Материал предоставлен Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга (сетевая экспериментальная площадка Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования" на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга)
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Название школьного образовательного туристского маршрута |
Познавательный маршрут «ГОРОД НАШЕЙ СЛАВЫ ТРУДОВОЙ» |
Ресурсы о регионе и районе маршрута |
Санкт-Петербург — Википедия (wikipedia.org) Литература по петербурговедению. Сайты, посвященные городу на Неве, его географии, истории, экономике, промышленности |
Предполагаемая целевая аудитория |
Учащиеся 7-х классов |
Сезон |
Круглогодично |
Ключевые направления |
#История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный_туризм #Профессия #Родной край #Наследие #Герои # Отечество #Технологии #Исследователи #Будущее #Культура |
Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы |
Требования к интерпретации объектов экскурсионного показа: продемонстрировать связи со школьными предметами: в экскурсионном рассказе формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применении знаний и конкретных умений |
Возможные образовательные и воспитательные эффекты |
Маршрут интегрируется в программы основного общего образования по учебным предметам на базовом и углубленном уровнях:
Формирование таких компетенций, как:
Усилены акценты на изучение инновационных экономических, промышленно-производственных явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки и практики. |
Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки |
|
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Доступность для детей с ОВЗ. Полностью доступно при некоторой модификации программы |
Продолжительность маршрута |
3 часа |
Протяженность маршрута |
10 км |
Пункты, через которые проходит маршрут Объекты показа |
1. Станция метро «Приморская» - место встречи с группой. Интерактивный центр истории метрополитена, Ⓜ Приморская, ул. Одоевского, 29, ЧУДЕСА ИНЖЕНЕРИИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ТРАНСПОРТА ПРОЕЗД (или проход – менее 2 км) до начала экскурсии 2. В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ Улица Наличная в створе Шкиперского протока Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 «Народоволец». ул. Шкиперский проток, 10. Славная история торпедных дизель-электрических подводных лодок серии Д - «Декабрист» производства Балтийского завода». Морская программа 1926 года. 3. Павильоны ЛЕНЭКСПО. ВЫСТАВКИ И ЭКСПОЗИЦИИ, ПРОСЛАВЛЯЮЩИЕ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Проект «МОРСКОЙ ФАСАД» Современная жилая застройка ГАВАНИ города над вольной Невой. 4. МОРСКОЙ ПЕТЕРБУРГ: ТАЙНЫ ГАЛЕРНОЙ ГАВАНИ Постройки, связанные с эпохой Петра Первого и победами в Северной войне. 5. ПРОЕКТ ПО НАМЫВУ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА И ЭКОЛОГИЯ НЕВСКОЙ ГУБЫ Площадь Морской славы. 6. Здание Морского вокзала и его архитектурное решение 7. Сквер между улицами Наличная и Опочинина. Славная военная история сквера, разделяющего улицы. 8. Военно-морская библиотека. Кожевенный завод Брюхова – Кожевенная линия, 41 КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА МЕНЯЕТ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ТРУДУ И ОТДЫХУ 9. Проход с площади Морской славы на новую набережную Невы – бывшую Чекушскую линию, идущую вдоль Кожевенной линии 10. ВИД из креативного пространства завода «Севкабель» на ЗСД и вантовый мост, входящий в состав Южной эстакады основного хода ЗСД Единственный в мире вантовый мост с пилонами, наклоненными внутрь и напоминающими силуэт разведенного моста — символа Петербурга. ГАЛЕРНЫЙ И КОРАБЕЛЬНЫЙ ФАРВАТЕРЫ, ОСТРОВА И ТЕХНИЧЕСКИЕ БУХТЫ ГОРОДСКОГО ПОРТА 11. ВИД НА НЕВСКИЙ БАР (от фр. barre «мель») — песчаную подводную отмель в устье Невы, образовавшуюся в результате осаждения речных и морских наносов. СИСТЕМА ОСТРОВОВ И МЕЛЕЙ НЕВСКОГО БАРА ПАНОРАМЫ НЕВСКОЙ ГУБЫ И ОСТРОВОВ НЕВСКОЙ ДЕЛЬТЫ 12. Остров ГОЛОВА ДАМБЫ, построенной в ХIХ веке для защиты фарватера от заноса илом. 13. БЕЛЫЙ ОСТРОВ - искусственный остров в устье Б. Невы. с Центральной станцией аэрации 14. КАНОНЕРСКИЙ ОСТРОВ с Канонерским парком, где жил прототип пушкинского Евгения из «Медного всадника» капитан Луковкин. ВИД НА ЭСТАКАДУ ЗАПАДНОГО СКОРОСТНОГО ДИАМЕТРА НАД ЗАСТРОЙКОЙ КАНОНЕРСКОГО ОСТРОВА 15. ГУТУЕВСКИЙ ОСТРОВ – МОРСКОЙ ПОРТ СПБ Судоремонтный завод. 16. ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ НА ОСТРОВЕ ГУТУЕВСКИЙ с её уникальным интерьером, отмеченным наградой на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и построенной в память о чудесном спасении цесаревича Николая Александровича, раненного японским фанатиком 29 апреля 1891 года. 17. МОРСКОЙ КАНАЛ И МОРСКОЙ ТУННЕЛЬ 18. ПРАВЫЙ БЕРЕГ. КОЖЕВЕННАЯ ЛИНИЯ. 19. КОЖЕВЕННАЯ ЛИНИЯ – ЧЕКУШИ – ПРОМЗОНА ПЕТЕРБУРГА ХVIII- ХХI ВЕКОВ: ГОРОД НАШЕЙ СЛАВЫ ТРУДОВОЙ. ЗАВОД «СЕВКАБЕЛЬ» – ПЕРВЫЙ КАБЕЛЬНЫЙ ЗАВОД РОССИИ: славная история предприятия. 50 тыс. км кабеля в год. Новая жизнь пяти зданий завода. Креативные пространства, открытые к Неве. 160 метров барной стойки с видом на «город над вольной Невой, город нашей славы трудовой…» 20. СИТЦЕНАБИВНАЯ ФАБРИКА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА МАНУФАКТУР "И.А. ВОРОНИН, ЛЮТШ И ЧЕШЕР"- Фабрика им. В. Слуцкой -Завод "Северный текстиль" Кожевенная линия ВО, 34. Выпуск Маскировочных сетей в годы ВОВ. Народный музей истории ситценабивной фабрики 21. ИСТКАБЕЛЬ Общественно-деловое пространство в Гавани Васильевского острова. Восточная часть Севкабель Порта. Историческая территория фабрики Акционерного общества мануфактур «И.А. Воронин, Лютш и Чешер». Уже сейчас ее населяют более 200 резидентов, среди которых культурные и социальные проекты, фотостудии и лофты, мастерские. Кожевенная линия, д.34 22. ТЭЦ 3. ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ ДЛЯ ГОРОДА НА Неве 23. Особняк Брусницыных и комплекс построек кожевенной фабрики Брусницыных 24. Креативные пространства Культурного центра Брусницын 25. Вид на острова левого берега: Ново-Адмиралтейский, Матисов, Галерный, занятые Адмиралтейскими верфями. МЕСТО БЫВШИХ СКОТОБОЕН, поставлявших кожу в Чекуши для производства седел и др. для кавалерии 26. Правый берег. Косая линия. БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД - ГИГАНТ СТРОИТЕЛЬСТВА АТОМНОГО ФЛОТА СТРАНЫ 27. 350 тонный гигант ДЕМАГ - самый большой в мире плавучий подъемный кран со стрелой подъема ростом с колокольню Петропавловского собора 28. Вид на индустриальные пейзажи левого берега - Адмиралтейские верфи. СУДОСТРОЕНИЕ КАК БАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА История от Галерного двора до Государственного предприятия «Адмиралтейские верфи» Проектирование, производство и модернизация судов гражданского и военного назначения. Ледовая платформа «Северный полюс». 29. Проход по Масляному каналу ИСТОРИЯ МАСЛЯНОГО БУЯНА И ИСТОРИЯ ЕГО ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ. 30. ЛЕДОКОЛ «КРАСИН» (1916) МУЗЕЙ И ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РФ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ. 31. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ГЕОЛОГИЯ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ. 21-я линия В. О., дом 2 32. 32. ГРАНИТНЫЕ НАБЕРЕЖНЫЕ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА – УНИКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА НА НЕВЕ. 33. Подъезд на автобусе или переход к станции метро «Василеостровская» около 3,5 км (после открытия в 2023 году станции «Горный институт» ее планируется сделать стартовой остановкой). |
Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные |
Цель маршрута: создание условий неформального освоения знаний и приемов практической деятельности, самоопределения, воспитания обучающихся на основе освоения промышленного культурного наследия Санкт-Петербурга. Образовательные задачи маршрута:
