ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Городская станция юных туристов

Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49, лит. А
(812) 325-00-46
sutur.bb@obr.gov.spb.ru

Городская станция юных туристов


Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
МЕНЮ

Городская станция юных туристов ГБНОУ «Балтийский берег»

эмблема СЮТур с ББ с 1933 ДЛЯ САЙТА

В этом году Городская станция юных туристов отмечает свой юбилей - 90-летие! Она была создана в 1933 году как Ленинградская городская Детская экскурсионно-туристская станция. За прошедшие годы она не раз была реорганизована и меняла свое название, но как говорит народная мудрость: «Времена меняются, а истинные ценности неизменны».

Станцией накоплен огромный опыт туристско-краеведческой работы с детьми и подготовки туристских кадров. Время романтиков продолжается!

Городская станция является Региональным центром детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге.

Основной ее целью является организация процессов воспитания, оздоровления и личностного развития школьников Санкт-Петербурга.

Происходит это в активных формах туристско-краеведческой деятельности – походах, экспедициях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и др.

Концепция туристско-краеведческого образования - «Школа жизни – окружающий мир».

Используемая технология воспитания – предоставление обучающимся максимальной самостоятельности при сохранении совместного, командного характера деятельности на всех этапах – подготовки, проведения и подведения итогов походов и экспедиций.
Содержательное наполнение походов и экспедиций в долговременной перспективе также дает профориентационный эффект, помогая обучающимся в выборе карьерного пути по спектру специальностей, осуществляемых в природной среде.

Функции Регионального центра детско-юношеского туризма реализуются Станцией в процессе организации деятельности:

○  Региональной маршрутно-квалификационной комиссии

○  Городского учебно-методического объединения организаторов активных форм туристско-краеведческой деятельности учащихся и выездных форм работы с детьми

○  По дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогов

○  Регионального молодежного движения «Юные инструкторы туризма»

○  Музея истории детско-юношеского и молодежного туризма России

○  По дополнительным общеразвивающим образовательным программам туристско-краеведческой направленности.

Выполнение функций регионального центра осуществляются Станцией посредством сетевого взаимодействия с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведениярайонными (муниципальными) центрами детско-юношеского туризма и образовательными организациями Санкт-Петербурга.

15
апреля
2022

Материал предоставлен Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга (сетевая экспериментальная площадка Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования" на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга)

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Название школьного образовательного туристского маршрута

Пешеходно-автобусный познавательный маршрут «КРАСУЙСЯ, ГРАД ПЕТРОВ» по территории Санкт-Петербурга

Как добраться до места начала маршрута

 Как добраться: станция метро «Невский проспект» (выход на Канал Грибоедова)

Предполагаемая целевая аудитория

Учащиеся 8-9-х классов

Сезон

В течение календарного года

Ключевые направления

#Патриотика #История # География # Выдающиеся люди России # Петербурговедение #Наследие #Традиции #Культура

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

Интеграция в образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – История, География, Литература), дополнительного образования и внеурочной деятельности, в программы воспитания /воспитательной работы как социокультурный практикум

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

В результате прохождения пешеходно-автобусного познавательного маршрута по территории Санкт-Петербурга обучающиеся овладевают дополнительными знаниями по истории, географии, литературы.

В результате участия в познавательном маршруте «Красуйся, град Петров» у обучающихся могут совершенствовать  следующие компетенции,  связанные с предметами школьной программы «История» и «География» (8 класс)

Личностные результаты. В соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:

  • в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям России, к науке, искусстве, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов;
  • в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина;
  • в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; активное неприятие асоциальных поступков;
  • в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
  • в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, уважение к культуре своего и других народов;
  • в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов;
  • в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание необходимости защиты окружающей среды.
  • в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах и действиях:

  • В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала; анализировать исторические факты; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе и др.);

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника;

  • В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования;

осуществление совместной деятельности: планировать и осуществлять совместную работу; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

  • В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); 

владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов;

  • В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека;

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

 

Предметные результаты по учебному предмету «История» должны обеспечивать повышаемые в рамках участия обучающихся в познавательном маршруте «Красуйся, град Петров»:

1) умение определять последовательность событий в истории России; определять современников исторических событий;

2) готовность выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народа в различные исторические эпохи (на примере Петровской эпохи); 

3) способность выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, процессов;

4) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, процессов Петровской эпохи, их взаимосвязь с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, возрождение страны с 2000-х гг.); характеризовать историческое значение событий;

5)  способность аргументировать собственную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов для решения познавательной задачи;

Предметные результаты по учебному предмету «География» должны обеспечивать повышаемые в рамках участия обучающихся в познавательном маршруте «Красуйся, град Петров»:

1). Умение характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России; характеризовать географическое положение России; оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

2) способность оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны; использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

3). Умение характеризовать объекты Списка Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО;

4). готовность находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны.

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

 

  • Ознакомительный
  • Просветительский
  • Углубленный в рамках изучения учебного предмета
  • Исследовательский 

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Маршрут доступен для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов различных нозологий, с сохранным интеллектом (при условии участия группы школьников с ОВЗ протяженность маршрута может быть сокращена, а  программа адаптирована)

Продолжительность маршрута

1 день (7 часов)

Протяженность маршрута

15,6 км

Пункты, через которые проходит маршрут

Станция метро «Невский проспект (выход на канал Грибоедова)» (начало маршрута, посадка в автобус) –  Садовая ул. (выход из автобуса на наб. Лебяжьей канавки) пешеходный этап экскурсии: Дворцовая набережная – Летний сад – Набережная Мойки – Садовая ул. Кленовая аллея – (наб. р. Фонтанки – Летний сад –  ул. Пестеля (посадка в автобус у Спасо-Преображенского собора) –  ул. Кирочная – пр. Чернышвского – Воскресенская наб. –  Смольная наб. – Большеохтинский мост – Комаровский проезд (выход из автобуса у Шлотбурга) –  Свердловская наб. –  Арсенальная наб. – Пироговская наб. –  Б.Сампсониевский пр. (выход из автобуса у Сампсониевского собора) – Гренадерский мост – Петроградская наб. –  Петровская наб. (выход из автобуса у Домика Петра I) –Троицкая пл. – ул. Куйбышева –  Кронверкская наб. (выход из автобуса на Заячьем острове, обед в Петропавловской крепости)–  Каменностровский пр. – Троицкий мост – Миллионная ул. (выход из автобуса у Зимней канавки) – Дворцовая пл. – Адмиралтейский пр. – Сенатская пл.(посадка в автобус –  трансфер до ст. м. «Сенная площадь» / «Садовая» / «Спасская»  (конец маршрута)

