ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Городская станция юных туристов

Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49, лит. А
(812) 308-54-90
sutur.bb@obr.gov.spb.ru

Городская станция юных туристов


Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
МЕНЮ

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Название школьного образовательного туристского маршрута

Пешеходный познавательный маршрут «СЕСТРОРЕЦКОЕ БОЛОТО» по заказнику "Сестрорецкое болото"

Ресурсы о регионе и районе маршрута

Ближайшие железнодорожные станции: Белоостров.

Как добраться из Петербурга: Электричкой с Финляндского вокзала до станции Белоостров, далее 2 километра пешком.

Предполагаемая целевая аудитория

Возраст участников: 10-17 лет.

Специальная туристская подготовка не требуется

Сезон

В течение календарного года

Ключевые направления

#История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный_туризм #Родной край #Наследие #Герои # Отечество #Исследователи

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

  • Образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – естествознание (окружающий мир); география; физика, биология, основы безопасности жизнедеятельности, история).
  • Дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, естественнонаучная направленности).
  • Программы воспитания /воспитательной работы.

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

В результате прохождения пешеходного познавательного маршрута учащиеся овладевают дополнительными знаниями по истории, географии и экологии Санкт-Петербурга.

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: повышение общей культуры. повышение экологической культуры.
  • Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения.

 

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

  • Познавательные компетенции: знания по истории, географии и экологии Санкт-Петербурга.
  • Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу, способность соблюдать правила.

 

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций:

  • Познавательные компетенции: целостное представление об экологии, биологии, географии и истории этих мест.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами.
  • Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим.
  • Коммуникативные компетенции: владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями. 

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

  • Просветительский
  • Углубленный в рамках изучения учебного предмета
  • Исследовательский
  • Проектировочный

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Маршрут доступен для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов различных нозологий с сохранным интеллектом, не имеющих двигательных нарушений

Продолжительность маршрута

1 день

Протяженность маршрута

Протяженность маршрута 5,8 км

Пункты, через которые проходит маршрут

Объекты показа

Ж/д ст. Белоостров (начало маршрута), санитарная остановка – ул. Железнодорожная – вход в заказник – смотровая площадка 1 - смотровая площадка 2 - смотровая площадка 3 - смотровая площадка  4 - смотровая площадка 5 – выход из заказника (конец маршрута)

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цель: Патриотическое воспитание.

Задачи:

1. Расширение знаний по истории, географии и экологии Санкт-Петербурга посредством ознакомления обучающихся с особенностями особо охраняемой природной территории заказнике «Сестрорецкое болото».

2. Воспитание культуры поведения людей в природе.

3.  Углубление и расширение знаний обучающихся об окружающей их природе.

4.  Оздоровление.

Дополнительные условия

Специальное снаряжение не требуется. Взять с собой перекус.

 

КАРТА МАРШРУТА Сестрорецкое болото

  

Учебно-методический комплекс к пешеходному познавательному маршруту «Сестрорецкое болото» по заказнику "Сестрорецкое болото"

План маршрута

Ж/д ст. Белоостров (начало маршрута), санитарная остановка – ул. Железнодорожная – вход в заказник – смотровая площадка 1 - смотровая площадка 2 - смотровая площадка 3 - смотровая площадка  4 - смотровая площадка 5 – выход из заказника (конец маршрута)

 

Программа маршрута

Цель: Патриотическое воспитание, воспитание гражданской идентичности

Задачи:

  • Оздоровление.
  • Расширение знаний по истории, географии и экологии Санкт-Петербурга посредством ознакомления обучающихся с особенностями особо охраняемой природной территории заказнике «Сестрорецкое болото».
  • Воспитание культуры поведения людей в природе.
  • Углубление и расширение знаний обучающихся об окружающей их природе.

Объем: Объем программы познавательного маршрута предполагает 6 часов.

Формы проведения: Рассказ, показ, учебные и исследовательские задания

 

Возможная интеграция с основной образовательной программой по предметным областям

  • Предметы школьной программы математического цикла.

Информатика (участникам пешеходного познавательного маршрута по окончании маршрута могут быть предложено выполнение задания по темам путешествия).

