Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге |
|
---|
Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге |
|
---|
В этом году Городская станция юных туристов отмечает свой юбилей - 90-летие! Она была создана в 1933 году как Ленинградская городская Детская экскурсионно-туристская станция. За прошедшие годы она не раз была реорганизована и меняла свое название, но как говорит народная мудрость: «Времена меняются, а истинные ценности неизменны».
Станцией накоплен огромный опыт туристско-краеведческой работы с детьми и подготовки туристских кадров. Время романтиков продолжается!
Городская станция является Региональным центром детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге.
Основной ее целью является организация процессов воспитания, оздоровления и личностного развития школьников Санкт-Петербурга.
Происходит это в активных формах туристско-краеведческой деятельности – походах, экспедициях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и др.
Концепция туристско-краеведческого образования - «Школа жизни – окружающий мир».
Используемая технология воспитания – предоставление обучающимся максимальной самостоятельности при сохранении совместного, командного характера деятельности на всех этапах – подготовки, проведения и подведения итогов походов и экспедиций.
Содержательное наполнение походов и экспедиций в долговременной перспективе также дает профориентационный эффект, помогая обучающимся в выборе карьерного пути по спектру специальностей, осуществляемых в природной среде.
Функции Регионального центра детско-юношеского туризма реализуются Станцией в процессе организации деятельности:
○ Региональной маршрутно-квалификационной комиссии
○ По дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогов
○ Регионального молодежного движения «Юные инструкторы туризма»
○ Музея истории детско-юношеского и молодежного туризма России
○ По дополнительным общеразвивающим образовательным программам туристско-краеведческой направленности.
Выполнение функций регионального центра осуществляются Станцией посредством сетевого взаимодействия с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения, районными (муниципальными) центрами детско-юношеского туризма и образовательными организациями Санкт-Петербурга.
15
апреля
2022
|
Материал предоставлен Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга (сетевая экспериментальная площадка Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования" на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга)
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Название школьного образовательного туристского маршрута |
Пешеходно-автобусный познавательный маршрут «КРАСУЙСЯ, ГРАД ПЕТРОВ» по территории Санкт-Петербурга |
Как добраться до места начала маршрута |
Как добраться: станция метро «Невский проспект» (выход на Канал Грибоедова) |
Предполагаемая целевая аудитория |
Учащиеся 8-9-х классов |
Сезон |
В течение календарного года |
Ключевые направления |
#Патриотика #История # География # Выдающиеся люди России # Петербурговедение #Наследие #Традиции #Культура |
Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы |
Интеграция в образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – История, География, Литература), дополнительного образования и внеурочной деятельности, в программы воспитания /воспитательной работы как социокультурный практикум |
Возможные образовательные и воспитательные эффекты |
В результате прохождения пешеходно-автобусного познавательного маршрута по территории Санкт-Петербурга обучающиеся овладевают дополнительными знаниями по истории, географии, литературы. В результате участия в познавательном маршруте «Красуйся, град Петров» у обучающихся могут совершенствовать следующие компетенции, связанные с предметами школьной программы «История» и «География» (8 класс) Личностные результаты. В соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах и действиях:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала; анализировать исторические факты; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе и др.); работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника;
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования; осуществление совместной деятельности: планировать и осуществлять совместную работу; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
владение приемами самоорганизации своей учебной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов;
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека; регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
Предметные результаты по учебному предмету «История» должны обеспечивать повышаемые в рамках участия обучающихся в познавательном маршруте «Красуйся, град Петров»: 1) умение определять последовательность событий в истории России; определять современников исторических событий; 2) готовность выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народа в различные исторические эпохи (на примере Петровской эпохи); 3) способность выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, процессов; 4) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, процессов Петровской эпохи, их взаимосвязь с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, возрождение страны с 2000-х гг.); характеризовать историческое значение событий; 5) способность аргументировать собственную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов для решения познавательной задачи; Предметные результаты по учебному предмету «География» должны обеспечивать повышаемые в рамках участия обучающихся в познавательном маршруте «Красуйся, град Петров»: 1). Умение характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России; характеризовать географическое положение России; оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; 2) способность оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны; использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; 3). Умение характеризовать объекты Списка Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО; 4). готовность находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны. |
Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки
|
|
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Маршрут доступен для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов различных нозологий, с сохранным интеллектом (при условии участия группы школьников с ОВЗ протяженность маршрута может быть сокращена, а программа адаптирована) |
Продолжительность маршрута |
1 день (7 часов) |
Протяженность маршрута |
15,6 км |
Пункты, через которые проходит маршрут |
Станция метро «Невский проспект (выход на канал Грибоедова)» (начало маршрута, посадка в автобус) – Садовая ул. (выход из автобуса на наб. Лебяжьей канавки) пешеходный этап экскурсии: Дворцовая набережная – Летний сад – Набережная Мойки – Садовая ул. Кленовая аллея – (наб. р. Фонтанки – Летний сад – ул. Пестеля (посадка в автобус у Спасо-Преображенского собора) – ул. Кирочная – пр. Чернышвского – Воскресенская наб. – Смольная наб. – Большеохтинский мост – Комаровский проезд (выход из автобуса у Шлотбурга) – Свердловская наб. – Арсенальная наб. – Пироговская наб. – Б.Сампсониевский пр. (выход из автобуса у Сампсониевского собора) – Гренадерский мост – Петроградская наб. – Петровская наб. (выход из автобуса у Домика Петра I) –Троицкая пл. – ул. Куйбышева – Кронверкская наб. (выход из автобуса на Заячьем острове, обед в Петропавловской крепости)– Каменностровский пр. – Троицкий мост – Миллионная ул. (выход из автобуса у Зимней канавки) – Дворцовая пл. – Адмиралтейский пр. – Сенатская пл.(посадка в автобус – трансфер до ст. м. «Сенная площадь» / «Садовая» / «Спасская» (конец маршрута) |
Объекты показа |
|
Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные |
ЦЕЛЬ: Сформировать представление о значении наследия Петра Великого для современной России на примере Санкт-Петербурга, развить чувства гордости, а также ответственности перед Родиной за сохранение этого наследия. ЗАДАЧИ Участие в познавательном маршруте призвано формировать и развивать у обучающихся способности
|
Дополнительные условия
|
Программа прохождения познавательного маршрута рассчитана на семь часов, включая запланированный обед и 30 минутный перерыв для самостоятельного осмотра Петропавловской крепости. Пешеходная часть маршрута проходит по улицам, проспектам, площадям большого города, а также территориям особой охраны, также организация маршрута предполагает использование на отдельных этапах передвижение группы школьников в экскурсионном автобусе, что требует от экскурсоводов и сопровождающих выполнения принятых требований, связанных с организацией работы с детьми и обеспечением их безопасности. Познавательный маршрут организуется в формате квест-экскурсии. До прибытия к началу маршрута обучающиеся получают задания для подготовки к участию в квесте. В начале маршрута группа участников делится н две команды. На каждом из этапов ведущий-экскурсовод задает вопросы и задания, которые школьники должны решить командой, сообщая ответы, представляя решения заданий (временной критерий учитывается, но не является решающим). За верные ответы команды получают баллы. В конце проводится подсчет баллов. Идет награждение (награждаются обе команды за получение первого и второго мест). После завершения программы участники получают индивидуальные задания (приветствуются темы, самостоятельно выбранные школьниками для выполнения данного задания). По результатам выполнение заданий в постэкскурсионный период организаторы могут оценить успешность выполнения поставленных задач. |
ПРОГРАММА МАРШРУТА
Возможная интеграция с основной образовательной программой
8 классов – «История», раздел «История России. Россия в конце XVII—XVIII вв.: от царства к империи».