Способствовать освоению школьникам учебных программы таких предметов как география, история, биология, литература, физика, математика и др. |
Дополнительные условия |
Продолжительность программы может быть увеличена от 3 до 4 или 5 часов, в зависимости от желания заказчиков посещать музеи, расположенные на маршруте. Возможна компоновка программы в той или иной последовательности объектов показа, при обязательном сохранении показа промышленных предприятий Санкт-Петербурга ХVIII- ХХI столетий и рассказа о «славе трудовой». Для школьников Санкт-Петербурга возможны:
Для школьников из Санкт-Петербурга программы дня можно предлагать экскурсию с вечерней частью – участием в одном из ивентов, происходящих в креативных пространствах Севкабель Порта. |
КАРТА МАРШРУТА
ПРОГРАММА МАРШРУТА
Цель экскурсии, посвященной трудовой деятельности Санкт-Петербурга-Ленинграда, соответствует задачам правительства РФ на современном этапе: премьер министр РФ М. Мишустин заявил о создании передовых инженерных школ в региональных вузах. Эксперты объясняют, что власти ускоряют подготовку молодых кадров, поскольку они должны помочь стране быстрее справиться с санкциями Запада.
На примере Васильевского острова, его промышленного района Чекуши, расположенного рядом с районом Гавань, бывшим "Окном в Европу", начиная с эпохи Петра Первого и его славных побед над шведским флотом у самых западных берегов Васильевского острова, школьники не только познакомятся с экономикой и промышленностью Петербурга, начиная с XVIII века, но и с тем, как в современных условиях происходит реновации промзоны, сохраняющая в названиях новых креативных пространств имена купцов, промышленников, предпринимателей, участвовавших в укреплении имиджа России в мире. В рамках экскурсионной тема «Бывшие Чекуши - инновационно-промышленный парк Санкт-Петербурга ХХI века» школьники знакомятся с историей города, историей России, начиная с ХVII века, когда были заложены основы производства, с технологиями ряда производств, в частности – кожевенным, необходимым для оснащения регулярной русской армии, созданной Петром.
В рамках предмета «география» при показе акватории Невы, раскрывающейся с новых набережных, показе павильонов ЛЕНЭКСПО, где в последние десятилетия проходили многие международные выставки и Международный Экономический форум, школьники укрепляют свои знания по соответствующим разделам школьной программы по ГЕОГРАФИИ.
При показе здания Морского вокзала в теме «ВОДНЫЕ ПУТИ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ» и показу в акватории Невы и ее притоков, имеющих статус «водных путей РФ регионального значения» инфраструктурных сооружений по приему обслуживанию иностранных пассажирских судов затрагиваются темы предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», показывающие школьникам необходимость правовых знаний.
Знания в области ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ как предмета школьной программы 7 класса укрепляются и конкретизируются в рамках экскурсии по темам «Человек и природа. Воздействие человека на природу. Закон на страже природы. «Человек в экономических отношениях» (Экономика и её роль в жизни общества. Основные участники экономики. Мастерство работника. Производство, затраты, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Наглядность этим темам придает знакомство с тремя креативными пространствами, расположенными на Кожевенной линии. Там же рассматриваются темы «Обмен, торговля, реклама»
Предмет «РУССКИЙ ЯЗЫК» представлен развитием у школьников их лексики, увеличением их словарного запаса за счет терминов пришедших из словарей тех профессий, о которых ведется речь в экскурсии.
В рамках предмета «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» школьники пополняют свои знания за счет знакомства с морскими терминами, которые в английский язык пришли из латыни и голландского языка. Так, например, название темы «КОРАБЛЬ: ОНА» школьники знакомятся с идиоматическими выражениями, принятыми во флоте.
