ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Городская станция юных туристов

Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49, лит. А
(812) 325-00-46
sutur.bb@obr.gov.spb.ru

Городская станция юных туристов


Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
МЕНЮ

Материал предоставлен Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга (сетевая экспериментальная площадка Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования" на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга)

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Название школьного образовательного туристского маршрута

Пешеходный познавательный маршрут «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ»

Ресурсы о регионе и районе маршрута

 Санкт-Петербург — Википедия (wikipedia.org)

Литература по петербурговедению, военной истории, возрастной педагогике и психологии, ювенологии

Предполагаемая целевая аудитория

Учащиеся 5-6-х классов

Сезон

В течение календарного года

Ключевые направления

#История #Патриотика #Традиции # #Активный туризм #Профессия #Родной край #Наследие #Герои # Отечество #Исследователи #Будущее #Культурное наследие

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

Необходима интеграция в образовательные программы основного и дополнительного образования 5-6 классов:

  • русский язык и литература (русский язык, литература)
  • иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык)
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика)
  • общественно-научные предметы (история (история России, всеобщая история), обществознание, география)
  • основы духовно-нравственной культуры народов России
  • естественно - научные предметы (физика, биология, химия)
  • искусство (изобразительное искусство, музыка)
  • технология (технология)
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

 Метапредметные результаты заключаются в развитии следующих компетенций:

  • Познавательные компетенции, способствующие развитию интеллекта школьника: овладение знаниями о жизни выдающихся личностей, об исторической памяти, сохраненной в памятниках города.
  • Компетенции личностного самосовершенствования - повышение внутренней культуры.
  • Коммуникативные компетенции: проявление интереса к тем е героики и патриотизма, к людям, представляющим социум посещаемого города – хранителям это памяти.

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций:

  • Познавательные компетенции: знания по истории и географии Санкт-Петербурга.
  • Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу и другим членам обслуживающего персонала; способность соблюдать правила;

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций:

  • Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями, возникающими в процессе знакомства с памятными местами и памятниками посещаемого города.
  • Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим в рамках тайминга всего маршрута.
  • Коммуникативные компетенции: умение корректно обмениваться мнениями и впечатлениями с одноклассниками.

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

  • Ознакомительный
  • Просветительский
  • Образовательный

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Полностью доступно при некоторой модификации программы.

Продолжительность маршрута

Продолжительность маршрута 3 часа с перерывом на легкий завтрак

Протяженность маршрута

7 км

Пункты, через которые проходит маршрут

 

Объекты показа

  • Встреча с группой в метро «Невский проспект»
  • Невский проспект от Невы до Екатерининского канала в годы войн и мира
  • Казанская площадь
  • Итальянская улица
  • Площадь искусств – комплекс зданий м сооружений, связанных с победами
  • Проход через Михайловский сад
  • Ансамбль Марсова поля
  • Суворовская площадь
  • Летний сад – памятник победы
  • Церковь Св. Пантелеймона на ул. Пестеля
  • Михайловский – Инженерный замок
  • Манежная площадь и ее ансамбль.
  • Малая Садовая улица
  • Невский проспект с посещением лавки писателей
  • Река Фонтанка. Аничков мост
  • Переход на нечетную сторону Невского проспекта
  • Аничков дворец
  • Ансамбль площади Островского и улицы Зодчего Росси
  • Площадь Ломоносова
  • Ул. Ломоносова – Садовая улица – Перинная линия
  • Окончание экскурсии у станции метро «Гостиный двор»

 

Объекты показа с указанием тем экскурсионного рассказа

 

Невский проспект (четная сторона) рядом с Домом книги:

НЕВСКИЙ В ГОДЫ ВОЙН И МИРА

ИМЯ А. НЕВСКОГО В НАЗВАНИИ ПРОСПЕКТА

ГОРОД – ПОБЕДА НАД ПРИРОДОЙ

ПОБЕДЫ НА МОРЕ И НА СУШЕ

ПРОСПЕКТ 25-ГО ОКТЯБРЯ. КОЛОННА НЕМЕЦКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ.1942 Г.