Россия в эпоху преобразований Петра I. Модернизация как жизненно важная национальная задача.
Экономическая политика (строительство заводов и мануфактур, оружейные заводы и корабельные верфи, роль государства в создании промышленности и флота). Реформы управления (городская и губернская реформы, сенат, коллегии, органы надзора и суда). Санкт-Петербург — новая столица. Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Положение инославных конфессий.
Внешняя политика (Северная война. Причины и цели войны. Победа под Полтавой. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей.
Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. «Юности честное зерцало». Ассамблеи, балы, светские государственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.
Возможная интеграция с основной образовательной программой 8 класса – «География»
Расширение территории России в XVIII в. Государственная граница России. Страны — соседи России. Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Природные условия и природные ресурсы. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. Климат и климатические ресурсы Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Моря, омывающие территорию России. Реки России. Опасные гидрологические природные явления. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Оценка обеспеченности водными ресурсами регионов России.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.
Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами.
Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Роль городов в жизни страны. Функции городов России.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.
Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России.
Список рекомендуемых информационных источников
15
апреля
2022
|
Материал предоставлен Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга (сетевая экспериментальная площадка Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования" на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга)
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Название школьного образовательного туристского маршрута |
Пешеходный познавательный маршрут «АБВГДейка НА НЕВЕ» |
Ресурсы о регионе и районе маршрута |
|
Предполагаемая целевая аудитория |
Возраст участников: 10-11 лет. Учащиеся 4-х классов |
Сезон |
В течение календарного года |
Ключевые направления |
#Патриотика #Город #Окружающий мир # Язык #Профессии #Родной край #Культурное Наследие #Замечательные люди # #Космос #Исследователи #Будущее #Культура |
Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы |
Образовательные программы начальной школы:
Программы воспитания /воспитательной |
Возможные образовательные и воспитательные эффекты |
Метапредметные результаты заключаются в развитии следующих компетенций:
Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций:
Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций:
|
Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки |
|
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Доступно при учете наличия детей с ОВЗ в таком туре |
Продолжительность маршрута |
Продолжительность маршрута 2,5 часа |
Протяженность маршрута |
|
Пункты, через которые проходит маршрут Объекты показа |
Станция метро «Горьковская» - Каменноостровский проспект – Троицкая площадь – Петровская набережная – Кронверкская набережная – Заячий остров – Александровский парк – ст. метро «Горьковская» Объекты показа
1.1. Космос вокруг нас - наземный павильон метро в виде летающей тарелки 1.2. Перспективы Кронверкского и Каменноостровского проспектов 1.3. Памятник Человеку с Большой буквы - А.М.Горькому. Горький – читатель, писатель, издатель школьных учебников и памятников всемирной литературы
2.1. Доходный дом Лидваль и язык скульптуры и архитектуры Ф. И. Лидваля 2.2. Соборная мечеть – центр Татарской слободы петровского Петербурга. Язык мусульманской архитектуры. Татарские слова в нашем языке. 2.3. Особняк М.Ф. Кшесинской - памятник политической истории России
3.1. Сквер на месте несохранившихся зданий – ровесников города 3.2. Здание ЛенНИИпроекта - где создавались генеральные планы строительства Ленинграда 3.3. Дом политкаторжан - памятник отечественной истории XX века 3.4. Соловецкий камень - памятник политических репрессий в Петрограде-Ленинграде 3.5. Троицкая площадь как киноместо, где снимались фильмы для детей (например, «Старик Хоттабыч»)
4.1. Домик Петра Первого 4.2. Река Нева - панорамы левого и правого берегов реки и их развитие за три века истории города 4.3. Пристань со скульптурами Ши Дза - мифологических львов-стражей. 4.4. Часовня Троицы Живоначальной в память о 300-летней истории Санкт-Петербурга
5.1. Буквы на асфальте – памятный знак в честь 300-летия журналистики, типографского и издательского дела в Санкт-Петербурге 5.2. Обелиск на месте казни декабристов 5.3. Здание Нового Арсенала на Кронверке -Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
6.1. Иоанновский мост на Заячий остров - Енисаари 6.2. Заяц у Иоанновского моста, ведущего в Петропавловскую крепость через Кронверкский пролив - символ крепости 6.3. Петровские арочные триумфальные ворота. Арка – слово татарское, так же, как и каземат, кирпич, купол, 6.4. Собор св. апостолов Петра и Павла, 122-метровая колокольня: шпиль – «копье», небесная линия города на Неве 6.5. Ботный дом 6.6. Монетный двор 6.7. Памятник Петру Первому работы М. Шемякина 6.8. Все зайцы крепости
7.1. Памятник подвигу экипажа миноносца «Стерегущий», геройски погибшему во время русско-японской войны 1904-1905 гг. 7.2. Памятник архитекторам города на Неве 7.3. Модель Петербурга в Александровском парке у ст. метро «Горьковская» |
Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные |
Цель маршрута: патриотическое воспитание, создание условий неформального освоения знаний и приемов практической деятельности, воспитания обучающихся на основе освоения природного и историко-культурного наследия Санкт-Петербурга. Образовательные задачи маршрута:
|
Дополнительные условия |
Специальное снаряжение не требуется. Возможен легкий завтрак на территории Александровского парка |
Карта маршрута |
Скрин карты (яндекс-карты, гугл-карты, других источников) с зафиксированной ниткой маршрута, с видимыми названиями объектов показа. Скрины карт с информационных порталов, с инфографикой, отметками объектов показа. |
ПРОГРАММА МАРШРУТА
Локация, выбранная для проведения экскурсии «АБВГДейка на Неве», - это территория, с которой начинался наш город. Построенный на третий год войны, начатой за возвращение земель на Балтике, город был окружен водами реки Невы и находился под надежной защитой пушек Петропавловской крепости со стороны Балтийского моря. Это самое удачное место с военных позиций.