 

  • Предметы школьной программы естественной группы: природоведение, окружающий мир, география, биология, естествознание, экология

Возможные темы:

  • Государственный природный заказник «Сестрорецкое болото» как одна из самых больших и уникальных особо охраняемых территорий Санкт-Петербурга.
  • Гидроресурсы. Реки Курортного района. Река Сестра и Ржавая канава.
  • Карельский перешеек – родина железного века в истории человечества.
  • Цели, задачи исследования болот: формирование экологической, географической, исторической и лингвистической культуры школьников
  • Из истории болот. Болота: связь с геологией региона
  • Болото как уникальный археологический резерват, хранящий тайны древнейших исторических эпох с прекрасным сохранением органики.
  • Исследования природы болот. Роль М.В. Ломоносова, и ботаника В.С. Доктуровского - создателя науки « болотоведение».
  • Болото как природное сообщество. Флора и фауна болот.
  • Межпредметный характер темы «Болото», связанный с физико-географическими факторами - климатическими, геологическими, гидрологическими, почвенными.
  • Классификация болот. Болота как естественные фильтры воды и санитары агроэкосистем.
  • Болота – месторождения ценных пищевых растений. Образование торфа.
  • Болотные руды – уникальный характер болот региона.
  • Болото как уникальный археологический резерват, хранящий тайны древнейших исторических эпох с прекрасным сохранением органики.

 

  • Гуманитарная группа - предметы школьной программы: История и История России

Возможные темы:

  • Болота в жизни Северной Европы. Эпос «Калевала». Главы, посвященные природе (происхождение железа)
  • «Историческая память в названии Ржавой канавы».
  • Историческая роль болот. Иван Осипович Сусанин, один из национальных героев ХVII века.

 

  • Русский язык, языкознание, фольклор

Возможные темы:

  • Болото: происхождение слова и понятий, с ним связанных. Понятие в финно-угорских и славянских языках
  • Кикимора болотная

 

  • Литература.

Возможные темы:

  • Карело-финский эпос
  • Болото в русском фольклоре и фольклоре этносов Ленинградской области
  • Поэты и писатели, увековечившие память о дачах и курортных местах Карельского перешейка.
  • Поэты и писатели, увековечившие память о военных действиях на Карельском перешейке. «Все болота, болота, болота, Восемнадцатый день болота!»

 

  • К группе трудового обучения труд (технология), ИЗО, рисование, черчение.

Возможные темы задания перед походом или после него:

  • Создание схемы маршрута.
  • Поиск материалов интернета.

 

  • Группа Иностранный язык:

Тема «Лингвострановедение: образ болота в английском и немецком языках, топонимике, фольклоре и литературе».

  • Активный маршрут вписывается в цикл компетенций, развиваемых на уроках физкультуры, которой ученики занимаются весь период обучения – 11 лет.

 

Компетенции, связанные с предметами школьной программы всех групп, изучаемых с 4-го по 11 класс и повышаемые в рамках пешеходного познавательного маршрута «Сестрорецкое болото»

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

Познавательные компетенции: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека;

Компетенции личностного самосовершенствования: повышение общей культуры; повышение экологической культуры;

Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения

 

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

Познавательные компетенции: расширение знаний об истории, географии и экологии Санкт-Петербурга;

Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу; способность соблюдать правила

 

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций.

Познавательные компетенции: целостное представление об истории, географии и экологии Санкт-Петербурга;

Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами;

Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим;

Коммуникативные компетенции: владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями.

 

Документация по ТБ

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении прогулок, познавательных маршрутов, экскурсий

 

1 Общие требования безопасности:

1.1 К прогулкам, познавательным маршрутам, экскурсиям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2 Опасные факторы:

  • изменения установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
  • травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижение без обуви, а также без брюк или чулок, укусы животными, пресмыкающимися и насекомыми;
  • отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;
  • заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.

1.3 При проведении прогулки, познавательного маршрута, экскурсии группу учащихся, воспитанников должны сопровождать двое взрослых.

1.4 Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

 

2 Требования безопасности перед проведением прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

2.1 Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр (термометрию).

2.2 Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.

2.3 Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

 

3 Требования безопасности во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

3.1 Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.

3.3 Отправляясь на экскурсию, познавательный маршрут, надевайте одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевайте прочную обувь, носки, на голову - головной убор. Во время мероприятия не снимайте обувь и не ходите босиком.

3.4 Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.

3.5 Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

3.6 Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения, грибы, а также колючие растения и кустарники.

3.7 Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду в индивидуальной упаковке.

3.8 Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.

3.9 Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

 

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях:

4.1 При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.