Объекты показа

  • Памятник Петр I на Кленовой аллее
  • Летний дворец Петра
  • Храм Святого великомученика и целителя Пантелеймона
  • Памятный знак кораблю «Полтава»
  • Район бывшего Смоляного двора
  • Большеохтинский мост (Петра Великого) через Неву
  • Шлотбург (Ниеншанц), памятник Петру I «Благодарные охтяне» в Большеохтинском сквере
  • Сампсониевский собор, Памятник Петру I на Большом Сампсониевском пр., скульптурная композиция «Архитекторам – первостроителям Санкт-Петербурга»
  • Ботанический сад Петра Великого
  • Памятник «Слава Российскому флоту»
  • «Дом Петра Первого», бюст Петра I
  • Троицкая площадь, памятный знак на месте Троице-Петровского собора (Петровской церкви Св. Троицы)
  • Петропавловская крепость (Петропавловский собор, памятник «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому», Петровские ворота, Невские ворота, Ботный дом
  • Зимний дворец Петра Великого
  • Скульптура «Петр-плотник»
  • Исаакиевский собор.
  • Аттик главного входа здания Адмиралтейства с горельефом «Заведения в России флота»
  • «Медный всадник»
Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

ЦЕЛЬ: Сформировать представление о значении наследия Петра Великого для современной России на примере Санкт-Петербурга, развить чувства гордости, а также ответственности перед Родиной за сохранение этого наследия.

ЗАДАЧИ

Участие в познавательном маршруте призвано формировать и развивать у обучающихся способности

  • к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном обществе; чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • к проявлению интереса в познании истории, природы, населения, хозяйства России на примере Санкт-Петербурга;
  • ценностного отношения к культурному наследию, цивилизационному вкладу России в мировую культуру;
  • к представлению о социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе, а также готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
  • применение различных методов, инструментов и запросов при поиске, отборе, анализе информации с учётом предложенной учебной задачи;
  • планировать самостоятельную поисковую и проектную деятельность, формулировать суждения, выражать свою точку зрения по исследуемым вопросам в устных и письменных текстах, владеть способами самоконтроля и рефлексии оценивать качество достигнутых результатов; координировать свои действия с другими членами команды.

Дополнительные условия

 

Программа прохождения познавательного маршрута рассчитана на семь часов, включая запланированный обед и 30 минутный перерыв для самостоятельного осмотра Петропавловской крепости.

Пешеходная часть маршрута проходит по улицам, проспектам, площадям большого города, а также территориям особой охраны, также организация маршрута предполагает использование на отдельных этапах передвижение группы школьников в экскурсионном автобусе, что требует от экскурсоводов и сопровождающих выполнения принятых требований, связанных с организацией работы с детьми и обеспечением их безопасности.

Познавательный маршрут организуется в формате квест-экскурсии. До прибытия к началу маршрута обучающиеся получают задания для подготовки к участию в квесте.

В начале маршрута группа участников делится н две команды. На каждом из этапов ведущий-экскурсовод задает вопросы и задания, которые школьники должны решить командой, сообщая ответы, представляя решения заданий (временной критерий учитывается, но не является решающим). За верные ответы команды получают баллы. В конце проводится подсчет баллов. Идет награждение (награждаются обе команды за получение первого и второго мест). После завершения программы участники получают индивидуальные задания (приветствуются темы, самостоятельно выбранные школьниками для выполнения данного задания). По результатам выполнение заданий в постэкскурсионный период организаторы могут оценить успешность выполнения поставленных задач.

 

КАРТА МАРШРУТА карта с лупой Красуйся град Петров

 

 

ПРОГРАММА МАРШРУТА

  • Памятник Петр I на Кленовой аллее у Михайловского замка. Скульптор Бартоломео Карло Растрелли. На барельефах пьедестала изображены «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте»

 

  • Летний дворец Петра расположен на берегу реки Фонтанки. Он был построен по типу богатых домов, которые царь Петр видел в Голландии.  Возведен дворец главным петровским архитектором —Доменико Трезини. Дворец был предназначен для жизни в нем только в теплое время года.

 

  • Храм Святого великомученика и целителя Пантелеймона — находится на левом берегу реки Фонтанки. Церковь, на которой размещена мемориальная доска была построена после кончины Петра I.  По указанию Петра Алексеевича для рабочих находившихся здесь верфей была построена часовня во имя Святого Пантелеймона. Эта часовня, а вслед за ней и ныне существующий храм,  являет собой памятник русским победам:  27 июля русский флот в 1714 г. одержал победу над шведским флотом при Гангуте и в 1720 году — у острова Гренгам. Позже архитектором и освещена мазанковая церковь посвященная святому, день памяти православной церковью пришелся на дни важных морских побед.

 

  • Образ Спас нерукотворный находится в Спасо-Преображенском соборе. Икона досталась Петру Алексеевичу от матери.

 

  • Памятный знак кораблю «Полтава» установлен на  Воскресенской набережной по проекту  скульптора   Александра Таратынова. На памятнике есть такие слова: «Первый российский 54-пушечный линейный корабль построенный в Санкт-Петербурге по проекту мастера Федосея Скляева при участии Петра I.  Спущен на воду в 1712 г. «Полтава» – символ морской славы России.

 

  • Большеохтинский мост через Неву – мост Петра Великого. У Большеохтинского моста в Неву впадает р. Охта. Шлотбург  («замок-город») расположен на правом берегу Невы, прежде здесь располагались поселения и укрепления: Ниеншанц, Невское устье, Ландскрона и др. 

 

  • Сампсониевский собор. Решением Петра в декабре 1709 г.  на Выборгской стороне было утверждено создать Православный собор в честь победы в Полтавской битве 27 июня 1709 г. На месте будущего собора сначала была построена и освящена деревянная Сампсониевская церковь, названная именем Сампсона Странноприимца. Церковь, потом и собор получили такого небесного покровителя, поскольку 27 июня православная церковь поминает именного этого святого.

