой белорусской народной сказки «Як сцізорык зламаўся”.

(Посол, дипломат)

 

Станция «Найди профессию в школе»

Найдите названия профессий, которые есть в нашей школе: медсестра, сторож, психолог, повар, воспитатель, уборщик, няня, бухгалтер, водитель, дворник, сантехник, столяр, электрик, кочегар, кладовщик, учитель, преподаватель, сторож, библиотекарь

а

б

м

е

д

с

е

с

т

р

а

у

к

е

н

с

г

ш

б

и

б

л

и

о

т

е

к

а

р

ь

п

о

в

а

р

б

п

ц

у

к

е

н

г

о

с

т

о

р

о

ж

о

н

э

у

с

о

к

р

п

а

в

о

ф

ъ

х

з

щ

у

д

т

л

х

и

л

о

к

з

а

д

о

ш

е

к

а

в

б

и

е

е

г

х

д

ч

ю

ц

д

в

о

р

н

и

к

о

о

т

х

к

а

о

ж

е

а

ш

н

я

н

я

к

и

е

о

р

е

н

т

л

л

э

г

к

ф

а

с

т

о

л

я

р

к

щ

л

и

р

т

о

я

а

м

в

и

л

з

и

о

р

о

л

и

ь

к

и

е

г

ч

р

л

и

а

в

а

м

а

п

е

к

к

и

а

к

р

л

с

у

к

л

а

д

о

в

щ

и

к

б

ю

ж

ш

у

в

л

м

и

т

ь

п

р

е

п

о

д

а

в

а

т

е

л

ь

у

ч

и

т

е

л

ь

в

о

с

п

и

т

а

т

е

л

ь

 

Станция «Путешествие в страну Педагогика»

На протяжении 11 лет вы, ребята, тесно общаетесь с учителями. Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете тонкости профессии учителя 

    № 

Задание

Ответ

1.

Шутят, что представитель этой профессии обладает «лучшими качествами дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу». О какой профессии идет речь?

Учитель

2.

Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и учителя математики?

Без дроби

3.

К какому учителю-предметнику надо обращаться «Ваше преподобие» или «Ваше степенство»?

 

К учителю математики, ведь это он – специалист по подобию треугольников и степенным функциям.

4.

Диктатор – это учитель… По какому предмету?

Учитель русского языка, ведь именно он диктует диктанты

5.

Какая буква, приблизившись к любому самому хорошему учителю, очень плохо на него влияет?

Буква «М»: учитель – мучитель

6.

Почему руки учителей информатики очень любят лизать кошки?

Потому что они у них пахнут «мышкой»

7.

У каждого в шкафу свой скелет. О каких учителях эта поговорка?

Об учителях биологии

8.

Как японцы обращаются к своему учителю?

а) Сэнсэй;

б) Самурай;

в) Камикадзе;

г) Икебана.

Сэнсэй

9.

Как называют педагогов по общественным дисциплинам?

а) Гурманы;

б) Гуманисты;

в) Гуманитарии;

г) Гуманоиды.

Гуманитарии

10.

Как преподаватель должен объяснять материал урока учащимся?

а) Заносчиво;

б) Доходчиво;

в) Усидчиво;

г) Бегло.

Доходчиво

11.

Как расшифровывается название школьной должности – завуч?

а) Заводила учащихся;

б) Заведующий учебниками;

в) Заведующий учебной частью;

г) Заведомо умный человек.

Заведующий учебной частью

12.

В качестве чего учитель биологии использует скелет человека?

а) Как украшение класса;

б) Как школьное пугало;

в) Как учебное пособие;

г) В качестве вешалки.

Как учебное пособие

 

Станция «Профессия на букву …»

В настоящее время насчитывается свыше 40 тысяч профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают, и примерно столько же возникает новых. Среднее существование многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий вам необходимо будет выбрать одну на всю жизнь. Легко ли разобраться в этом и правильно сделать свой выбор? Задумайтесь, вы студенты в будущем.

Напишите, как можно больше профессий на заданные буквы

 

С

 

 

Т

 

 

У

 

 

Д

 

 

Е

 

 

Н

 

 

       Т         

                                                                                          

 

Станция «Ассоциации»

Любая профессия предполагает какие-то действия. Ваша задача – показать, что вызнаете много профессий, связанных со словами глаголами. Запишите, как можно больше профессий, которые у вас ассоциируются со следующими глаголами

Бегать

                                                     

Писать

 

Считать

 

Говорить

 

Танцевать

 

 

Станция «Мозговой штурм»

На этой станции постарайтесь прислушаться к мнению каждого участника и выбрать правильный ответ

1.      Какая профессия у Президента Республики Беларусь?

а) политолог;

б) историк, экономист;

в) агроном, механизатор.

                                                                               

2. Представитель какой профессии должен одеть спецформу за 46 секунд?

а) хирург;

б) пожарный;

в) пилот.

 

3. Представители какой профессии используют эту одежду: альба, орнат, стола?

а) дизайнер;

б) организатор мероприятий;

в) священнослужитель.

 

4. Человек какой профессии написал книгу «Маленький принц»?

а) историк;

б) военный;

в) пилот.

 

5. Кто пишет эпикриз?

а) лаборант;

б) врач;

в) историк.

 
   

 

Итоги игры подводятся по сданным картам прохождения станций.

 

Игровое задание

Вопросы викторины

1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)

2. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)

3. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)

4. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)

5. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)

6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)

7. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)

8. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл»)

9. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер»)

10. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)

11. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)

12. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984–85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега»)

13. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп? (Галилео Галилей, 1610 год.)

14. Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

15. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление.)