4.2 При получении учащимся, воспитанником травмы оказать помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

 

5 Требования безопасности по окончании прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

5.1 Проверить по списку наличие всех учащихся, воспитанников в группе.

5.2 Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение (по необходимости).

 

Учебно-дидактический блок

ТСО и оборудование

Телефоны с возможностью выхода в интернет

 

Наглядно-иллюстративные материалы

Карты

Карточки с памятками

 

Методические рекомендации

Рекомендации к учебным заданиям

(предметные области - География, История, История Санкт-Петербурга)

Цель заданий: актуализация и расширение имеющихся знаний по географии, истории и краеведению; визуализация событий, эмоциональное закрепление информации, практическое закрепление изученного материала.

Все этапы выполняются в соответствии с описаниями практического задания, спортивной задачи.

Все задания являются практикоориентированными.

 

Методический блок

Контрольные тексты

Сестрорецкое болото — заказник регионального значения, особо охраняемая природная территория (ООПТ). Статус ООПТ болото получило 15 февраля 2011 года.

Сестрорецкое болото расположено в Курортном районе Санкт-Петербурга, непосредственно примыкает к водохранилищу Сестрорецкий Разлив. Занимает площадь 1877 гектаров, что делает его крупнейшим заказником Санкт-Петербурга. Через заказник протекают реки Сестра и Чёрная перед их впадением в водохранилище Сестрорецкий Разлив.

 

Описание

Сестрорецкое болото находится в трёх муниципальных образованиях: Сестрорецк и Белоостров, граница между которыми проходит по реке Сестре, разделяющей болото на две части. Меньшая правобережная находится в Сестрорецке, большая левобережная — в Белоострове. Незначительная по площади территория в районе Ленинской тропы попадает на земли посёлка Песочный.

Болото представляет единую гидрологическую систему, связанную с Финским заливом, — это часть озера Разлив (243 га), рек Сестры и Чёрной, болота. В северной части заказника есть участок горного отвода месторождения гиттиевых глин (залежи целебных лечебных грязей) и древние морские террасы. Прогулки по большей части заказника «Сестрорецкое болото» затруднены — во время весеннего половодья добраться до многих его уголков можно только на лодке, летом — в специальной болотной обуви. А некоторые виды местной фауны, такие как гадюка, заставляют туристов вести себя осторожно. Однако в мае 2019 года был открыт первый участок экотропы, проложенный специально для пеших прогулок.

Северный берег Сестрорецкого Разлива (южный для болота) подвергается разрушающему волновому воздействию от самого длинного разгона ветровых нагрузок юго-западного направления. В результате ежегодно береговая кромка перерабатывается и перемещается на 0,5—1 м. Во время сильных ветров высота волн превышает 1,5—2 м.

Мощность слоя торфа и сапропеля достигает 8 м. На территории болот происходит накопление аллювиальных осаждений, приносимых реками Сестра и Чёрная. Поверхность болота слабовыпуклая: высота центра (10-11 м) превышает высоты периферии (около 8 м).

Над болотом возвышаются затопленные дюны, поросшие сосновыми и еловыми лесами с включением берёзы. Этими дюнами болото делится на две части: восточную, где болота многовековые и имеют возраст, превышающий возраст водохранилища, и западную, где болото сформировалось на затопленных водохранилищем мелководьях.

Болото представляет собой участок болотных ландшафтов, служащий остановкой для перелётных птиц на Беломоро-Балтийском миграционном пути. На территории заказника представлены практически все типы болот, характерные для восточно-прибалтийского региона.

Сестрорецкое болото — один из редких природных объектов, которое практически не затронуто человеческим воздействием. Оно не подвергалось осушению, поэтому здесь сохранились типичные болотные комплексы, дающие представление о местности, на которой строился Санкт-Петербург. Важная составляющая — это наличие мест стоянок птиц в низовьях рек Сестры и Чёрной, на северной части Сестрорецкого Разлива.