 

  • Ботанический сад Петра Великого находится на Аптекарском острове. С петровских времен здесь размещались Аптекарские огороды, где выращивания растения медицинских целей. На территории Ботанического парка в наше время был поставлен памятник Петру I. Скульптор О.Сатин изобразил первого императора как бы вырастающим из ствола дуба, подчеркнув могущество царя.

 

  • Памятник «Слава Российскому флоту» (альтернативное название— «Морякам и создателям флота России») создан М. К. Аникушиным. Воздвигнут в честь 300-летия Российского флота..

 

  • Дом Петра Первого, поскольку он маленький, его называют «домиком». Для сохранности этого уникального строения, дом был сверху закрыт «каменным чехлом». Получился дом в доме.  Чтобы увидеть первый деревянный дом нужно сначала зайти в каменный.

 

  • Троицкая площадь — старейшая площадь города, первый административный центр Санкт-Петербурга. Первые горожане могли чувствовать себя в безопасности под защитой Петропавловской крепости. На площади по проекту Доменико Трезини был выстроен Троицкий собор (на сохранился). В вязи с появлением нового плана развития города, центр города и порт переместились на Васильевский остров, Троицкая площадь потеряла свой «центральный» статус.

 

  • Памятный знак в честь Троице-Петровского собора (Петровской церкви Святой Троицы). День основания Санкт-Петербурга 27 мая 1703 г. пришелся на день празднования православной церковью праздника Святой Троицы.  Церковь была построена через 6 лет после основания Санкт-Петербурга. Храм построили в память победы над шведами под Выборгом. Этот собор стал кафедральным (главным) храмом города, здесь объявлялись царские указы. Здесь проходили торжества по случаю окончания Северной войны и заключению мира со Швецией. В соборе Петру I был пожалован титул императора. Собор был разобран почти 100 лет назад. Позже на Троицкой площади была построена часовня Троицы Живоначальной, которую можно видеть и ныне. В память о Троицком соборе в наше время на Троицкой площади открыт памятный знак: миниатюрная бронзовая копия храма — Петровская церковь Святой Троицы. Интересно что постаментом для миниатюрной копии церкви стал фрагменте Гром-камня

 

  • Цейхгауз на немецком языке, арсенал – на французском, на русском – Оружейный дом. Это основа  Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Артиллерийский музей). Основан был по распоряжению царя в Санкт-Петербурге. Какой же музей следует называть «первым»? Днем рождения Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи считается 29 августа 1703 г., когда на территории Петропавловской крепости по личному указанию Петра I был построен специальный Цейхгауз для хранения старинных артиллерийских орудий.

 

  • Петропавловская Крепость. Место, где Охта впадает в Неву слишком далеко расположена от Финского залива. Нужно было продумать, как защищать строящийся город, если враг нападет с моря. Петр выбрал Заячий остров. Петропавловская крепость стала архитектурным шедевром петровской поры. Автор проекта – Доменико Трезини.

 

  • Петропавловский собор – первый каменный храм, построенный в Петербурге. Высота башни от земли до вершины креста составляет 122 метра 50 сантиметров. Могила Петра Великого находится в Петропавловском соборе Ангел располагается на вершине шпиля колокольни собора на высоте 122,5 метра.  Размер Ангела 2 метра 13 см.

 

  • Петровские ворота Петропавловской крепости стали первой триумфальной аркой России.  Автор этой триумфальной арки – Доменико Трезини. «Ключами т Петербурга» принято считать ключи от Петровских ворот. Но Санкт-Петербург никогда не сдавался и никогда не пустит врага на свою территорию. Толщина куртины (стены) у Петровских ворот составляет в 20 м. Ворота назвали в честь небесного покровителя Петра I, на что указывала размещённая в средней части сооружения большая статуя апостола Петра с ключами в руках.

 

  • Ботный дом в Петропавловской крепости, который был построен после кончины Петра I для хранения небольшого судна — ботика Петра Великого. Бот имеет название «Святой Николай». Он был доставлен из Москвы в Петербург для участия в первом военно-морском параде, который был переведен в Кронштадте в честь победы в Северной войне. 

 

  • Скульптура «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому» создана Михаилом Шемякиным. Для создания лица скульптуры автор использовал копию прижизненной маски Петра, созданную Бартоломео Карло Растрелли.

 

  • Зимний дворец Петра Великого располагался на берегу канала, получившего название Зимняя канавка.  Фрагмент стены Зимнего дворца (проект Доменико Трезини) на набережной Зимней канавки можно увидеть как фрагмент стены здания Эрмитажного театра. 

 

  • Скульптура «Петр-плотник» на Адмиралтейской набережной создана скульптором Леопольдом Адольфовичем Бернштамом (оригинал не сохранился). Россия подарила копию памятника голландскому городу Саардам, поскольку Петр I там короткое время учился корабельному делу. Голландское правительство подарило Санкт-Петербургу копию их памятника. Так Петр-плотник вернулся на берег Невы. 

 

  • Исаакиевский собор. Император Всероссийский Пётр I родился 9 июня 1672 года — в день памяти православной христианской церковью святого Исаакия Далматского. Поэтому мы называем Исаакиевский собор – памятником Петру Великому.

 

  • Аттик главного входа здания Адмиралтейства украшен горельефом «Заведения в России флота». Здесь можно увидеть владыку морей Нептуна, который передает свой трезубец – символ власти над морями – царю Петру. Только изображение Петра не очень похоже на известные портреты царя

 

  • «Медный всадник» Конный памятник на Сенатской площади всем известен по названию произведения А.С.Пушкина «Медный всадник». Метал, из которого создана Эьеном Фальконе, Мари Анн Колло, Фёдором Гордеевым скульптура из бронзы (сплава меди и олова) Огромный валун, известный под названием «Гром-камень» был доставлен в центр Санкт-Петербурга из поселка Лахта, что на северном берегу Финского залива. На пьедестале надпись на русском и латинском языках «Петру первому Екатерина вторая».

 

Возможная интеграция с основной образовательной программой

8 классов – «История», раздел «История России. Россия в конце XVII—XVIII вв.: от царства к империи».

