ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Городская станция юных туристов

Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49, лит. А
(812) 308-54-90
sutur.bb@obr.gov.spb.ru

Городская станция юных туристов


Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
МЕНЮ

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Название школьного образовательного туристского маршрута

«История военного укрепрайона: Ораниенбаумский плацдарм».

Использование автотранспорта

Автобусная экскурсия.
Начало и окончание маршрута  По согласованию с заказчиком.

Ресурсы о регионе и районе маршрута

https://pamyat-lo.ru/ru/post/oranienbaumskiy-placdarm-i-malaya-doroga-zhizni - Ораниенбаумский плацдарм.

https://sbor-gm.ru/post/390/ - сосновоборский городской музей. Мемориал «Защитникам отечества».

https://tamtravel.ru/leningradskaya-oblast/stati-o-turisme-v-leningradskoj-oblasti/fort-krasnaya-gorka-vse-samye-interesnye-fakty/ - Форт «Красная горка», все самые интересные факты.

Предполагаемая целевая аудитория

Возраст участников: 14-17 лет (8-11 класс)

Специальная туристская подготовка не требуется.

Сезон

В течение календарного года. В соответствии с расписанием работы  музеев.

Карта маршрута

Карта

Ключевые направления

#История#Культура#Традиции#Родной край#Наследие# Отечество

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

- образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – история, обществознание, география, биология, естествознание, русский язык, литература, основы безопасности жизнедеятельности);

- дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, естественно-научная, художественная направленности);

- программы воспитания /воспитательной работы.

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

В результате прохождения образовательного маршрута учащиеся овладевают дополнительными знаниями по истории, военной истории, культуры, инженерному строительству.

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

Познавательные компетенции:

понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека;

Компетенции личностного самосовершенствования:

повышение общей культуры; повышение экологической культуры;

Коммуникативные компетенции:

овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения.

 

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

Познавательные компетенции:

Расширение знаний по литературе, истории, географии и экологии Санкт-Петербурга как части России;

Компетенции личностного совершенствования:

способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу;

способность соблюдать правила;

способность к восприятию, усвоению и переработке информации;

способность к физическому совершенствованию.

 

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций.

Познавательные компетенции:

Целостное представление об истории обороны Ленинграда в годы ВОв;

Компетенции личностного самосовершенствования:

способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами;

Социально-трудовые компетенции:

Профессиональное самоопределение;

Коммуникативные компетенции:

навыки выбора вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения, умение вести диалог.

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

  • Просветительский
  • Углубленный в рамках изучения определенного учебного предмета
  • Исследовательский
  • Творческий
  • Проектировочный

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Объекты показа на маршруте не оборудованы в рамках программы «Доступная среда»

Продолжительность маршрута

От 6 часов с посещением музеев.

Протяженность маршрута

70 км.

Пункты, через которые проходит маршрут

 

Объекты показа

Место подачи автобуса (определяет заказчик) – набережная Адмиралтейского канала 11-13 – Площадь Победы – Ломоносовский район, Мартышкино, Морская ул. – пос.Лебяжье, Красногорская ул. -  Гостилицкое шоссе – возвращение к месту начала экскурсии (определяет заказчик).

  • Музей школы №238 "Герои Ораниенбаумского плацдарма" (наб.Адмиралтейского канала, 11-13).
  • "Подвигу твоему, Ленинград" - мемориальный ансамбль (пл.Победы).
  • Мартышкинский мемориал (Мартышкино, Морская ул.).
  • Форт «Красная горка» (пос.Лебяжье, Красногорская ул.).
  • Мемориал «Атака» (Гостилицкое шоссе).

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цель: Патриотическое воспитание; формирование гражданской идентичности.

Задачи:

  • Расширение знаний по истории, связанной с медицинским обслуживанием, научными разработками медицинских учреждения, поиском лекарственных препаратов и службы скорой помощи в блокадном Ленинграде.
  • Воспитание общей культуры.
  • Воспитание культуры поведения.

Дополнительные условия 

Рекомендуем брать с собой:

Питьевую воду (чай в термосе), перекус (бутерброды, батончики мюсли, фрукты и т.п.).

Удобная одежда и обувь по погоде. Накидка от дождя или зонт.