 

Волновая эрозия берега

История

Земли Сестрорецкого болота начали осваиваться сразу после освобождения этих земель от вод древнего Литоринового моря около 5 тысяч лет назад. В основании Сестрорецких дюн найдены стоянки охотников и рыболовов культуры ямочно-гребенчатой керамики датируемые III—II тыс. до н.э. В дальнейшем окрестности болота были заселены прибалтийско-финскими племенами, а позднее русскими, ижорскими и карельскими земледельцами. По Ореховскому миру 1323 года по болоту прошла граница Новгородского княжеств и Швеции:

…от Сестрее мох, середе мха гора, оттоле Сая река, от Сае Солнычныи камен, от Солнычнего камени на Чермьную Щелю, от Чермной Щелье на озеро Лембо, оттоле на мох на Пехкей, оттоле на озеро Кангас иерви, оттоле на Пурноярьви, оттоле… Янтоярви, оттоле Тержеярви, оттоле Сергилакши, оттоле Самосало, оттоле Жити, оттоле Кореломкошки, оттоле Колемакошки, оттоле Патсоеки, оттоле Каяно море…договор

После Северной войны территория была присоединена к Российской империи. Так как территории занятые болотами непригодны для ведения сельского хозяйства, то Сестрорецкое болото сохранилось нетронутым. Оно избежало и осушения, и торфоразработок, широко практикуемых в XIX—XX веках. Единственным масштабным вмешательством человека в природу этих мест можно считать затопление южной части болота в XVIII веке при заполнении водохранилища (оз. Сестрорецкий Разлив), устроенного при строительстве оружейного завода в 1721 году.

Во время Великой Отечественной войны болото входило в систему Карельского укрепрайона. Немецкая авиация делала неоднократные попытки разбомбить плотины, удерживавшие воду в Сестрорецком Разливе на высоком уровне, что мешало диверсионно-наступательным операциям, помогая обороне Ленинграда. На берегу был построен ДОТ АПК-1 «Слон», в котором в 2009 году общество воинов-интернационалистов создало музей «Сестрорецкий рубеж».

 

Правила поведения в заказнике

В границах Заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам образования Заказника и может причинить вред природным комплексам и объектам, в том числе:

  • строительство зданий, строений и сооружений
  • загрязнение почв, грунтов, поверхностных и подземных вод
  • нарушение почвенного покрова, производство земляных работ
  • рубка древесной и кустарниковой растительности, нарушение растительного покрова, сбор растений
  • загрязнение территории, размещение всех видов отходов
  • разведение костров, сжигание сухих листьев и травы
  • движение и стоянка механических транспортных средств
  • движение и стоянка моторных плавательных средств
  • повреждение ограждений, информационных знаков, стендов и других объектов инфраструктуры Заказника
  • уничтожение объектов животного мира и причинение им вреда, изъятие объектов животного мира из среды их обитания, в том числе охота и рыболовство
  • выгул домашних животных

 

Режим особой охраны обязаны соблюдать все без исключения физические и юридические лица. Лица, виновные в нарушении режима особой охраны заказника «Сестрорецкое болото», привлекаются к административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Орнитофауна Ленинградской области включает в себя виды из 17 отрядов. Большинство птиц — это лесные, околоводные и водоплавающие птицы. Большее количество видов встречаются в регионе только в весенне-летний период. Через Ленинградскую область пролетают птицы, летящие на места или с мест зимовок Беломоро-Балтийским пролетным путём.

Самые обычные пролетные виды птиц: серый и белолобый гуси, морянка, серый журавль, различные виды куликов.

Самые многочисленные лесные птицы: большая синица, лазоревка, большой пестрый дятел, зяблик, рябинник, чёрный дрозд, сойка, серая ворона, пеночка-весничка. Из водоплавающих птиц обычны чомга, кряква, хохлатая чернеть, озёрная чайка, сизая чайка.

В Санкт-Петербурге, других городах и поселках обычны сизый голубь, домовый воробей, большая синица, сорока и скворец.

На территории области находятся три крупных ООПТ, и несколько десятков более мелких. Крупные — Нижнесвирский заповедник, заказник Мшинское болото и природный парк Вепсский лес.

 

Игровые задания

Задачи

Образовательные:

  • узнать о значении болот,
  • познакомиться с видовым разнообразием растений и животных болотных экосистем

Развивающие:

формирование положительного отношения к этому природному объекту.

Форма занятия: познавательная викторина, игра

Для проведения занятия заранее подготовить объекты показа. Перед проведением занятия учителю можно организовать викторина «Что мы знаем о болотах?» или дать исследовательское задание на тему «Удивительное болото».

 

Ход мероприятия.

«Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя». Что это? (Болото.) Каждый из вас, наверняка, бывал на болоте. Посмотрите на карту мира. На ней показано цветом, сколько процентов площади в каждом районе Земли занимают болота. В основном в Северном полушарии общая площадь около350 млн.га.