НЕВСКИЙ – САМАЯ ВЕРОТЕРПИМАЯ УЛИЦА МИРА

Казанская площадь

  • Собор во имя иконы Божьей матери Казанской - памятник победам
  • Памятник Барклаю де Толли
  • Памятник Кутузову

«И ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»  А. ПУШКИН

Набережная Екатерининского канала (Грибоедова) -Итальянская улица

Музей эмоций – победитель премий: ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО – ПОБЕДА. «НУЖНЫЙ» МУЗЕЙ - ПОБЕДИТЕЛЬ МНОГИХ ПРЕМИЙ

7 залов – 7 эмоций. ЭМОЦИИ ПОБЕДЫ И УСПЕХА: Nike и Ника – богиня победы и другие символы и знаки: НАГРАДЫ ПОБЕДИТЕЛЯМ В ВОЙНАХ – ПРОШЛЫХ И СОВРЕМЕННЫХ. ГЕРОИ ВОЙН МИРОВЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ.

На проходе по улице Итальянской

Название улицы. Итальянский поход Суворова.

Памятник Остапу Бендеру. Азарт авантюра

Кафе «Бродячая собака». ПОЭТИЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ. ЛИТЕРАТУРНАЯ БОРЬБА

 

Площадь искусств – ансамбль зданий м сооружений, связанных с победами.

Государственный Русский

музей – хранилище художественных произведений, посвященных победам.

АНСАМБЛЬ КАК ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ НАД НАПОЛЕОНОВСКОЙ ФРАНЦИЕЙ. 

Памятник А.С. Пушкину на пл. Искусств: первому поэту России. Автор –победитель конкурса М.Аникушин

Дом Виельгорских Состязания в музыке. Филармония 7-я Ленинградская симфония Шостаковича: памятник победы духа.

Русский музей. Борьба, конкурсы, победы.

Миф об Афине и Арахне. Темы победы в скульптуре и живописи. Успехи российского искусства.

 

Российский Этнографический музей Непростые отношения в мире этносов.

 

Проход через Михайловский сад. Захоронение памятников в садах и парках города во время Великой Отечественной войны. О памятниках полководцам, оставленных на своих местах и трех памятниках, намеренно оставленных открытыми. Это памятник Кутузову, памятник Барклаю-де-Толли и памятник Суворову, к которому направляемся.

 

АНСАМБЛЬ МАРСОВА ПОЛЯ. Бывший военный плац. Казармы Павловского полка. Памятник борцам революции. Марсово поле и салют в честь освобождения города от блокады.

 

Суворовская площадь. Памятник А.В. Суворову. ОН БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГЕНИЙ!

 НАУКА ПОБЕЖДАТЬ — КНИГА ГЕНЕРАЛИССИМУСА А. В. СУВОРОВА, ГДЕ СОБРАНЫ ЕГО МЫСЛИ И ИНСТРУКЦИИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВОЕННОМУ ДЕЛУ В РОССИИ.

Слуга царю, отец солдатам, не проигравший ни одной битвы военачальник, защитник Отечества, сказавший: «ТЩЕТНО ДВИНЕТСЯ НА РОССИЮ ВСЯ ЕВРОПА: ОНА НАЙДЕТ ТАМ ФЕРМОПИЛЫ, ЛЕОНИДА И СВОЙ ГРОБ». Патриот, считавший Россию уникальной страной: «ПРИРОДА ПРОИЗВЕЛА РОССИЮ ТОЛЬКО ОДНУ. ОНА СОПЕРНИЦ НЕ ИМЕЕТ»!

 

Летний сад – памятник победы

О ВОЙНЕ И МИРЕ - ЯЗЫКОМ СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ:

Аллегории мира. Марс – бог войны

Амур и Психея. Миф о Душеньке - Психее МИР СЕМЬИ.

 

Храм Святого Пантелеймона - памятник побед русского флота

Русско-Шведские войны за господство в открытом море и в прибрежных шхерах. Победы при Гангуте и Гренгаме  27 июля - в день памяти Святого Пантелеймона - самые значительные.

 

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке, рядом с церковью.

 

Михайловский – Инженерный замок (Михайловский замок, получивший в честь училища второе название Инженерный, где с 1823 располагалось Главное инженерное училище. Химию здесь преподавал Д.И. Менделеев. Здесь учился Ф.М. Достоевский.

 

Памятник Павлу Первому. Успехи России второй половины ХVIII века

Генерал Дм. Карбышев, выпускник Инженерного училища, подвиг которого является примером исключительного героизма и стойкости. Карбышев -  один из лучших специалистов военно-инженерных дел во всем мире, работавший на западных границах нашей страны накануне Великой Отечественной войны Зверски замучен фашистами в лагере Маутхаузен, 18 февраля 1945 года

 

Кленовая аллея Памятник Петру Первому работы Растрелли. Рельефы на темы победы русской армии и флота.

 

Манежная площадь и ее ансамбль.