Инструкции по технике безопасности для педагога и учащихся: «О порядке подготовки и проведения однодневной туристской экскурсии (образовательного маршрута)»*

 Иформация о графике работы Музеев – на сайтах Музеев.

Источники и литература

Литература для учащихся:

  • 80 фактов о блокаде Ленинграда / Авторы-составители Д. Ю. Алексеев, А. О. Кожемякин. — СПб.: Реконструкция, СПбГУПТД, 2024.

  • Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. СПб, Азбука, 2016.

  • Ораниенбаумский плацдарм. Л., 1971.

  • https://proza.ru/2022/06/13/1068 - Ораниенбаумский пятачок - несокрушимый рубеж.

Литература для педагога:

  •  Балабанов И.В. Однодневные походы. - М.: 2003.
  • 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941—1945 гг. М.—Л., 1966.
  • Ленинград в Великой Отечественной войне Советского Союза. Сборник документов и материалов. 22 июня 1941 г. — 22 июня 1943 г. Л., 1944. Т 1.
  • Ленинград в Великой Отечественной войне Советского Союза. Сборник документов и материалов. 23 июня 1943 г. — 24 марта 1944 г. Л., 1947. Т. 2.
  • Ленинград в осаде. Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941—1944. СПб, 1995.
  • Ленинград дважды орденоносный. Сборник материалов и документов. Л., 1945.
  • Ломагин Н. А. Неизвестная блокада (Документы, приложения). М. — СПб, 2002. Т 1—2.
  • Августынюк А. В огненном кольце. Л., 1948.
  • Августынюк А. Сквозь блокаду. Л., 1945.
  • Ангарский П. Боевые подвиги наших моряков. М., 1944.
  • Ачкасов В., Вайнер Б. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне. М., 1957.
  • Барбашин И. П., Кузнецов А. И., Морозов В. П., Харитонов А. Д., Яковлев Б. Н. Битва за Ленинград 1941—1944. М., 1964.
  • Беляев С., Кузнецов П. Народное ополчение Ленинграда. Л., 1959.
  • Богатов М., Меркурьев В. Ленинградская артиллерия. Л., 1946.
  • БуровА. В. Блокада день за днем. Л., 1979.
  • Васильев А В. Борьба за Ленинград в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М., 1959.
  • Великая победа советских войск под Ленинградом. Л., 1945.
  • В осажденном Ленинграде. Л., 1974.
  • Воюет Балтика. Л., 1964.
  • Ганкевич В. М. Прорыв блокады Ленинграда. Л., 1943.
  • Героический Ленинград. М., 1941.
  • Героический Ленинград 1917—1942. Л., 1943.
  • Говоров Л. А. В боях за город Ленина. Л., 1945.
  • Дементьев В. Молодежь на защите Ленинграда. Л., 1961.
  • Дзенискевич А. Р. Военная пятилетка рабочих Ленинграда. Л., 1972.
  • Дзенискевич А. Р. Накануне и в дни испытаний. Л., 1990.
  • Дзенискевич A. Р., Ковальчук В. М., Соболев Г. Л., Цамутали А. Н., Шишкин В. А. Непокоренный Ленинград. Л., 1970.
  • Жданова Т. А. Крепость на Неве. Оборона Ленинграда в Великой Отечественной войне. М., 1959.
  • Жданов Н. Н. Огневой щит Ленинграда. М., 1965.
  • За Родину, за Ленинград. Л., 1943.
  • Зубаков В. Е. Героический Ленинград. М.,1972.
  • Зубаков В. Е. Прорыв блокады Ленинграда (январь 1943 г.). М., 1963.
  • Июнь 1941 — май 1945. О подвиге Ленинграда строками хроники/ Составитель Ю. Н. Яблочкин. Л., 1989.
  • Каверин В. Ленинград. Август 1941. Молотовгиз, 1942.
  • Караев Г. Н., Яблочкин Ю. Н., Воробьев Т. И. По местам боевой славы. Л., 1963.
  • Карасев А. В. Ленинградцы в годы блокады. 1941—1943. М., 1959.
  • Карасев А. В. На защите города Ленина. М., 1961.
  • Козлов И. А., Шломин В. С. Краснознаменный Балтийский флот в героической обороне Ленинграда. Л., 1976.
  • Ковальчук В. М. Дорога победы осажденного Ленинграда. Л., 1984.
  • Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941—1944 гг. М., 1973.
  • Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941—1944. СПб., 1994.
  • Ленинградцы в годы блокады. Л., 1947.
  • Ленинградская битва 1941 — 1944: Сб. статей. СПб., 1995.
  • Ленинград и обеспечение боевой деятельности флота. М., 1992. Кн. 2.
  • Ленинградская эпопея. Организация обороны и население города. СПб., 1995.
  • Манаков Н. А. В кольце блокады. Хозяйство и быт осажденного Ленинграда. Л., 1961.
  • Моряки-балтийцы в боях на море и на суше 1941—1945 гг. М., 1992. Кн. 4.
  • Мушников А. Н. Балтийцы в боях за Ленинград (1941—1944). М., 1955.
  • Ораниенбаумский плацдарм. Л., 1971.
  • Ордена Ленина Ленинградский военный округ: Исторический очерк. Л., 1968.
  • Очерки истории Ленинграда. Л., 1967. Т. 5.
  • Савин М. В., Сидоров В. И. Разгром немцев под Ленинградом (январь—февраль 1944 г.). М., 1945.
  • Трибуц В. Ф. Балтийцы вступают в бой. Калининград, 1972.
  • Ярхунов В. М. Через Неву (67-я армия в боях по прорыву блокады Ленинграда). М., 1960.
  • В годы Великой Отечественной войны: Воспоминания, материалы. Л., 1959.
  • В огненном кольце. Воспоминания участников обороны Ленинграда и разгрома немецко-фашистских захватчиков под Ленинградом. М., 1963.