Вокруг нас болота, болота, болота…

Вопрос? А что же это такое — болото? (Ответы детей.) Болотами называют участки суши, где почвы постоянно или большую часть года переувлажнены. В болотных экосистемах растительные остатки не перегнивают до конца и потому образуется не гумус, а торф.

Как образуются болота?

А какие виды болот вы знаете? (Ответы детей) Верховые, низинные, переходные; по преобладанию растительности: лесные, моховые, травяные, кустарничковые.

А знаете ли вы, что 2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий? В 1975 г. вступила в силу принятая 2 февраля 1972 г. Конвенция о водно-болотных угодьях, ратифицированная Советским Союзом спустя 2 года. Ее основная задача — охрана морских заливов, озер и заболоченных территорий от загрязнения химическими отходами. В России под охрану взяты 35 территорий и акваторий водно-болотных угодий международного значения и еще 166 участков рекомендуются для внесения в список водно-болотных угодий, охраняемых Рамсарской конвенцией.

Вопрос? Как вы относитесь к болотам? (Ответы детей.)

Большинство людей отвечает: «Плохо!» Болото — это комары, грязь, можно утонуть, там страшно. Болота не приносят пользы, мешают сельскому хозяйству. По-хорошему, о болотах отзовутся разве что охотники и сборщики клюквы. Такое отношение передалось нам частично и от далеких предков. Болото как место труднодоступное и непригодное для человеческого жилья редко посещалось людьми. И где, как не в этом глухом месте, следовало селиться «силам неведомым и нечистым», созданным богатым народным воображением? Суеверия, как известно, живут долго.

В наши дни отношение к болотам меняется.

Вопрос? В чем же заключается польза болот? (Ответы детей.)

Если леса часто сравнивают с легкими нашей планеты, а ручьи и реки — с ее кровеносной системой, то роль болот в биосфере можно сравнить с ролью печени и почек в организме.

Поразительна способность болот очищать воду. Болота даже используются для того, чтобы очищать стоки свиноводческих ферм! Эти стоки не только плохо пахнут, но и ядовиты. Если ими полить почву, то урожай снизится. Микроорганизмы, населяющие торф, прекрасно справляются с этими «ароматами». В вытекающей из болота воде нет и намека на то, что было слито в него со свинофермы! А торф такого «свиного болота» становится прекрасным удобрением.

Главная ценность болот — способность накапливать воду и улучшать ее качество. Болота — охранители всех других водных экосистем, обеспечивающих биосферу пресной и чистой водой.

Вопрос? А давайте-ка «прогуляемся» по болоту! Боитесь по нему ходить? Да, оно зыбкое, топкое, а как же во время войны по нему шли в наступление наши войска вместе с пушками и другой техникой?

А вы знаете, какие растения растут на болоте? (Ответы детей.)

Молодцы! Действительно, растений на болоте не так много, но они очень своеобразны. Эти растения не способны произрастать на других территориях, так как не выдерживают конкуренцию с другими видами. Трудно растениям на болоте: большая влажность, воздух и тепло плохо проникают в глубь торфяной толщи, вода бедна азотом, отличается кислой реакцией. В таких условиях могут жить немногие растения, ведь им приходится постоянно бороться против погребения живых частей под слоем нарастающего торфа.

Пожалуй, наиболее ярким и известным приспособлением является плотоядность некоторых болотных растений (растения-хищники!). Они способны «ловить» и переваривать насекомых! У нас на болотах есть такое растение, только очень маленькое — росянка круглолистная. Попробуйте провести с росянкой опыт: «угостите» ее кусочком мяса или вареного яйца. Вы увидите, что росянка съест это угощение без остатка! Так и хочется назвать это растение хищницей! А ведь росянка — растение полезное, из нее изготавливают лекарство от кашля.

Вопрос? Какое растение на болоте приятно пахнет, но если побыть возле него более получаса, начинает болеть голова? Это багульник, верно. Его стебли и листья выделяют летучее ароматное масло.

А это растение — тоже болотный кустарник. Он, как и багульник, оставляет на зиму зеленые листочки и с ними прячется от мороза под снегом. Лиловые мелкие цветки его сладко пахнут нектаром, шмели готовят из него особый мед. Знаете, как называется это растение? (Демонстрация подбела.) Подбел. Родственники у подбела вам всем хорошо известны. Это клюква, брусника, голубика. Чем они похожи? (Ответы детей.) Эти растения относятся к семейству вересковых. Их объединяет то, что все они кустарнички или полукустарнички с деревянистыми стволиками и с кожистыми листьями. Они могут быть вечнозелеными (как брусника) или листопадными (как голубика). Их цветки напоминают по форме бокальчик. Растут вересковые в самых неблагоприятных условиях: на песках, болотах, т.е. там, где не могут жить другие растения.