16. Что такое астероиды?    (Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.)

17. Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)

18. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)

19. Какие звезды называются переменными? (Блеск, которых изменяется.)

20. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)

21. В чем различие звезды и планеты? (Звезда – самосветящийся раскаленный газовый шар, планета – темное тело, отражающее свет звезды.)

22. Чем отличается телескоп – рефрактор от рефлектора? (У рефрактора объектив – линза, у рефлектора – зеркало.)

23. Кем открыты законы движения планет? (Иоганом Кеплером.)

24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)

25. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем? (Академик Сергей Павлович Королев.)

26. Что такое эклиптика и по каким созвездиям она проходит? (Видимый путь Солнца среди звезд. По зодиакальным.)

27. Назовите Галилеевы спутники Юпитера. (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.)

28. Чем определяется цвет звезды? (Ее температурой.)

29. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла? (В созвездии Тельца. (Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.)

30. К какому типу галактик относится наша звездная система? (К спиральным.)

31. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится? (БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.)

32. В атмосфере, какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой? (Марса.)

33. Каких два тела Солнечной системы обладают самыми напряженными магнитными полями? (Солнце и Юпитер.)

34. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем? (Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)

35. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)

36. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды? (В последней четверти.)

37. Как располагается ось мира относительно земной оси? (Они совпадают.)

38. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота? (Олимп. Около 25 км.)

39. Как делятся метеориты по химическому составу? (Железные, каменные, железокаменные.)

40. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза? (Зеленый, около 5500 А.)

41. Кто впервые измерил скорость света? (Майкельсон.)

42. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере? (20–25 км.)

43. Что такое гномон? (Древнейший прибор для определения времени.)

44. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности? (По перемещению за несколько часов.)

45.  В какой популярной книге какого писателя описано путешествие на Марс? (А. Толстой «Аэлита», Э. Берроуз «Марсианские хроники».)

46.  Кто были первые космические путешественники? (Собаки Белка и Стрелка.)     

47.  Назовите русского ученого-революционера, который на плесени тюремной камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем? (Н. Кибальчич)

48. Чьи это слова: «Я верю, что многие из нас будут свидетелями первого  заатмосферного путешествия»? (К.Э. Циолковский).

49. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг? (Не более двух, так как на Луне вес такого груза составит не более 40 кг.)

50. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Нисколько (отсутствие кислорода).)

51. Космический спутник летит прямым курсом из Москвы и пролетает над Северным полюсом. В какую сторону света летит ракета? (Все направления над Северным полюсом южные, следовательно, спутник летит на юг.)

52. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом? (Зимой, в это время Земля находится в перигемии.)

53. В старину время измеряли по длине тени от вертикального шеста. Можно ли этот способ использовать на Северном полюсе? (Нет. Высота Солнца над горизонтом практически не меняется)

54. Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»? (Явление «белых ночей».)

55. Где сегодня день равен ночи? (Сегодня и всегда на экваторе.)

56. Где на земле бывают самый длинный день и самая короткая ночь? (На Южном и Северном полушариях.)

57. В каком созвездии находится полярная звезда? (Большая Медведица.)

58. Назовите самую яркую звезду неба? (Сириус в созвездии Гончих псов.)

На последнем этапе маршрута формируется аудио-дневник впечатлений.

 

Информационные материалы

 

Литература

  • Дадаев А. Н. Пулковская обсерватория. — М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — 52 с.
  • Дадаев А. Н. Пулковская обсерватория: Очерк истории и научной деятельности / АН СССР. Гл. астрон. обсерватория. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. — 148 с.
  • Пулковской обсерватории 125 лет: Сборник статей / АН СССР. Глав. астроном. обсерватория. — М.-Л.: Наука. [Ленингр. отд-ние], 1966. — 109 с.
  • Коротцев О. Н. Звёзды Пулкова: Очерки о Пулковской обсерватории и астрономах-пулковцах. — Л.: Лениздат, 1989. — 220 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-289-00335-5.
  • Абалакин В. К., Дадаев А. Н., Немиро А. А., Положенцев Д. Д., Толбин С. В. Пулковская обсерватория в годы Великой Отечественной войны // Ленинградская наука в годы Великой Отечественной войны / Редкол.: Е. М. Балашов, Э. А. Тропп, В. А. Шишкин (отв. ред.); РАН, Институт российской истории (С.-Петербургский филиал). — СПб.: Наука, 1995. — С. 69—72. — 140, [44] с. — 1000 экз. — ISBN 5-02-028289-8.
  • Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук: Научно-популярное издание / Сост. Е. А. Терехина, Т. П. Борисевич. — СПб.: Издательство «ВВМ», 2009. — 24 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9651-0372-0.
  • Николаевская главная астрономическая обсерватория (Пулково). Двадцатипятилетие Пулковской обсерватории. — СПб., 1864. — 12 с.
  • Коллектив авторов. История послевоенного восстановления Пулковской обсерватории // Послевоенное восстановление памятников. Теория и практика XX века: материалы международной научной конференции, 4-5 декабря 2014 / Астаховская С. А., Бахарева Ю. Ю.. — Санкт-Петербург: Береста, 2014. — С. 189—195. — 304 с. — ISBN 978-5-906670-25-0.

 

Ссылки

 

Наглядные материалы

26 дюймовый рефрактор Пулковской обсерватории

  • 26-дюймовый рефрактор Пулковской обсерватории

 

Большой Пулковский радиотелескоп

  • Большой Пулковский радиотелескоп

 

Почтовая марка СССР 1989 год

  • Почтовая марка СССР, 1989 год

 

© 2024. Все права защищены.