Знакомство с такими экскурсионными объектами, как «Балтийский завод», «Адмиралтейские верфи», дает возможность - благодаря теме судостроения - погрузиться в материал школьных предметов «МАТЕМАТИКА» и «ФИЗИКА», например, тема «АРХИМЕДОВА СИЛА»
ЛИТЕРАТУРА – в первую очередь – это повести и рассказы, а также стихи для детей о море, это фольклор – пословицы и поговорке о реках и морях.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО РАЗДЕЛ МУЗЫКА представлен темой «Музыкальные произведения о море в творчестве отечественных и зарубежных композиторов».
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ГРАФИКА И ЖИВОПИСЬ: это тема труда в искусстве, это произведения художников-маринистов.
БИОЛОГИЯ чрезвычайно интересно представлена темами «РЕКИ И МОРЯ ЖИВУТ», «БИОЛОГИЯ МОРЯ И МОРЕПЛАВАНИЕ» и «МОРСКИЕ ОБРАСТАНИЯ», рассказывающими при показе акватории Невы и Невской губы о физических, химических, геологических и биологических явлениях и процессах в воде, на дне и у береговой черты.
А примеры из жизни наших мореплавателей сделают впечатления незабываемыми. Например, рассказ о том, как в 1804 году И. Ф. Крузенштерн в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда» заметил на 17° северной широты и 169°30' западной долготы много птиц, из чего заключил, что поблизости находится остров. Через три года найденный в этих же координатах островок был назван именем Крузенштерна. О необходимости знаний в области биологии говорят многие примеры из биографий тружеников моря.
Интересна проблема обрастания днища кораблей водорослями, губками, мшанками, мидиями – морскими организмами, которые изучаются в курсе БИОЛОГИИ 7 класса. Эту тему можно связать с химическим составом «необрастающих» красок – что является совместной задачей БИОЛОГОВ, ХИМИКОВ И ТЕХНОЛОГОВ. А это, в свою очередь, является задачей межпредметных связей – с указанием профессий, учебных заведений и рабочих мест, где можно применить такие межпредметные знания.
Тема «М.В. Ломоносов – ученый-энциклопедист», владевший метапредметным знанием, дает возможность прочитать отрывки из его произведений, прославляющих российскую науку и выводящих нас не только на тему предмета «ЛИТЕРАТУРА», но и на саму концепцию экскурсии: Ломоносов организует в России школы для будущих российских "Платонов" и "Ньютонов", добиваясь того, чтобы в них принимали детей из простых сословий. Он верил, в то, что богатейшая своими ресурсами российская земля будет изучаться и развиваться стараниями своих, российских ученых. Это метапредметная тема ПАТРИОТИКИ.
В предмет «ЛИТЕРАТУРА» 7 класса входит тема «М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина».
Обозреваемые с набережных креативных пространств «Севкабель Порта», захватывающие дух и вызывающие восторг индустриальные пейзажи левого берега, многочисленные краны, создающие силуэт города-труженика, суперсовременные вантовые мосты, «повисшие над водами», глади Невы, переходящие в морские панорамы, дают возможность школьникам усвоить новое знание о городе – его прошлом, настоящем и будущем. Актуальность такого подхода к экскурсоведению обусловлена и промышленной политикой САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА, так же как и принципами градостроительной политики, без знания которых не сформировать социальной идентичности современного гражданина.
Новые подходы к развитию производств, которые совместно с промышленным сообществом сформулированы в рамках Промышленной политики до 2025 года помогут школьнику глубже понять основы такого предмета, как ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. (Данный документ утвержден на заседании Промышленного совета Санкт-Петербурга при участии Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д. Мантурова и губернатора Санкт-Петербурга А. Беглова.
Экскурсионная информация об инновационной технологической инфраструктуре, организованной в городе на базе креативного пространства «Севкабель Порт» с его сетью технопарков, индустриальных парков, коворкингов, «Точек кипения» дает школьникам возможность увидеть и получить представление о новых форматах кооперации между различными участниками инновационной деятельности, что особенно важно при выборе актуальных профессий.
Таким образом решаются образовательные задачи маршрута:
- Расширение знаний о российских городах как центрах производства на основе знакомства с развитием промышленности Санкт-Петербурга – ее устройством, удостоенным признания его города не только как объекта Всемирного культурного наследия, но и глобального города, в котором сосредоточены все виды трудовой деятельности, основанной на природных богатствах России и высоком человеческом потенциале его жителей.