Михайловский манеж (Зимний стадион)- победы в войнах и спорте

Дом кино. Кинофестивали. Борьба в киноискусстве. Лучшие отечественные кинофильмы о войне и мире

Дом Радио. Роль радио в годы ВОВ.

 

Малая Садовая улица.

Елисеевский магазин. БЕЗ МАЛОГО ДВА ВЕКА УСЕРДИЯ, ТРУДОЛЮБИЯ, УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Невский пр. с посещением лавки писателей.  Есенин и другие писатели в Петербурге. ПРИЕЗЖАЙ И ПОБЕЖДАЙ! ЧИТАЙ И ПОБЕЖДАЙ

 

Река Фонтанка. Аничков мост

Четыре группы КОНИ П. КЛОДТА – СИМВОЛЫ ПОБЕДЫ ЧЕЛОВЕКА НАД ПРИРОДОЙ

Переход на нечетную сторону Невского проспекта

 

Аничков дворец- Городской Дворец детского и юношеского творчества: ЗДЕСЬ УЧАТ УСПЕХУ И ИСКУССТВУ ПОБЕЖДАТЬ. ЗНАМЕНИТЫЕ ВЫПУСКНИКИ

 

Ансамбль пл. Островского и ул. Зодчего Росси

Памятник Екатерине. ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ И ЕЁ СПОДВИЖНИКИ. ИХ ПОБЕДЫ И УСПЕХИ. ВОЕННЫЕ ПОБЕДЫ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХVIII ВЕКА.

 

Публичная библиотека. «Ты – талантлив! Ты – победишь!»: конкурсы как инструмент повышения квалификации. ЛИТЕРАТУРА О ВОЕННЫХ УСПЕХАХ. СКУЛЬПТУРА НА ФАСАДЕ: УСПЕШНЫЕ БИОГРАФИИ ВЕЛИКИХ

 

Александринский театр. УСПЕХИ В ТВОРЧЕСТВЕ. СПЕКТАКЛИ О ПОБЕДЕ.

Академия танца«И ДАЖЕ В ОБЛАСТИ БАЛЕТА МЫ ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ»

 

Площадь Ломоносова

Комитет по градостроительству и архитектуре.

КГИОП

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

И КАНЦЕЛЯРИЯ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: УСПЕХИ В ДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

Памятник М.В. Ломоносову.

Надпись на постаменте – строфы А.С. Пушкина из стихотворения «Отрок»:

«НЕВОД РЫБАК РАССТИЛАЛ ПО БРЕГУ СТУДЕНОГО МОРЯ;

МАЛЬЧИК ОТЦУ ПОМОГАЛ.

ОТРОК, ОСТАВЬ РЫБАКА!

МРЕЖИ ИНЫЕ ТЕБЯ ОЖИДАЮТ, ИНЫЕ ЗАБОТЫ:

БУДЕШЬ УМЫ УЛОВЛЯТЬ, БУДЕШЬ ПОМОЩНИК ЦАРЯМ!

ПУШКИН».

 

Ул. Ломоносова – Садовая ул. – Перинная лин.

Воронцовский дворец Пажеский корпус и б. Суворовское училище «ЖИЗНЬ РОДИНЕ, ЧЕСТЬ – НИКОМУ!» - ДЕВИЗ СУВОРОВЦЕВ

 

Ассигнационный банк – Экономический университет   УСПЕХИ В ЭКОНОМИКЕ – ПРОГРЕСС И ПОБЕДА ВО ВСЕМ!

 

Гостиный двор – УСПЕХИ В ТОРГОВЛЕ УСПЕШНОЙ СТРАНЫ-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦЫ

 

Станция метро «Гостиный двор».

 Окончание экскурсии.

ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА "НАУКА ПОБЕЖДАТЬ". ТАК НАЗЫВАЮТ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ УПОРНО ИДУТ К СВОЕЙ ЦЕЛИ. ВОЕННЫХ, СПОРТСМЕНОВ, УЧЕНЫХ, И Т. П. КОТОРЫЕ ДОСТИГЛИ ВЕРШИН В СВОЕЙ ОТРАСЛИ:

ПРОЕКТИРУЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ, ЖИЗНЬ СЕМЬИ И УЧАСТВУЙТЕ В ЖИЗНИ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА!

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цель маршрута: создание условий неформального освоения знаний и приемов практической деятельности, самоопределения, воспитания патриотизма обучающихся на основе духовно-нравственных ценностей, через изучения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга как города ратной славы, военного образования и подвигов в мирной жизни.