Название познавательного маршрута для школьников 4 класса – АБВГДейка – соотносит содержание экскурсии с русской азбукой и намекает на самые первые и самые важные сведения о городе, его устройстве, языке города. Недаром две лучшие книжки о городе, написанные для юных читателей архитекторами А.Э. Гутновым и В.Л. Глазычевым, названы «Язык архитектуры» и «Язык города». Этот образ живого города есть и у детского писателя С.Я. Маршака: «Давно стихами говорит Нева…».
Логика азбуки, алфавита помогает школьникам выполнить задания, предлагаемые в игровой форме, помогает научиться мыслить логически, увидеть город как единое целое, выделяя самое главное. Поэтому в основу построения рассказов на остановках положен принцип выделения ключевых слов, обозначающих самое главное в городе и в рассказе о нем. Игры и задания на тему «видимого» познакомят школьников не только с русским алфавитом, но и словами, заимствованными из языков народов, населяющих город, а также с профессиональными языками, которым пользуются представители главных профессий города. Они помогут юным экскурсантам научиться читать город как книжку. Этимологический подход должен способствовать вырабатыванию речи и мышления детей младшего школьного возраста, правильному развитию пространственных ощущений и формированию основных градоведческих понятий.
Язык метафор должен способствовать развитию образного мышления школьника, помогать ему в образной форме усваивать истины школьных предметов, которые практически все используются в качестве опоры для содержания экскурсионного текста, излагаемого при знакомстве с объектами показа.
Кроме того, все темы экскурсионного рассказа переплетаются между собой, демонстрируя взаимосвязи между городскими объектами, способствуя расширению кругозора и словарного запаса учащихся.
Так, например, обращая внимание школьников на форму наземного павильона станции метро «Горьковская» - в виде летающей тарелки, экскурсовод указывает на перекличку с расположенным неподалеку Планетарием, побуждая учащихся вновь вернуться в это место для посещения планетария.
Слова «Космос вокруг нас», заложенные в пассивный словарь школьника на первой остановке, помогут обратить его внимание на музей космонавтики и ракетной техники при входе на территорию Петропавловской крепости
Слова «перспективы правильного и неправильного (то есть не соответствующего понятию «проспекто» - вижу насквозь) Кронверкского и Каменноостровского проспектов помогут оценить и понять форму улиц города и ее происхождение.
Использование слов «Памятник Человеку с Большой буквы», принадлежащих самому А.М.Горькому, поможет в ответе на вопросы: что означает эта метафора и каким еще выдающимся людям поставлены памятники нашего города .
Подтема «Горький – читатель, писатель, издатель школьных учебников и памятников всемирной литературы» позволяет вспомнить произведения самого Горького, включенные в программу предмета «Литературное чтение» и произведения зарубежных писателей, изучаемых в 4-м классе.
Понятие «памятник» в теме «Выдающиеся памятники архитектуры и скульптуры Каменноостровского проспекта» соотносит ее с темой предмета «Окружающий мир» «Сокровища Земли под охраной человечества», показывая их общечеловеческую ценность.
Связь с предметом «Основы религиозных культур и светской этики» и с темой «Мир глазами историка» демонстрируется при показе Соборной мечети – центра Татарской слободы петровского Петербурга.
Тема «Мир глазами историка» имеет продолжение при показе особняка М.Ф. Кшесинской - музея политической истории России и Троицкой площади - ровесницы города, заложенного здесь 16 мая 1703 года.
Ценность скверов, садов и парков, древесный состав их растительности с его ботаническим и символическим смыслом связывается с Аптекарским огородом – Ботаническим садом, который школьники могут посетить во время следующего путешествия по Санкт-Петербургу.
При показе здания ЛенНИИпроекта, где архитекторы города на Неве, изучая азы его природного и культурного наследия, создавали генеральные планы его строительства может быть неожиданно для развития сюжета поднята тема инструментария архитектора – чертежная бумага, карандаш, ластик – а в ХVIII веке – хлебный мякиш, заменявший резинку. При этом может быть включен фрагмент песни «Архитектор» со словами про эти «устаревшие» орудия труда, которые теперь заменили компьютерные программы. Это дает возможность экскурсоводу дать выход на школьные предметы «МУЗЫКА» и «ТЕХНОЛОГИЯ».
Упоминание о снимавшемся на Троицкой площади советском художественном фильме, поставленном на киностудии «Ленфильм» в 1956 году режиссёром Г. Казанским по сказке Л. Лагина «Старик Хоттабыч» дает возможность с юмором напомнить о географических представлениях этого джина из бутылки.
Домик Петра Первого с его материалом, размерами, не дает представление об истории строительства Петровского Петербурга, его масштабах, но и о формах здания, соотнося их с математическими фигурами, изучаемыми в курсе предмета «МАТЕМАТИКА». Эта тема продолжается при осмотре Невы и выполнении несложного задания, связанного с длиной реки, ее шириной, глубиной, скоростью течения и исторической ролью как части пути «из варяг в греки». Показ несложных планов города погружает школьников в мир карт как изобразительных источников для изучения города. Между прочим, карта – слово, пришедшее также из татарского языка.
Прием зрительной реконструкции при «показе» утраченных объектов – здания столовой – «Аустерии четырех фрегатов», где готовили пищу для первых строителей города с национальными привычками представителей каждого народа, прибывшими в город, фахверкового здания первой типографии, где новым шрифтом – гражданским была набрана первая газета развить воображение школьников, необходимое при освоении ими всех предметов школьной программы.
Дополнительные объекты показа – дидактические материалы так называемого Портфеля экскурсовода - помогают воссоздать зрительные образы утраченных памятников. Памятная надпись «Буквы на асфальте» перед входом в Петропавловскую крепость, воспроизводящая гражданский шрифт, используемый Первой типографией города, служит доказательством заботы Петра Первого о доступности письма и в целом - грамоты для простых жителей города и государства.
Архитектура и скульптура Петропавловской крепости, Кронверка, Александровского парка, топонимы и гидронимы в названиях Петроградской стороны истолковываются экскурсоводом как памятники отдельных исторических эпох, в которые погружаются школьники во время экскурсии по Петроградской стороне. Помогают им в этом как сами новые памятники, такие, как фигурки зайцев, напоминающие о финском названии Заячьего острова – Енисаари, модели зданий города, памятники их создателям – архитекторам, так и слова, их обозначающие. Так, приставка АРХИ в словах архитектура, архитектор – означает высшую степень мастерства строителей города на Неве. Поэтому АРХИважно сохранять эту архитектуру, включая и так называемую «небесную линию города», где город встречается с небом, с космосом ((др.-греч. κόσμος — «упорядоченность», «порядок»).