 

Игра (летний вариант)

Задание: Найти все вересковые (багульник, брусника, голубика, подбел, клюква)

 

Знаете ли вы, что 40% наших (региональных) растений имеют в своем названии слова «болотный», «водный»? О чем это говорит?

Ответы детей: О том, что вокруг нас много воды и болот, вот почему растения, приспособившиеся к жизни у воды, получили такие названия.

Одну из болотных осок называют пушицей. При созревании у нее на концах стеблей образуются пушинки. Они помогают мелким, легким семенам улететь с ветром. «Ватой» из пушицы в деревнях, стоящих вблизи болот, набивали подушки и матрацы и даже делали из нее ткани.

Задание - вопрос? А знаете ли вы, как выглядит рогоз? Подсказка: В народе его часто неправильно называют камышом или тростником.

У рогоза есть два замечательных приспособления, чтобы пережить зиму. Первое — семена. Те самые бархатные головки, которыми вы часто любуетесь летом. Они состоят из множества семян, снабженных, как у одуванчика, летательными волосками. Второе приспособление — толстые корневища, разросшиеся в илистой, топкой почве. В них на зиму откладываются питательные вещества. Они понадобятся рогозу весной, когда наступит пора пробуждения.

Такие же корневища есть и у других растений, например у кувшинок

 

Если вы бывали на болоте, то заметили, какие там маленькие сосны и березы. А видели вы настоящую карликовую березу? Чем она отличается от обычной березы, растущей почти в каждом дворе? (Ответы детей.) Почему на болоте она такая маленькая? (Ответы детей.)

Посмотрите на этот спил сосны, которая росла на болоте. Как вы думаете, сколько ей лет? (Ответы детей.) Этой сосне 40 лет! Из-за бедного питания на болоте ей пришлось долго и трудно расти. А это — спил сосны, которая росла в хороших условиях, в лесу. Ей, конечно, не 40 лет, а гораздо больше, но когда ей было столько же лет, сколько и болотной сосне, то она была вот такого диаметра. (Демонстрация на спиле.)

Отгадайте-ка еще одну загадку. «Мягок, а не пух, зелен, а не трава». (Мох)

Больше всего на болоте мхов. Пушистым зелено-бурым, коричневатым ковром они покрывают все кочки и углубления. И самый распространенный среди них — сфагновый. (Ведущая показывает образец сфагнума.) Этот мох обладает замечательным свойством — он поглощает и удерживает в себе много воды. В десятки раз больше, чем весит сам! Недаром в переводе с греческого «сфагнос» означает «губка».

Сфагновый мох обладает сильным бактерицидным (т.е. убивающим бактерии) действием. Во время войны его использовали для повязок. Применяют сфагнум и для утепления стен (его закладывают между бревен). А где еще можно применить этот мох? (Ответы детей.)

Продолжаем наше знакомство с болотными тайнами и загадками.

Остатки мхов, трав, стебельков и листочков отмирают и ложатся слоями друг на друга. Проходят десятки или даже сотни лет, и на болоте возникает……? (ответы детей) - торфяная залежь. С виду торф — черная или темно-коричневая масса, но если рассмотреть его в увеличительное стекло, то видны волоконца, крохотные листики, стебельки мха. Образуется торф только на болотах.

Вопрос? А каково значение торфа. (Ответы детей.)

1. Торф — хорошее топливо. Им издавна топят печи.

2. Торф является еще и отличным удобрением. Если его добавить в почву, то обязательно получим хороший урожай.

3. А для домашних цветов и рассады из торфа изготавливают торфяные горшочки. (Демонстрирует.) Чем они хороши? (Ответы детей.) Держат форму; посаженные растения получают удобрения; в землю рассаду можно посадить вместе с горшочком.

4. В медицине – торфолечение.

Болото — всегда загадка, тайна не только для нас, но и для ученых. Это поистине еще неоткрытая сокровищница, откуда мы можем узнать не только о прошлых ландшафтах, но и нашу историю. Помимо остатков растений болота хранят в своей толще орудия труда и войны прошлого и даже останки хозяев этих орудий. Так, в Британии был найден рыцарь в полных доспехах.