Образовательные задачи маршрута:

  • Актуализация и расширение знаний о ратной славе Санкт-Петербурга, Города-героя Ленинграда и Городов воинской славы.
  • Создание условий для патриотического воспитания и профессионального самоопределения. Знакомство с памятными местами и историческими личностями города.
  • Создание условий для развития духовно-нравственных ценностей, интеллектуальных, исследовательских и проектных способностей обучающихся.

Создание условий для развития интереса к изучению военной истории, культуры и географии своего Отечества.

Дополнительные условия

Продолжительность программы может быть увеличена с 3 до 4 часов, в зависимости от желания заказчиков.

КАРТА МАРШРУТА 

карта с лупой Наука побеждать

ПРОГРАММА МАРШРУТА

Соответствие программы экскурсии – ее маршрута и рассказа на остановках психологическому возрасту и предметам школьной программы.

Учащиеся 5-6 классов - это дети 10-12-ти лет. Психологические особенности учащихся этого возраста рассматриваются как кризисные и связанные с перестройкой в трех основных сферах: физиологической, психологической и социальной. На уровне физиологии происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, психологический подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Главное внимание в экскурсии на тему победы и успеха следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

В психологических исследованиях отмечается, что 10 - 12 лет – пограничный возраст между детством и отрочеством, с которым связано два кризиса – возрастной и образовательный. Возрастной кризис продуктивен: без его полноценного проживания основные возрастные новообразования развиваются ущербно.

Образовательный кризис связан с резким изменением уклада школьной жизни при переходе из начальной школы в основную. Поэтому тема успешности на многочисленных примерах, приводимых в экскурсии, должна подаваться с использованием сведений о слабостях и недостатках, которые приходится преодолевать в жизни, особенно в детстве.

"Чувство взрослости", не подкрепленное еще реальной ответственностью, – вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.

Помощь со стороны экскурсовода школьникам 5-6 классов в этот трудный для них период связана с серьезной подготовительной работой экскурсовода.

Необходимо:

  • -иметь четкие представления о целях и результатах экскурсии;
  • -наметить преемственные связи в содержании и методах обучения от 4-го класса к 5–6-й классам;
  • -поэтому стоит порекомендовать учителю сначала заказать экскурсию АБВГДейка на Неве, а затем экскурсию «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ»
  • -знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся.

При подготовке к экскурсии экскурсовод должен стремиться создавать оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность; как можно чаще вносить элемент новизны; строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался;

использовать приёмы дискуссии, спора, анализ жизненных ситуаций, в которых проявлялась бы жизненная позиция ученика.

При изложении материала целесообразно делать акцент на занимательность, необычность, вызывающую интерес учащихся. Следует на экскурсии находить возможности для поощрения учеников, создавая, тем самым, атмосферу успеха.

Для экскурсии очень важно, чтобы уровень творческой активности учащихся был максимально высоким.

С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Основные цели развития творческих способностей учащихся:

  • приобщить учащихся к творческой работе;
  • привить интерес к творчеству, поиску;
  • развивать навыки созидания, самореализации.

Большое значение для развития творческой активности учащихся имеет грамотное проведение экскурсоводом нестандартных экскурсий:

1. Экскурсии - игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез - в этом сущность метода. На таких экскурсиях создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.

2. Экскурсии – путешествия – во времени и в пространстве - опираются на фантазию детей и развивают ее.

3. Экскурсии - состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме.

4. Экскурсии, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно - поисковые задачи, им даются творческие задания, эти экскурсии выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.

5. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. В настоящее время наше образование направлено на формирование и развитие универсальных учебных действий. На первый план выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развитие у них творческих способностей, критического мышления, способностей проявлять инициативу, предприимчивость, ответственность. Новые подходы к обучению требуют новых форм и методов деятельности, учащихся на уроке технологии. Ведущим методом учебной деятельности, который всё чаще используется учителями на уроках технологии, является проектный метод, развивающий познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания.

 

Возможная интеграция со всеми без исключения предметами основной образовательной программы 5-6 классов.

  • русский язык и литература (русский язык, литература)
  • иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык)
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика)
  • общественно-научные предметы (история (история России, всеобщая история), обществознание, география)
  • основы духовно-нравственной культуры народов России
  • естественно - научные предметы (физика, биология, химия)
  • искусство (изобразительное искусство, музыка)
  • технология (технология)
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

 

Список рекомендуемых информационных источников

© 2024. Все права защищены.