КАРТА МАРШРУТА

photo 5260256944214632147 y

 

*ИНСТРУКЦИЯ

 ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «О порядке подготовки и проведения однодневной туристской экскурсии (образовательного маршрута),

связанного с пребыванием обучающихся в природной среде»

 

 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Все туристские экскурсии образовательного учреждения (образовательные маршруты) могут проводиться только в соответствии с утвержденными перспективными планами, с конкретной целью и при строгом соблюдении правил организации и проведения, определенных федеральными и региональными инструкциями для мероприятий в природной среде, действующих на момент проведения мероприятия.

              Руководитель и заместитель группы несут полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей, и безопасное проведение туристской экскурсии (образовательного маршрута).

            В группу туристской экскурсии (образовательного маршрута) могут быть включены обучающиеся объединений, готовящиеся к мероприятию не менее одного месяца.

            Все участники группы должны пройти врачебный осмотр и получить письменное разрешение врача на участие в туристской экскурсии (образовательном маршруте).

             Участники туристской экскурсии (образовательного маршрута) должны соблюдать дисциплину, четко и своевременно выполнять все указания руководителя.

 

 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

     Однодневные туристские экскурсии (образовательные маршруты) с обучающимися образовательного учреждения  (ОУ)  проводятся на основании приказа директора ОУ.

В период подготовки туристской экскурсии (образовательного маршрута) руководитель обязан:

сформулировать образовательные цели проводимого мероприятия;

разработать план туристской экскурсии (образовательного маршрута), направленный на достижение образовательных целей;

составить схему маршрута, разработать стратегию и тактику его прохождения;

получить допуск медучреждения на всех участников мероприятия;

проверить наличие страховых свидетельств у участников мероприятия;

подготовить необходимое снаряжение и продукты питания при проведении мероприятия;

ознакомить всех участников с правилами обеспечения безопасности в туристской экскурсии (образовательном маршруте) в соответствии с его особенностями и видами туризма, определить контрольное время возвращения, распределить обязанности между участниками, проверит наличие ремонтного набора и аптечки;

ознакомить участников туристской экскурсии (образовательного маршрута) с предстоящим маршрутом, показать на карте или схеме сложные участки и рассказать о способе их прохождения;

пройти инструктаж по обеспечению безопасности при подъездах к месту проведения туристской экскурсии (образовательного маршрута) и при проведении самой туристской экскурсии (образовательного маршрута) под расписку в журнале по технике безопасности;

ознакомиться с приказом о проведении туристской экскурсии (образовательного маршрута) под роспись;

Администрация образовательного учреждения, зав. учебной частью, проводящая мероприятие обязана:

проверить соответствие списка участников составу объединения;

проверить соответствие годов рождения участников;

проверить наличие росписей участников по знанию правил техники безопасности в журнале инструктажа по технике безопасности;