Таким образом, цель экскурсии заключается в приведении в порядок знаний, получаемых на школьных уроках по отдельным предметам учебной программы.
Большую роль играет работа в школе по обсуждению прослушанной экскурсии. Она помогает оценить результаты посещения школьниками экскурсионной среды города, выделив следующие умения:
Для простоты усвоения мы свели их до числа «семь», объединяя отдельные объекты показа в комплексы, связанные с семью узлами городского пространства. Это: станция метро «Горьковская» и ее окружение, памятники архитектуры Каменноостровского и Кронверкского проспектов, ансамбль Троицкой площади, Домик Петра Первого и его окружение, ансамбли Кронверка - памятника фортификации времен Северной войны, Петропавловской крепости – защитницы города на Неве и Александровского парка.
Возможная интеграция со всеми без исключения предметами основной образовательной программы 4 класса.
РУССКИЙ ЯЗЫК (мир слов)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (мир литературных образов и понятий, связанных с маршрутом)
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (перевод слов при разборе этимологии слова)
МАТЕМАТИКА (математические фигуры, математические действия)
ИНФОРМАТИКА (методы поиска материалов в интернете, упоминание о программах, с которыми работают архитекторы, AutoCAD и ArchiCAD – есть доступные для понимания ребенка популярные видео по теме 3 D проектирования здания)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (например, тема «Новые памятники: история продолжается сегодня»; тема «Мир глазами историка»: «Древние понятия, обогатившие мир слов и образов, сохраняющих историческую память города на Неве». Задание: создать словарь Петроградской стороны.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ИСКУССТВО - МУЗЫКА
ИСКУССТВО - ИЗО
ТЕХНОЛОГИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Так, например, активный пешеходный маршрут «АБВГДейка на Неве» вписывается в цикл компетенций, развиваемых на уроках физкультуры, которой ученики занимаются весь период обучения – 11 лет.
Так, в рамках оздоровления и занятий физкультурой в Александровском парке и на Троицкой площади можно провести подвижные игры – например, сделать разминку с игрой в мяч «Эстафета слов».
15
апреля
2022
|
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Название школьного образовательного туристского маршрута |
Пешеходный познавательный маршрут «СОСНОВСКИЙ ЛЕСОПАРК» по территории Сосновского лесопарка |
Ресурсы о регионе и районе маршрута |
Санкт-Петербург — Википедия (wikipedia.org) Сосновка (парк) — Википедия (wikipedia.org) Выборгский район (Санкт-Петербург) — Википедия (wikipedia.org) Как добраться: метрополитен, станция метро «Удельная» |
Предполагаемая целевая аудитория |
Возраст участников: 12-15 лет (5-8 класс) Специальная туристская подготовка не требуется |
Сезон |
В течение календарного года |
Ключевые направления |
#История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный_туризм #Родной край #Наследие #Герои # Отечество |
Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы |
|
Возможные образовательные и воспитательные эффекты |
В результате прохождения пешеходного познавательного маршрута по территории Сосновского лесопарка учащиеся овладевают дополнительными знаниями по истории, географии и экологии. Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций:
Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций:
Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций:
|
Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки |
|
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Маршрут может быть доступен для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов различных нозологий с сохранным интеллектом при условии адаптации программы к особенностям участников |
Продолжительность маршрута |
1 день |
Протяженность маршрута |
Протяженность маршрута 2,6 км
|
Пункты, через которые проходит маршрут
Объекты показа |
Станция метро «Удельная» (начало маршрута) – пр. Тореза (вход) – станция «Квест» - Воинское кладбище летчиков лесопарка Сосновка (аллея Героев)- станция «Ориентирование» - Памятник летчикам на фронтовом аэродроме "Сосновка" – Станция «Юные исследователи» - станция «Я могу» - выход на пр. Тореза (конец маршрута) |
Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные |
Цель: формирование целостного представления о связи исторических периодов и поколений на примере героических событий и судеб жителей Ленинграда, наследниками и продолжателями которых являются участники маршрута. Задачи:
|
Дополнительные условия |
Специальное снаряжение не требуется. Удобная одежда и обувь по погоде. Взять с собой перекус и воду |
Учебно-методический комплекс к пешеходному познавательному маршруту «Сосновский лесопарк» по территории Сосновского лесопарка
План маршрута
Станция метро «Удельная» (встреча группы) – пр. Тореза (вход, начало программы маршрута, 10 мин.) – станция «Ориентирование» (30 мин.) – Воинское кладбище летчиков лесопарка Сосновка (аллея Героев, 10 мин.) – станция «История в лицах» (20 мин) - Памятник летчикам на фронтовом аэродроме "Сосновка" (10 мин.) - станция «Небо блокадного Ленинграда» (30 мин.) – Станция «Юные исследователи» (30 мин.) – станция «Возьму на память» (10 мин.) - пр. Тореза (выход, конец маршрута).
Программа маршрута
Цель: формирование целостного представления о связи исторических периодов и поколений на примере героических событий и судеб жителей Ленинграда, наследниками и продолжателями которых являются участники маршрута.
Задачи:
Объем программы познавательного маршрута предполагает 2 часа 30 минут.
Формы проведения:
Рассказ, показ, квест (игровые, обучающие, развивающие, исследовательские и спортивные задания)
Программа включает:
Возможная интеграция в основную образовательную программу по предметным областям
Участникам маршрута по окончании маршрута даются задания:
Возможные темы:
Возможные темы:
Возможные темы:
Народная поэзия. Дети Лесного о парке с любовью.
Возможные темы: Центр музейной педагогики на Болотной улице. Ночи музеев. Сосновка ночью.
Задания перед маршрутом или после него: Работа с картой парка.
Компетенции, связанные с предметами школьной программы всех групп, изучаемых с 4-го по 11 класс и повышаемые в рамках пешеходного познавательного маршрута «Сосновский лесопарк»
Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.
Познавательные компетенции: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека;
Компетенции личностного самосовершенствования: повышение общей культуры; повышение экологической культуры;
Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения
Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.
Познавательные компетенции: расширение знаний об истории, географии и экологии Санкт-Петербурга;
Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу; способность соблюдать правила
Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций.
Познавательные компетенции: целостное представление об истории, географии и экологии Санкт-Петербурга;
Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами;
Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим;
Коммуникативные компетенции: владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями.
Документация по ТБ
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении прогулок, познавательных маршрутов, экскурсий
1 Общие требования безопасности:
1.1 К прогулкам, познавательным маршрутам, экскурсиям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2 Опасные факторы:
1.3 При проведении прогулки, познавательного маршрута, экскурсии группу учащихся, воспитанников должны сопровождать двое взрослых.