Россия в эпоху преобразований Петра I. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Экономическая политика (строительство заводов и мануфактур, оружейные заводы и корабельные верфи, роль государства в создании промышленности и флота). Реформы управления (городская и губернская реформы, сенат, коллегии, органы надзора и суда). Санкт-Петербург — новая столица. Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Положение инославных конфессий.

Внешняя политика (Северная война. Причины и цели войны. Победа под Полтавой. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей.

Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. «Юности честное зерцало». Ассамблеи, балы, светские государственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

 

Возможная интеграция с основной образовательной программой 8 класса – «География»

Расширение территории России в XVIII в. Государственная граница России. Страны — соседи России. Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Природные условия и природные ресурсы. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. Климат и климатические ресурсы Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Моря, омывающие территорию России. Реки России. Опасные гидрологические природные явления. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Оценка обеспеченности водными ресурсами регионов России.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами.

Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Роль городов в жизни страны. Функции городов России.

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.

Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России.

 

Список рекомендуемых информационных источников

 

 

 

 

15
апреля
2022

Материал предоставлен Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга (сетевая экспериментальная площадка Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования" на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга)

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

Название школьного образовательного туристского маршрута

Пешеходный познавательный маршрут «АБВГДейка НА НЕВЕ»

Ресурсы о регионе и районе маршрута

 Санкт-Петербург — Википедия (wikipedia.org)

Предполагаемая целевая аудитория

Возраст участников: 10-11 лет.

Учащиеся 4-х классов

Сезон

В течение календарного года

Ключевые направления

#Патриотика #Город #Окружающий мир # Язык #Профессии #Родной край #Культурное Наследие #Замечательные люди # #Космос #Исследователи #Будущее #Культура

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

Образовательные программы начальной школы:

  • русский язык
  • литературное чтение
  • иностранный язык
  • математика
  • информатика
  • окружающий мир
  • основы религиозной культуры и светской этики
  • искусство - музыка
  • искусство - изо
  • технология
  • физическая культура
  • Дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности

Программы воспитания /воспитательной

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

Метапредметные результаты заключаются в развитии следующих компетенций:

  • Познавательные компетенции, способствующие развитию интеллекта школьника: овладение знаниями о жизни города, его разумном устройстве, его эстетических и этических качествах.
  • Компетенции личностного самосовершенствования - повышение внутренней культуры.
  • Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, проявление интереса окружающему миру, людям, представляющим социум посещаемого города.

 Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций:

  • Познавательные компетенции: знания по истории и географии Санкт-Петербурга.
  • Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу и другим членам обслуживающего персонала; способность соблюдать правила;

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций:

  • Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями, возникающими в процессе знакомства с культурой посещаемого города.
  • Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим в рамках тайминга всего маршрута.
  • Коммуникативные компетенции: умение корректно обмениваться мнениями и впечатлениями с одноклассниками.

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

  • Ознакомительный
  • Просветительский 
  • Образовательный

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Доступно при учете наличия детей с ОВЗ в таком туре

Продолжительность маршрута

Продолжительность маршрута 2,5 часа

Протяженность маршрута

 

Пункты, через которые проходит маршрут

Объекты показа

Станция метро «Горьковская» - Каменноостровский проспект – Троицкая площадь – Петровская набережная – Кронверкская набережная – Заячий остров – Александровский парк – ст. метро «Горьковская»

Объекты показа

  • Станция метро «Горьковская»

1.1. Космос вокруг нас - наземный павильон метро в виде летающей тарелки

1.2. Перспективы Кронверкского и Каменноостровского проспектов

1.3. Памятник Человеку с Большой буквы - А.М.Горькому. Горький – читатель, писатель, издатель школьных учебников и памятников всемирной литературы

  • Выдающиеся памятники архитектуры Каменноостровского и Кронверкского проспектов

2.1. Доходный дом Лидваль и язык скульптуры и архитектуры Ф. И. Лидваля

2.2. Соборная мечеть – центр Татарской слободы петровского Петербурга. Язык мусульманской архитектуры. Татарские слова в нашем языке.

2.3. Особняк М.Ф. Кшесинской - памятник политической истории России

  • Троицкая площадь - старейшая площадь - ровесница города на Неве, заложенного здесь 16 мая 1703 года, место празднования победоносного окончания Северной войны в 1721 году: ура, мы ломим, гнутся шведы. Ура – слово татарское.

3.1. Сквер на месте несохранившихся зданий – ровесников города

3.2. Здание ЛенНИИпроекта - где создавались генеральные планы строительства Ленинграда

3.3. Дом политкаторжан - памятник отечественной истории XX века

3.4. Соловецкий камень - памятник политических репрессий в Петрограде-Ленинграде

3.5. Троицкая площадь как киноместо, где снимались фильмы для детей (например, «Старик Хоттабыч»)

  • Объекты показа на Петровской набережной

4.1. Домик Петра Первого

4.2. Река Нева - панорамы левого и правого берегов реки и их развитие за три века истории города

4.3. Пристань со скульптурами  Ши Дза - мифологических львов-стражей.

4.4. Часовня Троицы Живоначальной в память о 300-летней истории Санкт-Петербурга

  • Ансамбль Кронверка - памятника фортификации времен Северной войны.

5.1. Буквы на асфальте – памятный знак в честь 300-летия журналистики, типографского и издательского дела в Санкт-Петербурге

5.2. Обелиск на месте казни декабристов

5.3. Здание Нового Арсенала на Кронверке -Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

  • Ансамбль Петропавловской крепости – защитницы города на Неве

6.1. Иоанновский мост на Заячий остров - Енисаари

6.2. Заяц у Иоанновского моста, ведущего в Петропавловскую крепость через Кронверкский пролив - символ крепости

6.3. Петровские арочные триумфальные ворота. Арка – слово татарское, так же, как и каземат, кирпич, купол,

6.4. Собор св. апостолов Петра и Павла, 122-метровая колокольня: шпиль – «копье», небесная линия города на Неве

6.5. Ботный дом

6.6. Монетный двор

6.7. Памятник Петру Первому работы М. Шемякина

6.8. Все зайцы крепости

  • Александровский парк и его памятники

7.1. Памятник подвигу экипажа миноносца «Стерегущий», геройски погибшему во время русско-японской войны 1904-1905 гг.