провести инструктаж руководителей о мерах безопасности при транспортных перевозках, поведению в населенных пунктах, организации питания и гигиенических процедур участников, мерах при несчастных случаях;

издать приказ о проведении мероприятия, определив ответственность руководителя и заместителя руководителя за жизнь и здоровье участников в пути и в районе проведения туристской экскурсии (образовательного маршрута);

получить подписи руководителя и заместителя руководителя об ознакомлении с приказом и о прохождении инструктажа по технике безопасности;

при изменении состава участников и сроков мероприятия выпускать необходимые дополнения к приказу;

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТРАНСПОРТЕ

     Разрешается пользоваться только транспортом, специально оборудованным для перевозки людей (государственным или учреждений, лиц имеющих соответствующую лицензию на представление транспортных услуг). Запрещается передвигаться на случайных, попутных не оборудованных машинах.

     Участникам туристской экскурсии (образовательного маршрута)  разрешается входить и выходить из транспорта, переходить из вагона в вагон только с разрешения руководителя.

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА МАРШРУТЕ

         Перед выходом на маршрут туристской экскурсии (образовательного маршрута) руководитель обязан лично проверить обеспечение группы личным, общественным и специальным снаряжением. Необходимо соблюдать режим движения:

наличие направляющего и замыкающего (руководитель, заместитель или опытный участник);

при пересечении автомобильной или железной дороги группа собирается вместе и переходит путь лишь по сигналу руководителя;

при движении на маршруте группа не должна растягиваться, необходима связь между направляющим и замыкающим; замыкающий ни при каких обстоятельствах не оставляет позади себя никого из участников путешествия.

При выборе режима движения ориентируются на самых младших и менее сильных участников туристской экскурсии (образовательного маршрута);

При температуре -20 градусов и ниже, а при сильном ветре (если маршрут проходит по открытым местам) при -15 градусах и ниже, выходить на маршрут не разрешается;

Не разрешается прикасаться к неизвестным предметам, в случае обнаружения снарядов, мин, гранат - отметить место и немедленно сообщить о находке в ближайшее госучреждение.

Через населенные пункты группа проходит компактно, без необходимости не вступая в контакт с местным населением.

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

«О порядке подготовки и проведения однодневной туристской экскурсии (образовательного маршрута), связанного с пребыванием в условиях природной среды»

 1. Общие положения

Ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей, и безопасное проведение туристской экскурсии (образовательного маршрута) несут руководитель и заместитель группы. Участники туристской экскурсии (образовательного маршрута) должны выполнять требования данной инструкции и распоряжения руководителей.

Все участники группы должны пройти врачебный осмотр и получить письменное разрешение врача на участие в туристской экскурсии (образовательном маршруте).

Участники туристской экскурсии (образовательного маршрута) должны соблюдать дисциплину, четко и своевременно выполнять все указания руководителя.

2. Правила поведения в транспорте

Участники туристской экскурсии (образовательного маршрута) могут входить и выходить из транспорта, переходить из вагона в вагон только с разрешения руководителя. Запрещается находиться в тамбурах во время движения, выходить из вагона на остановках.

 

3. Правила поведения на маршруте

Перед выходом на маршрут туристской экскурсии (образовательного маршрута)  участники должны представить руководителю для проверки личное, общественное и специальное снаряжение.

Топоры, пилы и ножи (при наличии) должны быть в чехлах, во время перехода уложены в рюкзачки.

Необходимо соблюдать режим движения:

наличие направляющего и замыкающего (руководитель, заместитель или опытный участник);

при пересечении автомобильной или железной дороги группа собирается вместе и переходит путь лишь по сигналу руководителя;

при движении на маршруте группа не должна растягиваться, необходима связь между направляющим и замыкающим;

При выборе режима движения ориентируются на самых младших и менее сильных участников туристской экскурсии (образовательного маршрута);

При температуре -20 градусов и ниже при сильном ветре (если маршрут проходит по открытым местам) при -15 и ниже, выходить на маршрут не разрешается;

Запрещается прикасаться к неизвестным предметам, в случае обнаружения снарядов, мин, гранат - отметить место и немедленно сообщить о находке руководителю.

Через населенные пункты группа проходит компактно, без необходимости не вступая в контакт с местным населением.

При получении участником группы травмы необходимо незамедлительно сообщить об этом руководителю.

Материалы

© 2024. Все права защищены.