1.4 Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
2 Требования безопасности перед проведением прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:
2.1 Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр (термометрию).
2.2 Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.
2.3 Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
3 Требования безопасности во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:
3.1 Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.
3.3 Отправляясь на экскурсию, познавательный маршрут, надевайте одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевайте прочную обувь, носки, на голову - головной убор. Во время мероприятия не снимайте обувь и не ходите босиком.
3.4 Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
3.5 Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
3.6 Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения, грибы, а также колючие растения и кустарники.
3.7 Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду в индивидуальной упаковке.
3.8 Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.
3.9 Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.
4 Требования безопасности в аварийных ситуациях:
4.1 При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.
4.2 При получении учащимся, воспитанником травмы оказать помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
5 Требования безопасности по окончании прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:
5.1 Проверить по списку наличие всех учащихся, воспитанииков в группе.
5.2 Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение (по необходимости).
Учебно-дидактический блок
ТСО и оборудование
Портативная колонка, запись Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д. Шостаковича.
Наглядно-иллюстративные материалы
Распечатанные карты лесопарка Сосновка по количеству участников
Телефоны с возможностью выхода в интернет
Карточки с обучающей информацией
Карточки с заданиями
Карточки с памятками
Методические рекомендации
Рекомендации к исследовательским заданиям станции «Юный исследователь» (предметная область Биология)
Творческие задачи на уроках биологии позволяют развивать креативные способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление; формируют навыки совместной работы; устанавливают межпредметные связи.
Использование творческих задач на уроках биологии значительно повышает эффективность обучения.
Цели исследовательских заданий:
Дидактические:
- повторение, обобщение, систематизация знаний;
- проверка уровня усвоения темы;
- развитие у учащихся интереса к предмету через решение биологических заданий и умения применять полученные знания в практической деятельности.
Психологические:
- формирование и дальнейшее развитие познавательных операций по планированию и прогнозированию учебной деятельности;
Воспитательные:
- формирование логического, системного мышления;
- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций.
Тип заданий: обобщение и систематизация знаний.
Используемые развивающие методы: образного видения, метод эмпатии (вживания), метод фактов, метод символического видения, метод эвристического исследования, метод прогнозирования, метод смыслового видения.
Оборудование: телефон с возможностью выхода в интернет, карточки с заданием, карточки для фиксации информации.
Учащиеся работают в группах.
Последовательность действий: Найти заданное растение/насекомое/животное в интернете/в природных условиях; сохранить фото из источника/сфотографировать его с линейкой; выполнить исследовательское задание (информация находится самостоятельно при помощи интернета / используются собственные знания / используется изучение внешнего вида); выполненное задание описывается и результат представляется устно. В описание должны входить свойства, качества, места обитания, особенности, а так же ответы на поставленные в задании вопросы.
Рекомендации к учебным заданиям на станциях «Ориентирование», «История в лицах», «Небо блокадного Ленинграда» (предметные области - География, История, История Санкт-Петербурга)
Цель заданий: актуализация и расширение имеющихся знаний по географии, истории и краеведению; визуализация событий, эмоциональное закрепление информации, практическое закрепление изученного материала.
Все этапы выполняются в соответствии с описаниями игры, практического задания, спортивной задачи.
Все задания являются практикоориентированными.
Методический блок
Контрольные тексты
Общая информация
Парк Сосновка в Санкт-Петербурге является крупнейшим лесным массивом в городской черте, который расположен в Выборгском районе. Его площадь превышает 302 гектара, он ограничен улицей Есенина и проспектами Тореза, Светлановским, Тихорецким и Северным. Центральный вход парка расположен у перекрестка Светлановского проспекта и улицы Жака Дюкло. Последняя является также центральной аллей лесопарка.
Почти вся территория лесного массива покрыта сосновым лесом, отсюда и произошло название парка. Даже в то время, когда Выборгский район Санкт-Петербурга активно застраивался, Сосновский лесопарк удалось почти полностью сохранить. Это одно из любимых мест жителей города, где они любят гулять, дышать чистым лесным воздухом, активно проводить свободное время. Парк открыт для всех в любое время суток.
Благоустройство парка Сосновка более выражено в южной части, со стороны проспектов Тореза и Светлановского. Здесь расположена широкая главная аллея, которая в ночное время суток освещается. Дорожки покрыты гранитной крошкой, работают для безопасности тревожные кнопки и камеры видеонаблюдения. Деревья обновляются, кустарники подстригают и прореживают, вдоль аккуратных дорожек установлено много лавочек, работают несколько общественных туалетов.
На территории современного парка во время Великой Отечественной войны был оборудован аэродром. Летчикам-героям, которые отдали свои жизни ради победы, посвящен памятник «Защитникам Ленинградского неба», куда можно попасть по широкой аллее Героев. Она берет свое начало от перекрестка проспекта Тореза с Дрезденской улицей.
Мемориал был построен в 1978 году, по проекту Л. Матвеева, Б. Вильнера и В. Виноградова. Памятник представляет собой созданный из гранитных плит силуэт самолета. В центральной его части расположен портрет военного летчика, реализованный из бронзы. На боковых «крыльях» находятся надписи о героических подвигах бесстрашных небесных защитников города.
Кладбище военных летчиков расположено здесь же. Еще один памятник появился в 2017 году, он посвящен военным дрессировщикам и бесстрашным служебным собакам, служившим на Ленинградском фронте.
Аэродром «Сосновка»
Аэродром «Сосновка» - военный аэродром, созданный на прилегающей к Ленинграду территории для защиты города в годы Великой Отечественной войны.
Аэродром Сосновка был размещён на территории одноимённого парка Сосновка, который находился там до войны. В послевоенные годы территория, на которой располагался военный аэродром, организованный в первые месяцы войны, снова была превращена в парк, а на его территории был размещён мемориальный знак в память о нахождении здесь военного аэродрома в годы блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны.
Рядом с бывшей территорией аэродрома находится мемориальное кладбище лётчиков, летавших с территории этого аэродрома.
Аэродром располагал хорошо утрамбованной грунтовой взлётно-посадочной полосой.
На территории вновь созданного аэродрома под прикрытием деревьев были расположены капониры – вырытые в земле укрытия для самолётов.
Для пребывания и укрытия от огня во время выполнения наземных работ для личного состава были оборудованы землянки вблизи от капониров.
Для проживания лётчиков и техников аэродрома были выделены дома в части жилых кварталов Выборгского района.
Инженерно-строительный отряд, силами которого и был построен аэродром, постоянно базировался на его территории весь период войны. Основную часть этого батальона составляли женщины.