7.2. Памятник архитекторам города на Неве

7.3. Модель Петербурга в Александровском парке у ст. метро «Горьковская»

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цель маршрута: патриотическое воспитание, создание условий неформального освоения знаний и приемов практической деятельности, воспитания обучающихся на основе освоения природного и историко-культурного наследия Санкт-Петербурга.

Образовательные задачи маршрута:

  • Помощь в освоении учебных предметов 4 класса:
  • русский язык
  • литературное чтение
  • иностранный язык
  • математика
  • информатика
  • окружающий мир
  • искусство - музыка
  • искусство - изо
  • технология
  • физическая культура
  • основы религиозных культур и светской этики
  • Расширение знаний по предметам школьной программы на основе знакомства с географией и историей Санкт-Петербурга – его устройством, удостоенным признания как объекта Всемирного культурного наследия.
  • Создание в рамках экскурсионной программы тура для условий развития исследовательских и проектных способностей обучающихся.
  • Формирование гражданской, национальной и социальной идентичности.
  • Создание условий для формирования основ экологической культуры.

Дополнительные условия

Специальное снаряжение не требуется.

Возможен легкий завтрак на территории Александровского парка

Карта маршрута

Скрин карты (яндекс-карты, гугл-карты, других источников) с зафиксированной ниткой маршрута, с видимыми названиями объектов показа.

Скрины карт с информационных порталов, с инфографикой, отметками объектов показа.

КАРТА МАРШРУТА АБВГДейка на Неве

 

ПРОГРАММА МАРШРУТА

Локация, выбранная для проведения экскурсии «АБВГДейка на Неве», - это территория, с которой начинался наш город. Построенный на третий год войны, начатой за возвращение земель на Балтике, город был окружен водами реки Невы и находился под надежной защитой пушек Петропавловской крепости со стороны Балтийского моря. Это самое удачное место с военных позиций.

Название познавательного маршрута для школьников 4 класса – АБВГДейка – соотносит содержание экскурсии с русской азбукой и намекает на самые первые и самые важные сведения о городе, его устройстве, языке города. Недаром две лучшие книжки о городе, написанные для юных читателей архитекторами А.Э. Гутновым и В.Л. Глазычевым, названы «Язык архитектуры» и «Язык города». Этот образ живого города есть и у детского писателя С.Я. Маршака: «Давно стихами говорит Нева…».

Логика азбуки, алфавита помогает школьникам выполнить задания, предлагаемые в игровой форме, помогает научиться мыслить логически, увидеть город как единое целое, выделяя самое главное. Поэтому в основу построения рассказов на остановках положен принцип выделения ключевых слов, обозначающих самое главное в городе и в рассказе о нем. Игры и задания на тему «видимого» познакомят школьников не только с русским алфавитом, но и словами, заимствованными из языков народов, населяющих город, а также с профессиональными языками, которым пользуются представители главных профессий города. Они помогут юным экскурсантам научиться читать город как книжку. Этимологический подход должен способствовать вырабатыванию речи и мышления детей младшего школьного возраста, правильному развитию пространственных ощущений и формированию основных градоведческих понятий.

Язык метафор должен способствовать развитию образного мышления школьника, помогать ему в образной форме усваивать истины школьных предметов, которые практически все используются в качестве опоры для содержания экскурсионного текста, излагаемого при знакомстве с объектами показа.

Кроме того, все темы экскурсионного рассказа переплетаются между собой, демонстрируя взаимосвязи между городскими объектами, способствуя расширению кругозора и словарного запаса учащихся.

Так, например, обращая внимание школьников на форму наземного павильона станции метро «Горьковская» - в виде летающей тарелки, экскурсовод указывает на перекличку с расположенным неподалеку Планетарием, побуждая учащихся вновь вернуться в это место для посещения планетария.

Слова «Космос вокруг нас», заложенные в пассивный словарь школьника на первой остановке, помогут обратить его внимание на музей космонавтики и ракетной техники при входе на территорию Петропавловской крепости

Слова «перспективы правильного и неправильного (то есть не соответствующего понятию «проспекто»  - вижу насквозь) Кронверкского и Каменноостровского проспектов помогут оценить и понять форму улиц города и ее происхождение. 

Использование слов «Памятник Человеку с Большой буквы», принадлежащих самому  А.М.Горькому, поможет в ответе на вопросы: что означает эта метафора и каким еще выдающимся людям поставлены памятники нашего города .

Подтема «Горький – читатель, писатель, издатель школьных учебников и памятников всемирной литературы» позволяет вспомнить произведения самого Горького, включенные в программу предмета «Литературное чтение» и произведения зарубежных писателей, изучаемых в 4-м классе.

Понятие «памятник» в теме «Выдающиеся памятники архитектуры и скульптуры Каменноостровского проспекта» соотносит ее с темой предмета «Окружающий мир» «Сокровища Земли под охраной человечества», показывая их общечеловеческую ценность.

Связь с предметом «Основы религиозных культур и светской этики» и с темой «Мир глазами историка» демонстрируется при показе Соборной мечети – центра Татарской слободы петровского Петербурга.

Тема «Мир глазами историка» имеет продолжение при показе особняка М.Ф. Кшесинской - музея политической истории России и Троицкой площади - ровесницы города, заложенного здесь 16 мая 1703 года.

Ценность скверов, садов и парков, древесный состав их растительности с его ботаническим и символическим смыслом связывается с Аптекарским огородом – Ботаническим садом, который школьники могут посетить во время следующего путешествия по Санкт-Петербургу.

При показе здания ЛенНИИпроекта, где архитекторы города на Неве, изучая азы его природного и культурного наследия, создавали генеральные планы его строительства может быть неожиданно для развития сюжета поднята тема инструментария архитектора – чертежная бумага, карандаш, ластик – а в ХVIII веке – хлебный мякиш, заменявший резинку. При этом может быть включен фрагмент песни «Архитектор» со словами про эти «устаревшие» орудия труда, которые теперь заменили компьютерные программы. Это дает возможность экскурсоводу дать выход на школьные предметы «МУЗЫКА» и «ТЕХНОЛОГИЯ».

Упоминание о снимавшемся на Троицкой площади советском художественном фильме, поставленном на киностудии «Ленфильм» в 1956 году режиссёром Г. Казанским по сказке Л. Лагина «Старик Хоттабыч» дает возможность с юмором напомнить о географических представлениях этого джина из бутылки.