Несмотря на всю таинственность и загадочность болот люди издавна селятся возле них. Одна из народностей манси — «на-рас-махун» — переводится как «болотный народ». И своей родоначальницей они считают лягушку. А еще манси считали, что один из сыновей Нумиторума (верховного существа) имел облик лягушки.

А какие еще животные живут на болоте? (Ответы детей.)

Болота — места обитания многих животных. Здесь они находят пищу и укрытия. Один из главных элементов болот — водоплавающие птицы. Они обеспечивают мировое (!) единство системы водно-болотных угодий, мигрируя из одной части света в другую. (Демонстрация на карте-схеме «Перелетные птицы России».) Посмотрите на карту, какие расстояния преодолевают кулики, чтобы перезимовать в теплых краях! Многие водоплавающие птицы связаны непосредственно с болотом. Вот почему сохранение болот в первую очередь сохраняет разнообразие птиц, живущих возле воды. Каких болотных птиц вы еще можете назвать? (Ответы детей.) Различные кулики, гуси, утки, журавли, цапли. На болотах кормятся и хищные птицы: лунь болотный, беркут, сова болотная, канюки, осоеды; обитают глухари, белые куропатки.

Из пресмыкающихся болота населяют гадюка обыкновенная и живородящие ящерицы.

На сфагновые болота приходят кормиться и млекопитающие: лиса, волк, росомаха, медведи, северные олени. А без комаров, мошек, стрекоз вообще трудно представить болото.

 

Вопрос? Могут ли животные обойтись без болота? Почему они там живут? (Ответы детей.) Верно, они там питаются. А кто чем (или кем) питается? Давайте подумаем и поиграем в игру «Пищевая цепочка на болоте».

 

Игра.

Каждому участнику команды на грудь прикрепляется название какого-либо животного или растения.

  • Брусника — комар — лягушка — гадюка — канюк;
  • сфагнум — лемминг — болотная сова — лунь — лиса.

Задача: правильно построиться, т.е. выстроить пищевую цепочку. Команда, выполнившая задание правильно и быстро, получает приз.

А знаете ли вы, какие уникальные болотные системы расположены у нас в округе? (Ответы детей)

Если исчезнут болота, то

1) суше станет климат

2) исчезнут болотная фауна и флора

3) обеднеют реки

4) не будет клюквенных ягодников, грибных мест.

5) Болота выполняют важнейшую водорегулирующую роль в поверхностом стоке. Поэтому их необходимо беречь и охранять. Вот какие замечательные и нужные болота есть у нас. И мы их должны обязательно сохранить!

А теперь попробуем подвести итог сегодняшней встречи и ответить на вопрос: для чего нужны болота в природе?

(Ответы детей.) Итак:

1. Болота накапливают и хранят воду.

2. Очищают воду.

3. Поддерживают биологическое разнообразие (растения, животные).

4. Служат необходимым условием жизни коренных народов.

Что вам сегодня особенно запомнилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

На последнем этапе маршрута формируется аудио-дневник впечатлений.

 

Информационные и наглядные материалы

Флора Сестрорецкого болота

 

Фотогалерея Травянистые представители ООПТ Сестрорецкое болото

растения болот

 

ФотогалереявидыЛитература для учащихся

  • Мальчевский А. С., Пукинский Ю. Б. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: В 2-х томах. — Л.: Изд-во Ленингр. университета, 1983.
  • Пукинский Ю. Б. Птицы. — Л.: Лениздат, 1988. — 144 с. — (Природа Ленинградской области). — 100 000 экз. — ISBN 5-289-00124-7.
  • Красная книга природы Ленинградской области. Том 3. Животные, СПб.: Мир и семья, 2002.

 

Литература для педагогов

  • Гаусман Р. Исторический очерк гидротехнических сооружений Сестрорецкого оружейного завода. — Инженерный журнал, 1861.
  • Орфеев Л., Неклюдов М. Сестрорецк. — СПб., 1900.
  • Давиденко А.И. Сестрорецк (очерки по истории города). — Л., 1962.
  • Сестрорецкий инструментальный завод им. Воскова. (Очерки, документы, воспоминания 1721—1967 г.) — Л., 1968.
  • Сохранение природной экосистемы водоёма в урбанизированном ландшафте. — Л.: АН СССР, Институт Озероведения, 1984.

Материалы

© 2024. Все права защищены.