Работа аэродрома на прилёт и вылет самолётов была начата в январе 1942 года.
На территории аэродрома базировались следующие авиационные части:
44-й Краснознамённый скоростной бомбардировочный полк (в последствии переименован в Гвардейский 34-й полк), 159-й истребительный авиационный полк, 44-й истребительный авиационный полк (позднее переименованный в 11-й Гвардейский полк), 26-й истребительный авиационный полк, 13-й отдельный разведывательный авиационный полк, 22-й отдельный авиационный полк, авиаэскадрильи связи, 6-й полк транспортного авиаотряда, 38-й батальон аэродромного обслуживания.
44-й Краснознаменный скоростной бомбардировочный полк за проявленные мужество и героизм был награжден Орденом Красного Знамени и орденом Кутузова, 16 летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза.
159-й и 11-й Гвардейские истребительные полки вели круглосуточное дежурство по защите неба блокадного Ленинграда и "Дороги жизни". 12 летчикам-истребителям было присвоено звание Героя Советского Союза.
13-й разведывательный авиационный полк выполнял разведывательные полеты по переднему краю и тылам противника.
Полоса соснового леса была неплохой маскировкой и хорошо прикрывала аэродром. Но в сухую погоду при взлете и посадке самолетов поднимались огромные тучи пыли и песка. Это позволило вражеским разведчикам вычислить аэродром "Сосновка" и он стал подвергаться налётам и артиллерийским обстрелам. Но к тому времени у Сосновки была уже очень сильная зенитная артиллерия и система предупреждения и оповещения о налетах. По этой причине противник не смог сильно повредить аэродром, хотя были погибшие и разрушения.
За годы войны при активном участии летчиков, выполнявших полеты с аэродрома "Сосновка", было уничтожено 11 151 самолет противника, 5 435 танков и бронемашин, около 5000 артиллерийских и зенитных орудий, более 1500 железнодорожных составов, около 230 000 живой силы противника.
С началом блокады Ленинград, в сентябре 1941 года, был полностью блокирован с суши и потерял все крупные аэродромы. У авиации фронта осталось крайне мало стационарных аэродромов. Перед командованием фронта встала задача срочно построить полевые аэродромы. В числе первых был построен хорошо скрытый аэродром "Сосновка". До войны на этом месте располагался общегородской лагерь Осоавиахима. Посреди соснового леса расчистили площадку, разровняли и утрамбовали землю для взлетно-посадочной полосы. По окраинам полосы в лесу строили построили укрытие для самолетов, склады горючего и боеприпасов.
Строился аэродром в максимально короткие сроки с сентября по декабрь 1941 года. В первых числах января 1942 года на аэродром начинают приземляться большие грузовые самолеты, доставляя продовольствие для населения блокадного города и фронта.
Аэродром «Сосновка» был организован на месте расположения парка по решению руководителей обороной Ленинграда Андрея Жданова и Алексея Кузнецова. Оба они использовали Сосновку для собственных вылетов за линию фронта.
Первая просека для будущего аэродрома была проложена ещё в конце лета 1941 года, а в период с сентября по декабрь было завершено строительство взлётно-посадочной полосы и инфраструктуры аэродрома. Она включала в себя не только ангары и капониры для самолётов, но и оборудованные складские помещения для хранения запасов топлива и запчастей.
Полоса оборудованного по приказу руководства обороны города аэродрома была проложена от Ольгинского пруда в сторону Суздальских озёр.
Для отвлечения внимания авиации противника от аэродрома "Сосновка" неподалёку от него был оборудован ложный аэродром, который находился на территории поля, расположенного в сторону Мурино. Там были поставлены и регулярно обновлялись полноразмерные макеты самолётов и аэродромной техники.
Аэродром "Сосновка" знаменит еще тем, что сюда весной 1942 года была доставлена из Куйбышева партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, названной потом Ленинградской.
При выполнении боевых заданий части базировавшихся на аэродроме полков несли потери личного состава и многие из павших героев похоронены на братском кладбище в "Сосновке", недалеко от взлетной полосы. После войны кладбище стало мемориальным. Здесь похоронены погибшие летчики и техперсонал, всего 105 захоронений.
В 1945 году аэродром перестал существовать. В том же году на месте вырубленных сосен были посажены новые, парк снова стал любимым местом прогулок ленинградцев.
В 1978 году в середине взлетно-посадочной полосы в парке "Сосновка" открыли памятник "Защитникам ленинградского неба".
В 2011 году стал известен еще один факт из военной истории Сосновки, летом 1942 года сюда перевели спецшколу №2, готовившую диверсионные отряды для забрасывая в тыл противника, а также для оставления в Ленинграде на случай захвата города.
Алекса́ндр Петро́вич Са́вушкин
Алекса́ндр Петро́вич Са́вушкин (5 февраля 1918 года — 17 мая 1943 года) — советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза.
Родился 5 февраля 1918 года в деревне Пышлицы Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне село в Шатурском районе Московской области). Окончил 7 классов и Шатурторфскую школу ФЗУ, после чего работал слесарем на Московском электроламповом заводе. Одновременно с этим окончил аэроклуб. Служил в Красной Армии с 1938 года. В том же году выпустился из Борисоглебской военной авиашколы пилотов.
Участвовал в советско-финской войне 1939—1940.
19 февраля 1940 звеном из трёх истребителей ВВС РККА (капитан Муразанов, А. П. Савушкин и Горюнов) был сбит бомбардировщик «Бленхейм» авиаэскадрильи LLv-46 4-го авиаполка ВВС Финляндии, атаковавший советский полевой госпиталь несмотря на наличие знаков Красного креста. Сбитый самолёт упал в Ладожское озеро.
На фронтах Великой Отечественной войны воевал с июня 1941 года, с того же года — член ВКП(б). Совершил 373 боевых вылета на истребителях ЛаГГ-3 и P-39 «Аэрокобра», защищая Ленинград от налётов гитлеровской авиации. В 79 воздушных боях сбил 8 вражеских самолётов лично и 6 в группе, а также один аэростат-корректировщик. Был трижды ранен, каждый раз после этого досрочно возвращался в свою часть.
Трагически погиб 17 мая 1943 года, когда вылетел в тыл за новыми самолётами на военно-транспортном самолёте «Дуглас». Аэродром, с которого он вылетал, был обстрелян артиллерией, из-за чего самолёт оказался недостаточно хорошо подготовлен к полёту, что привело к авиационной катастрофе. Герой был похоронен в Ленинграде на воинском кладбище Сосновского лесопарка (в месте, где во время войны располагался полевой аэродром «Сосновка»).