Домик Петра Первого с его материалом, размерами, не дает представление об истории строительства Петровского Петербурга, его масштабах, но и о формах здания, соотнося их с математическими фигурами, изучаемыми в курсе предмета «МАТЕМАТИКА». Эта тема продолжается при осмотре Невы и выполнении несложного задания, связанного с длиной реки, ее шириной, глубиной, скоростью течения и исторической ролью как части пути «из варяг в греки». Показ несложных планов города погружает школьников в мир карт как изобразительных источников для изучения города. Между прочим, карта – слово, пришедшее также из татарского языка.

Прием зрительной реконструкции при «показе» утраченных объектов – здания столовой – «Аустерии четырех фрегатов», где готовили пищу для первых строителей города с национальными привычками представителей каждого народа, прибывшими в город, фахверкового здания первой типографии, где новым шрифтом – гражданским была набрана первая газета развить воображение школьников, необходимое при освоении ими всех предметов школьной программы.

Дополнительные объекты показа – дидактические материалы так называемого Портфеля экскурсовода - помогают воссоздать зрительные образы утраченных памятников. Памятная надпись «Буквы на асфальте» перед входом в Петропавловскую крепость, воспроизводящая гражданский шрифт, используемый Первой типографией города, служит доказательством заботы Петра Первого о доступности письма и в целом - грамоты для простых жителей города и государства.

Архитектура и скульптура Петропавловской крепости, Кронверка, Александровского парка, топонимы и гидронимы в названиях Петроградской стороны истолковываются экскурсоводом как памятники отдельных исторических эпох, в которые погружаются школьники во время экскурсии по Петроградской стороне. Помогают им в этом как сами новые памятники, такие, как фигурки зайцев, напоминающие о финском названии Заячьего острова – Енисаари, модели зданий города, памятники их создателям – архитекторам, так и слова, их обозначающие. Так, приставка АРХИ в словах архитектура, архитектор – означает высшую степень мастерства строителей города на Неве. Поэтому АРХИважно сохранять эту архитектуру, включая и так называемую «небесную линию города», где город встречается с небом, с космосом ((др.-греч. κόσμος — «упорядоченность», «порядок»).

Таким образом, цель экскурсии заключается в приведении в порядок знаний, получаемых на школьных уроках по отдельным предметам учебной программы.

Большую роль играет работа в школе по обсуждению прослушанной экскурсии. Она помогает оценить результаты посещения школьниками экскурсионной среды города, выделив следующие умения:

  • слушать экскурсовода;
  • выделять главную мысль экскурсии;
  • связно пересказывать содержание текста, звучавшего на отдельных остановках.
  • отвечать на вопросы к тексту;
  • ставить вопросы к тексту;
  • делать содержательные выводы на основе полученной информации;
  • выражать свою мысль письменно и в виде изобразительной деятельности;
  • привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
  • оценивать результаты собственной работы по усвоению материала экскурсии (например, после окончания экскурсии сделать словарь - коллективно или индивидуально – выбрав из материала экскурсии по одному слову на каждую букву алфавита).

Для простоты усвоения мы свели их до числа «семь», объединяя отдельные объекты показа в комплексы, связанные с семью узлами городского пространства. Это: станция метро «Горьковская» и ее окружение, памятники архитектуры Каменноостровского и Кронверкского проспектов, ансамбль Троицкой площади, Домик Петра Первого и его окружение, ансамбли Кронверка - памятника фортификации времен Северной войны, Петропавловской крепости – защитницы города на Неве и Александровского парка.

Возможная интеграция со всеми без исключения предметами основной образовательной программы 4 класса.

         РУССКИЙ ЯЗЫК (мир слов)

         ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (мир литературных образов и понятий, связанных с маршрутом)

         ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (перевод слов при разборе этимологии слова)

         МАТЕМАТИКА (математические фигуры, математические действия)

         ИНФОРМАТИКА (методы поиска материалов в интернете, упоминание о программах, с которыми работают архитекторы, AutoCAD и ArchiCAD – есть доступные для понимания ребенка популярные видео по теме 3 D проектирования здания)

         ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (например, тема «Новые памятники: история продолжается сегодня»; тема «Мир глазами историка»: «Древние понятия, обогатившие мир слов и образов, сохраняющих историческую память города на Неве». Задание: создать словарь Петроградской стороны.

         ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

         ИСКУССТВО - МУЗЫКА

         ИСКУССТВО - ИЗО

         ТЕХНОЛОГИЯ

         ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Так, например, активный пешеходный маршрут «АБВГДейка на Неве» вписывается в цикл компетенций, развиваемых на уроках физкультуры, которой ученики занимаются весь период обучения – 11 лет.

Так, в рамках оздоровления и занятий физкультурой  в Александровском парке и на Троицкой площади можно провести подвижные игры – например, сделать разминку с игрой в мяч «Эстафета слов».

 

Список рекомендуемых информационных источников

Список рекомендуемых информационных источников для подготовки экскурсионного текста познавательного маршрута

15
апреля
2022

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Название школьного образовательного туристского маршрута

Образовательно-туристический маршрут «Марафон с грифоном»

Использование автотранспорта

Перевозка осуществляется: Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Санкт-Петербурга «Балтийский берег» (Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 49), автобусная перевозка, автобусы на 23 места или на 36 мест.
Начало и окончание маршрута Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 

Санкт-Петербург, «Газпром Арена»

Ресурсы о регионе и районе маршрута

 Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Ленинградская область: официальный сайт, Линдуловская роща

Предполагаемая целевая аудитория

Возраст участников: 11-17 лет (5-10 классы, 1 курс СПО)

Специальная туристская подготовка не требуется

Сезон

Всесезонный

Карта маршрута

Трек 1 дня

Трек 2 дня

Ключевые направления

#История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный_туризм #Родной край #Наследие #Герои # Отечество

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

    Программа путешествия интегрируется в следующие темы на дисциплинах: «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История России», «Обществознание», «География», «Биология»

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

В результате прохождения пешеходного образовательного маршрута учащиеся овладевают дополнительными знаниями по истории, географии и биологии.

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

Познавательные компетенции:

- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека;

Компетенции личностного самосовершенствования:

- повышение общей культуры; повышение экологической культуры;

Коммуникативные компетенции:

- овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения.