- Создание в рамках экскурсионной программы условий для развития исследовательских и проектных способностей обучающихся.
- Формирование гражданской, национальной и городской и социальной идентичности.
- Создание условий для формирования основ креативности и проектного сознания старшеклассников.
- Получение новых знаний в рамках всех основных учебных предметов.
Образовательная цель:
Дело чести современных школьников — творчески освоить исторический опыт и, используя достижения отечественной техники, на основе новых передовых конструкций и материалов развивать производства, достойные Петербурга-Ленинграда — города технического и культурного прогресса, города, в котором не только сосредоточены выдающиеся памятники промышленной архитектуры, но и хранятся тайны и секреты производства, открытые в городе «нашей славы трудовой».
Школьный предмет «ФИЗКУЛЬТУРА» дает основание надеяться, что учащиеся пройдут этот маршрут.
Возможная интеграция с основной образовательной программой
Начинается экскурсия вступлением, которое дается при встрече экскурсовода с группой на выходе из станции метро «Приморская», в котором сообщается, что данная экскурсия адресована именно семиклассникам и направлена на организацию их мыслительной деятельности в контексте размышлений о выборе профессии: «Кем быть?» Ниже в табличной форме перечислены темы рассказа и их возможная интеграция с основной образовательной программой 7 класса
№ пп |
Тема экскурсии и объект показа |
Возможная интеграция с основной образовательной программой 7 класса |
1. |
Станция метро «Приморская» - место встречи с группой. Посещение Интерактивного музея метрополитена. ПРОЕЗД (или проход) до начала экскурсии ВОЗМОЖЕН заход (заезд) на Мичманскую улицу с осмотром башни Лахта-центр и Газпром-арены) Проезд по Наличной улице – главной улице Гавани |
ВСЕ ПРЕДМЕТЫ 7 КЛАССА ТЕХНОЛОГИЯ |
2. |
СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ СОВЕТСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СЕРИИ Д - «ДЕКАБРИСТ, СОЗДАННЫХ НА БАЛТИЙСКОМ ЗАВОДЕ |
ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ |
3. |
ГАВАНЬ: Павильоны ЛЕНЭКСПО. ВЫСТАВКИ, МУЗЕИ, ЭКСПОЗИЦИИ, ПРОСЛАВЛЯЮЩИЕ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ |
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ |
4. |
МОРСКОЙ ФАСАД Петербурга. Современная жилая застройка ГАВАНИ города над вольной Невой. |
ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЯ |
5. |
ПОСТРОЙКИ, связанные с эпохой Петра Первого и военными победами в Северной войне. |
ИСТОРИЯ |
6. |
ПЛОЩАДЬ МОРСКОЙ СЛАВЫ |
ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЯ |
7. |
ЗДАНИЕ МОРСКОГО ВОКЗАЛА |
ИЗО |
8. |
ВОЕННО-МОРСКАЯ БИБЛИОТЕКА. |
ИСТОРИЯ |
9. |
СКВЕР МЕЖДУ УЛИЦАМИ НАЛИЧНАЯ И ОПОЧИНИНА. Славная военная история сквера, разделяющего улицы. |
ИСТОРИЯ |
10. |
Кожевенный завод Брюхова, с которого начинается Кожевенная линия. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА МЕНЯЕТ ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К ТЕМЕ ТРУДА И ОТДЫХА И К РАЙОНУ. Оформление новой набережной Невы вдоль Кожевенной линии |
ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ |
11. |
ВИД НА город над вольной Невой, на эстакаду западного скоростного диаметра - ЗСД и вантовый мост через Корабельный фарватер. Единственный в мире мост с наклоненными пилонами: напоминание о разведенных мостах — символе Санкт-Петербурга. |
ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИКА |
12. |
ВИД на галерный и корабельный фарватеры, острова и технические бухты городского порта. ТРИ ВЕКА ЖИЗНИ ГОРОДА – ТРИ ВЕКА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА |
ГЕОГРАФИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИКА |
13. |
ВИД НА НЕВСКИЙ БАР. СИСТЕМА ОСТРОВОВ И МЕЛЕЙ |
ГЕОГРАФИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИКА |
14. |
Остров ГОЛОВА ДАМБЫ, построенной в ХIХ веке для защиты фарватера – Морского канала - от заноса илом |
ИСТОРИЯ |
15. |
БЕЛЫЙ ОСТРОВ - искусственный остров в устье Невы с Центральной станцией аэрации |
ЭКОЛОГИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ |
16. |
КАНОНЕРСКИЙ ОСТРОВ, где жил прототип пушкинского Евгения из «Медного всадника» капитан Луковкин. |
ЛИТЕРАТУРА |
17. |
ГУТУЕВСКИЙ ОСТРОВ – МОРСКОЙ ПОРТ СПБ Судоремонтный завод |
БИОЛОГИЯ |
18. |
ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ НА ОСТРОВЕ ГУТУЕВСКИЙ с её уникальным интерьером, отмеченным наградой на Всемирной выставке в Париже и построенной в память о чудесном спасении цесаревича Николая Александровича, раненного в 1891 г. в Японии. |
ИСТОРИЯ |
19. |
МОРСКОЙ КАНАЛ И МОРСКОЙ ТУННЕЛЬ |
ИСТОРИЯ |
20. |
ПРАВЫЙ БЕРЕГ. КОЖЕВЕННАЯ ЛИНИЯ – ЧЕКУШИ – промзона Петербурга ХVIII- ХХI веков: ГОРОД НАШЕЙ СЛАВЫ ТРУДОВОЙ |
ИСТОРИЯ |
21. |
ЗАВОД «СЕВКАБЕЛЬ» – первый кабельный завод России: славная история предприятия. 50 тыс. км кабеля в год. Новая жизнь пяти зданий завода. Креативные пространства, открытые к Неве. 16о метров стойки бара с видом на «город над вольной Невой, город нашей славы трудовой…» |
ТЕХНОЛОГИЯ |
22. |
СИТЦЕНАБИВНАЯ ФАБРИКА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА МАНУФАКТУР "И.А. ВОРОНИН, ЛЮТШ И ЧЕШЕР"- Фабрика им. В. Слуцкой -Завод "Северный текстиль" Кожевенная линия ВО, 34. Выпуск Маскировочных сетей в годы ВОВ. Народный музей истории ситценабивной фабрики ИСТКАБЕЛЬ Общественно-деловое пространство, включающее фотостудии, лофты, мастерские. Кожевенная линия, д.34 |
ТЕХНОЛОГИЯ |
23. |
ТЭЦ 3 трубы тепло для города и электроэнергия для его промышленности |
ТЕХНОЛОГИЯ |
24. |
Особняк Брусницыных и комплекс построек кожевенной фабрики Брусницыных |
ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЯ |
25. |
Креативные пространства Культурного центра Брусницын |
ИЗО |
26. |
Вид на острова Ново-Адмиралтейский, Матисов, Галерный, занятые Адмиралтейскими верфями. МЕСТО БЫВШИХ СКОТОБОЕН, поставлявших кожу в Чекуши для производства седел и др. видов амуниции для армии |
ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЯ |
27. |
ПРАВЫЙ БЕРЕГ. Косая линия. Балтийский завод - гигант строительства атомного флота страны |
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА, БИОЛОГИЯ |
28. |
350 тонный гигант ДЕМАГ - самый большой в мире плавучий подъемный кран со стрелой подъема ростом с колокольню Петропавловского собора |
ФИЗИКА, |
29. |
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПЕЙЗАЖИ левого берега БАЗОВЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Адмиралтейские верфи. |
ГЕОГРАФИЯ БИОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРА |
30. |
Масляный буян Проход по Масляному каналу водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» |
ИСТОРИЯ |
31. |
ЛЕДОКОЛ «КРАСИН» Возможно посещение музея |
ИСТОРИЯ |
32. |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В ГРАНИТНОМ ОЖЕРЕЛЬИ НЕВЫ - ГЕОЛОГИЯ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ 21-я линия В. О., дом 2 59°55′47″ с. ш. 30°16′11″ в. д. |
ГЕОГРАФИЯ |
33. |
Подъезд на автобусе или переход к станции метро «Василеостровская» около 3,5 км (после открытия в 2023 году станции «Горный институт» ее планируется сделать финишной остановкой). |
ФИЗКУЛЬТУРА |
Список рекомендуемых информационных источников по Санкт-Петербургу