Указом Президиума Верховного Совета СССР 2 сентября 1943 года гвардии капитану А. П. Савушкину было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Петр Яковлевич Лихолетов
Петр Яковлевич Лихолетов – один из лучших летчиков 159-го истребительного авиаполка. Он совершил 382 боевых вылета. В 78 воздушных боях сбил 25 самолетов лично и 5 - в составе группы.
4 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда». Имя Героя носят улицы в городах Харцызск и Докучаевск.
Максим Твердохлеб
Свой подвиг советский шофер Максим Твердохлеб совершил под самый Новый год. 31 декабря 1941 года ради голодных ленинградских детей он совершил настоящее новогоднее чудо – перевез для ребят по Дороге жизни целую машину мандаринов!
Шофёр Максим Емельянович Твердохлеб в годы войны возил грузы по Ладоге. Часто выехать на Дорогу жизни значило рисковать собой и играть со смертью. Однажды в его машину, загруженную боеприпасами, попал снаряд. Машину потушили, а уже потом, взявшись снова за руль, шофёр заметил свои красные обожжённые руки. И только доставив груз, Максим Твердохлеб отправился за медицинской помощью.
Приходилось русскому шофёру и тонуть. «Я принял крещение в ледяной купели», – вспоминал впоследствии Максим Твердохлеб. По тонкому льду машины возили муку из Кобоны в блокадный Ленинград. Маневрируя под вражескими снарядами, машина Максима Твердохлеба угодила в полынью и стала быстро тонуть. Шофёр выскочил из кабины и бросился спасать муку. Важен каждый грамм для осажденного города!
31 декабря 1941 года лучшему шофёру Максиму Твердохлебу доверили ценный груз – фанерные ящики с надписью «Детям героического Ленинграда». В ящиках были мандарины, присланные из Грузии. Половину дороги через Ладогу шофёр преодолел без препятствий. Вдалеке гремели взрывы – вражеские самолеты бомбили трассу. Вдруг Максим Твердохлеб услышал, как загремели наши зенитчики. Не к добру. Над Ладогой стали проноситься немецкие самолёты. Огромное заснеженное озеро, на котором темным пятном выделяется «полуторка»… Самолёт вернулся, но Максим успел затормозить – и пулемётная очередь пробила снег впереди.
Самолёты стали кружить над одинокой машиной, обстреливая со всех сторон. Маневрировать пришлось сложно: петлять, тормозить, «бросать» машину из стороны в сторону, набирать и сбрасывать скорость. Неизвестно, что случилось, но самолёты улетели. «Полуторка» с трудом завелась и доставила груз по назначению – детям блокадного Ленинграда.
У машины не было лобового стекла, 30-градусный мороз обжигал лицо водителя. Дымился радиатор, затрудняя видимость на непростой дороге, часть руля была отбита, а рука – ранена. Когда Максим Твердохлеб доехал до другого берега, его руки пришлось разжимать нескольким людям – так крепко держал он искореженный руль. В машине начальство насчитало 49 пробоин.
...А 1 января в детском саду у Алеши Пахомова была настоящая елка. Пришел военный гармонист и стал играть веселые песни. Алеша раньше любил плясать под музыку, и другие ребята тоже, но теперь сил у них не было, они лишь сидели на лавочках и тихо хлопали в ладоши. А из кухни доносился вкусный запах.
В конце праздника им дали настоящий обед. На первое был суп, и в нем плавала лапша. На второе – гречневая каша с настоящей котлеткой. А на третье воспитательница вынесла мандарины, каждому – по мандарину. Алеше достался ярко-желтый мандарин с круглой дыркой насквозь. Он подумал, что эта дырка в мандарине выросла. Он не знал тогда о шофере Максиме Твердохлебе...
Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
77 лет назад в зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Своё произведение он начал писать в первые недели Великой Отечественной войны.
Композитор принимал участие в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы, отмечается в статье на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. В середине октября 1941 года вместе с двумя малолетними детьми он был эвакуирован в Куйбышев. Там работа над симфонией была продолжена. 5 марта 1942 года в Куйбышеве, на сцене Театра оперы и балета, состоялась премьера Седьмой симфонии. Её исполнил оркестр Большого театра под управлением С.А. Самосуда. 29 марта 1942 года симфония была исполнена в Москве.
Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде был главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета К.И. Элиасберг. В июле специальным самолётом партитура была доставлена в осаждённый город, начались репетиции. Музыкантов искали как в самом Ленинграде, так и на ближайшей передовой.
Премьера симфонии № 7 в Ленинграде прошла 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.
Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.
Действительно, — вспоминал кларнетист Виктор Козлов, — включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку.
Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.
Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»
Галина Лелюхина, флейтистка: «Были репродукторы, немцы всё это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».
Солдат Николай Савков, артиллерист 42 армии, написал стихотворение во время секретной операции «Шквал» 9 августа 1942 года, посвящённое премьере 7 симфонии и самой секретной операции.
9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось долгожданное исполнение Седьмой симфонии. Артиллеристам, защищавшим город, был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом Л.А. Говорова подавлять огонь противника. Во время исполнения симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича является не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века, но и музыкальным символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города.
В электронном фонде Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина размещена оцифрованная рукописная партитура симфонии, оригинал которой хранится в нотной библиотеке петербургского Дома радио.
Каждая из четырёх частей симфонии представлена в отдельной тетради. На страницах партитуры есть пометки дирижёров С.А. Самосуда и К.И. Элиасберга, на обороте титульного листа первой тетради указан состав оркестра (инструменты), а также другая информация о первом исполнении.
В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года, который можно изучить на портале Президентской библиотеки, рассказывается о подготовке к исполнению Седьмой симфонии в блокадном городе: «В беседе с корреспондентом ТАСС тов. Элиасберг рассказал: «Вся подготовительная работа нами закончена. Сейчас коллектив оркестра занят художественной отделкой исполнения симфонии. Партитура Седьмой симфонии написана для удвоенного состава оркестра. В условиях блокированного города это поставило перед нами ряд трудностей. Мы привлекли к работе над симфонией музыкантов из армейских оркестров. <…> Уже в первой части задушевный лирический музыкальный рассказ о радостной жизни свободных советских людей прерывается сначала отдалённой, потом всё более близкой и грозной темой войны. Часть за частью, до финала, в котором звучит торжественный гимн победы, Шостакович разворачивает в музыкальных образах и звуках идею любви к свободному человеку и ненависти к врагу, растоптавшему счастье миллионов людей».
Другой уникальный документ – программка концерта в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года, когда исполнялась Седьмая симфония. Она пополнила электронный фонд Президентской библиотеки благодаря сотрудничеству учреждения с Санкт-Петербургской академической филармонией имени Д.Д. Шостаковича и Музеем театрального и музыкального искусства.