 

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

Познавательные компетенции:

- расширение знаний по литературе, истории, географии и экологии Санкт-Петербурга как части России;

Компетенции личностного совершенствования:

- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу;

- способность соблюдать правила;

- способность к восприятию, усвоению и переработке информации;

- способность к физическому совершенствованию.

 

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций.

Познавательные компетенции:

- целостное представление об истории, географии и экологии Санкт-Петербурга;

Компетенции личностного самосовершенствования:

- способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами;

Социально-трудовые компетенции:

- профессиональное самоопределение;

Коммуникативные компетенции:

- навыки выбора вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения, умение вести диалог..

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

  • Просветительский
  • Углубленный в рамках изучения учебного предмета
  • Исследовательский
  • Проектировочный

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Объекты и мероприятия доступны для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, передвигающихся самостоятельно и имеющих нормальное психическое развитие, для детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) – при наличии слухового аппарата / сурдопереводчика.

Продолжительность маршрута

2 дня

Протяженность маршрута

Общая – 202 км

1 день маршрута – 102,5 км

2 день маршрута – 99,5 км

Пункты, через которые проходит маршрут

 

Объекты показа

Заячий остров, река Нева, река Малая Нева, Кронверкский пролив, река Малая Невка, Финский залив, Линдуловская роща, река Рощинка, река Мойка, Крестовский остров.

1. Петропавловская крепость.

2. Музей гигиены Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения здравоохранения «Городской центр медицинской профилактики».

3. Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Пожарно-спасательный колледж "Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей".

4. Государственный природный комплексный заказник Линдуловская роща.

5. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».

6. ФГБУ «Государственный музей спорта».

7. «Газпром Арена».

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цель: Формирование навыков здорового образа жизни и опыта их практического применения через образовательное путешествие

Задачи:

 

  • актуализировать знания о принципах и основных элементах здорового
  • образа жизни, а также роли физической культуры и спорта в жизни человека;
  • научить основам национальной игры в городки, закрепить навыки игры в баскетбол и познакомить с комплексом упражнений фитнес-аэробики;
  • сформировать начальные профессиональные навыки в пожарно-спасательной сфере;
  • показать способы вынужденного автономного выживания в природе;

  • познакомить обучающихся с основными веками истории спорта в Санкт-Петербурга

Дополнительные условия 

Специальное снаряжение не требуется. Удобная одежда и обувь по погоде. Взять с собой перекус и воду

Источники и литература

Литература для учащихся:

  • Брайант - Моул, К. Серьезный разговор: курение / К. Брайант-Моул. ­ М.: Махаон, 1998. ­ 31 с., ил. (12+).
  • Брайен Д. Серьезный разговор: алкоголь / Д. Брайен. ­ М.: Махаон, 1998. ­ 32 с., ил. (12+).
  • Гендриков В.Б. Петропавловская крепость. Факты, гипотезы, легенды. ­ М.: Центрполиграф, 2011. ­ 219, [5] с.
  • Доценко В.Д., Янковский В.Б. Спортивная слава Санкт-Петербурга и Ленинграда. Организаторы спорта, спортсмены, тренеры, педагоги, спортивные судьи, спортивные журналисты и литераторы. Библиографический словарь. ­ СПб: Мiръ, 2007. ­ 480 с.
  • Малахов Г.П. Основы здоровья. ­ Р.: МарТ, 2006. ­ 832 с. ­ 5-241-00029-1.
  • Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя / В.Н. Ягодинский. – 2-е изд.­ М.: Просвещение, 1989. ­ 96 с., ил. (12+)
  • Якуб С.К. Вспомним забытые игры. ­ М.: Детская литература, 1990. ­ 159 с.

Интернет-ресурсы:

  • Атлас новых профессий: официальный сайт. – Москва. ­ URL: https://atlasru/catalog/?ysclid=lox6njm6hq513477878> (дата обращения: 12.11.2023). – Текст: электронный.
  • Газпром Арена: официальный сайт. ­ Санкт-Петербург. ­ URL: https://gazprom-arena.com/ (дата обращения: 12.11.2023). – Текст: электронный.
  • Государственный музей истории Санкт-Петербурга: официальный сайт. – Санкт-Петербург. ­ URL: https://www.spbmuseum.ru/ (дата обращения: 12.11.2023). – Текст: электронный.
  • Государственный музей спорта: официальный сайт. – Москва. ­ Музей СПБ. ­ URL: https://museumsport.ru/filialy (дата обращения: 12.11.2023). – Текст: электронный.
  • Документальный фильм «Петропавловская крепость». - Ленинградская студия телевидения. ­ URL: https://smotrim.ru/video/2420438?ysclid=lox3ycz44u11622217 (дата обращения: 12.11.2023).
  • Интерактивный музей спорта: официальный сайт. – Санкт-Петербург. ­ История спорта Санкт-Петербурга. ­ URL: https://museum-sport.spb.ru/istoriya-sporta/ (дата обращения: 12.11.2023). – Текст: электронный.
  • Ленинградская область: официальный сайт. – Ленинградская область. ­ Линдуловская роща. ­ URL: https://47obl.ru/parki/lindulovskaya-roshcha?ysclid=lox7kr9jaj852901001 (дата обращения: 12.11.2023). – Текст: электронный.
  • Музей легкой атлетики Санкт-Петербурга: официальный сайт. – Санкт-Петербург. ­ История спорта Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда в знаках и жетонах (лёгкая атлетика). ­ URL: https://www.athlomnemaspb.online/2018/05/blog-post.html (дата обращения: 12.11.2023). – Текст: электронный.
  • Российская национальная библиотека: официальный сайт. – Санкт-Петербург. ­ Физкультура и спорт: путеводитель по справочным и библиографическим ресурсам. ­ URL: https://nlr.ru/res/inv/guideseria/sport/ (дата обращения: 12.11.2023). – Текст: электронный.
  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей» (Санкт-Петербургский Пожарно-спасательный колледж): официальный сайт. – Санкт-Петербург. ­ Приемная комиссия.­ URL: https://cps-spb.ru/priemnaya-komissiya/ (дата обращения: 12.11.2023). – Текст: электронный.
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»: официальный сайт. ­ Санкт-Петербург. ­ Абитуриентам.­ URL: https://www.herzen.spb.ru/abiturients/ (дата обращения: 12.11.2023). – Текст: электронный.
  • Федерация городошного спорта: официальный сайт. – Москва. ­История городошного спорта ­ URL: https://gorodki-russia.ru/istoriya/?ysclid=lox5r0ovuh710661360 (дата обращения: 12.11.2023). – Текст: электронный.