В качестве эпиграфа в программке дана выдержка из статьи писателя Алексея Толстого: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».
Как эпиграф приводятся также слова советского государственного деятеля Емельяна Ярославского: «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира».
Исследовательские задания
Станция «Юный исследователь» (летний вариант)
Верно ли это с биологической точки зрения?
Ответы на вопросы входят в «личное дело». Составить «личное дело» - зафиксировать письменно. Результат представить устно, с демонстрацией «личного дела».
Литература для обучающихся
Учебные задания
Станция «Ориентирование» (предметная область География)
Оборудование: карты, маршрутные листы, компасы, КП.
Для того чтобы ориентироваться на местности необходима карта. Откройте планшеты. Посмотрите на свою карту.
Пользуясь любой картой, нужно помнить про стороны горизонта. Кто напомнит, как расположены стороны горизонта на картах?
Ответы ребят: Верхний край карты – север, нижний – юг, справа – восток, слева – запад.
Педагог: Правильно, молодец, верно, хорошо.
Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.
Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
Вопрос: Что такое горизонт?
Ответы ребят: Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.
Педагог: Здорово молодцы. Любому человеку надо уметь ориентироваться в природной среде, определять направление движения, для этого необходимо определять азимут. Кто может напомнить, что это такое?
Если дети не знают, педагог объясняет: «Азимут – угол между направлением на север, и на какой ни будь предмет местности. Его величину выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо, по ходу часовой стрелки».
Возьмите в руки компас. На уроках географии вы изучали этот прибор, скажите, что такое компас?
Ответы ребят: компас – это угломерный прибор, который служит для измерения азимутов.
Педагог: Правильно, компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге, не на карте, а в пространстве).
Компас – является одним из наиболее часто используемых в походах приборов и главный элемент снаряжения спортсмена-ориентировщика (спортивный компас).
Существует много различных модификаций компасов. В нашей стране наиболее распространен компас Адрианова. Во время Великой Отечественной войны этот компас являлся секретным прибором и выдавался только командному составу. Раньше эти компаса целиком изготовлялись из металла (латуни), а теперь делаются из пластмассы.
Компас Адрианова состоит из 5 частей:
Последнее время почти все туристы используют спортивный жидкостный компас, с которым работать намного легче и удобнее. Основным отличием спортивного компаса от обычного (Адрианова) является, то, что стрелка такого компаса помещается в капсуле, наполненной специальной жидкостью, позволяющей стрелке быстро успокаиваться и не дрожать при ходьбе.
Лимб спортивного компаса имеет более точную цену деления, чем у компаса Адрианова – 2 градуса. Капсула расположена на плате компаса, которая имеет измерительную линейку. На капсуле и на плате компаса нанесены параллельные линии, которые облегчают работу с картой.
И так для чего же нам, нужен компас? Вопрос кажется простым? Но на самом деле, оказывается, существует четыре действия с компасом, и их должен знать каждый турист:
-определение сторон горизонта;
-ориентирование карты по компасу;
-прямые засечки (нахождение ориентиров по заданному азимуту);
-обратные засечки (определение азимута данного ориентира).
Правила работы с компасом (воспитанники выполняют инструктаж)
1. Возьмите компас в руки.
2. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
3. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
4. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.
А теперь расположите его так, чтобы совпадало направление на север и 0°.
Посмотрите на компас: азимут на север соответствует 0°, на восток - 90°, на юг - 180°, на запад - 270°. (все градусы должны говорить ребята сами)
Теперь попробуйте определить азимут на некоторые ориентиры, например на сосну, березу, электрический столб.
Определите, какому предмету соответствует азимут в 145 градусов.
Ребята определяют азимут на различные предметы и находят ориентиры по заданному азимуту.
На месте проведения игры обозначается точка старта, а точное местонахождение пункта известно только руководителю. Руководитель заранее проходит по местности и составляет легенду.
Сейчас мы с вами проведем мини-соревнования по ориентированию. Я приготовила вам два маршрута с несколькими КП (6 штук у каждой команды), их необходимо найти по азимутам, снять с КП.
Маршрутный лист 1 команды (1КП – 60°, 2КП- 85°, 3КП-110°, 4КП- 130°, 5КП-160°,
6КП- 190° – все КП синего цвета)
Маршрутный лист 2 команды (1КП- 45°, 2КП – 90°, 3КП- 120°, 4КП – 155°, 5КП- 175°, 6КП- 210° – все КП зеленого цвета)
Получите азимуты. Внимание, марш.
Педагог: Молодцы, ребята обе команды почти одновременно прибежали на финиш, при этом нашли все КП. Вы дружно работали и вам смело можно идти в поход, где важна взаимовыручка и сплоченность команды.
Теперь задача найти следующий пункт нашего маршрута.
Учебные задания
Станция «История в лицах» (предметные области: География, История России, История СПб, Краеведение)
Оборудование: телефоны с возможностью выхода в интернет/установленным приложением с навигатором по СПб и Ленинградской области, портативная колонка; запись Седьмая (Ленинградская) симфония Д.Д. Шостаковича; мандарины; карточки с персоналиями – летчики – Герои ВОВ; карточки с обучающей информацией о координатах; пазлы с изображением самолетов ВОВ (бомбардировщик, истребитель); на обратной стороне пазлов - карта с треком до памятника летчикам.
После вводной и обучающей информации дается практическое задание на создание трека по заданным координатам. 1) Найти тайник «диверсантов». 2) В тайнике взять пазлы, сложить изображения видов самолетов. На обратной стороне пазлов прочитать трек для нахождения следующей станции (до памятника летчикам).
Учебные задания
Станция «небо блокадного Ленинграда» (предметные области: География, История, История СПб, Информатика, ОБЖ)
Оборудование: телефоны с возможностью выхода в интернет/установленным приложением с навигатором по СПб и Ленинградской области, карточки с азбукой Морзе и различными способами подачи сигналов при чрезвычайных ситуациях.
После вводной и обучающей информации дается практическое задание.
1) По заданным координатам построить треки полетов самолетов: до линии Маннергейма, до Ладожского озера (Дорога Жизни).
2) После вводной и обучающей информации о способах передачи информации на расстояние (азбука Морзе, способы подачи сигналов в чрезвычайных ситуациях) участники делятся на две команды – сигнальщики и командиры воздушного судна. Командиры самолетов должны подать сигналы с воздуха «Прошу посадки», «Захожу на посадку». Сигнальщики должны подать сигналы «Посадку разрешаю», «Взлет разрешаю». Проводится игра.
Литература для педагогов
Интернет источники:
Блок оценочно-диагностических средств
Скачать: СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ
Презентационные материалы
Аудио- и видео материалы
Седьмая (Ленинградская) симфония Д.Д. Шостаковича