Литература для педагога:

  • Абдулахамидова Б.Н. Педагогические основы формирования здорового образа жизни у детей // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2023. № 1 (54). С. 15-20.
  • Аладьева Н.В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у студентов не физкультурных вузов на занятиях физической культурой // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. Материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции . Волгоград, 2022. С. 100-104.
  • Аляутдинова А.А. Здоровый образ жизни // Студенческий. 2023. № 17-4 (229). С. 31-32.
  •  Андрианова Е.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников // Матрица научного познания. 2023. № 1-1. С. 300-303.
  • Аркатова Е.В. Формирование здорового образа жизни - главное условие в процессе формирования личности младшего школьника // Научный альманах. 2023. № 1-1 (99). С. 46-48.
  • Артюхова И.С. Формирование у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни // Начальное образование. 2023. Т. 11. № 1. С. 13-18.
  • Ахтямова К.М., Баштанова В.О., Лазько Е.А. Концепция здорового образа жизни глазами подростков и студентов // Белые цветы. Сборник тезисов 96-й Международной студенческой научно-практической конференции, 28-й Международной научно-практической конференции молодых ученых, 25-й Международной медико- исторической конференции студентов. Казань, 2022. С. 417.
  • Ашыров Д.А. Важность здоровья зубов в здоровом образе жизни // Вестник науки. 2023. Т. 4. № 7 (64). С. 384-386.
  • Балашова Е.Н., Пыльнева М.А. Формирование здорового образа жизни у детей посредством библиотечных технологий // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2022. № 28. С. 20-23.
  • Балыков Б.А. Развитие педагогических взглядов на проблему формирования здорового образа жизни // Актуальные проблемы теории и практики спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара, 2022. С. 9-19.
  •  Борохин М.И., Олесов Н.П., Чэ С., Баишев А.А. Воспитание здорового образа жизни обучающихся с использованием народных игр и упражнений коренных народов Якутии // Глобальный научный потенциал. 2022. № 2 (131). С. 18-21.
  • Воронова Е.К. Сформированность компонентов здорового образа жизни у студентов вуза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 5. С. 70-72.
  • Восканян Л.С., Карапетян С.Л. Формула здоровой жизни: влияние здорового образа жизни на нервно-психический компонент здоровья человека // В книге: Сборник тезисов 84-ой межрегиональной научно-практической конференции с международным участием студенческого научного общества им. проф. Н.П. Пятницкого. Краснодар, 2023. С. 755-756.
  • Гальчуткина О.А., Лещинская С.Н. Роль и значение физической культуры и спорта в здоровом образе жизни: обзорный анализ // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2022. № 10. С. 551-557.
  • Гигиена детей и подростков: [учеб.] / В. Н. Кардашенко, Е. П. Стромская, Л. П. Кондакова-Варламова и др.; ред. В. Н.    Кардашенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Медицина, 1988. — 511 с. : ил. — (Учеб. лит. для студентов мед. ин-тов). — Предм. указ.: с. 504-510.
  • Данилова, В. В. Русские народные спортивные игры / В. В. Данилова, Г. Р. Старцева // Инновационная наука. — 2017. — № 1—2. — С. 206-208.
  • Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
  • Жилов Ю.Д. Основы медико-биологических знаний: возрастная физиология, здоровый образ жизни (ЗОЖ), правила безопасности поведения (ОБЖ), основы медицинских знаний / Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.А.; под ред. Ю.Д. Жилова. - М.: Высшая школа, 2001. - 254 с.
  • Лотоненко А.А. История развития физической культуры в обществе / А.А. Лотоненко, А.В. Лотоненко // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 3. – С. 152-159. – Электронная копия доступна на сайте электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36458395 (дата обращения: 13.05.2020). – Доступ после регистрации.
  • Мачерет Н. Спортивные сооружения Санкт-Петербурга // Реалтер. – 1996. – № 1. – С. 46-47.: ил. Шифр РНБ: П23/3819.
  • Мисюк М.Н. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»: учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 427 с.
  • Михайлова, С. В. Влияние пищевого статуса на физическое развитие школьников / С. В. Михайлова, Е. А. Болтачева, Н. В. Жулин, Е. В. Любова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2019. — N 4. — С. 18-19.
  • Панкрашкина Н.И. Мосты Петропавловской крепости / Н. И. Панкрашкина // Краеведческие записки / Гос. музей истории Санкт-Петербурга. ­ СПб: Б. и., 1998. ­ Вып. 6: Фортификация и архитектура Петропавловской крепости. ­ С. 137-167.
  • Пукинский Б.К. Санкт - Петербург. 1000 вопросов и ответов. ­ СПБ.: Издательство Норинт, 2001. ­ 432 с. ­ ISBN 58-7711-0012-9.
  • Солдатова М.А. Развитие общественных спортивных организаций Санкт-Петербурга и их роль в становлении физической культуры и спорта России: (Конец XIX века – 1917 год): автореф. дис. ... канд. ист. наук: Спец. 07.00.02 / Солдатова Мария Александровна; ГОУ ВПО – Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург, 2004. – 22 c. Шифр РНБ: 2004-4/32306.
  • Степанов, С. Д. Застройка территории Петропавловской крепости гражданскими сооружениями (XVIII-начало XX века) / С. Д. Степанов // Краеведческие записки / Гос. музей истории Санкт-Петербурга. ­ СПб: Б. и., 1998. ­ Вып. 6: Фортификация и архитектура Петропавловской крепости. ­ С. 77-119.
  • Столпянский П.Н. Петропавловская крепость и другие историко-художественные очерки. ­ М.: Центрполиграф, 2011. ­ 331, [5] с. ­ ISBN 978-5-227-02108-3.

Интернет-ресурсы:

 

КАРТА МАРШРУТА  Карта 1 дня

Карта 2 дня

 

*Инструкция по охране труда для педагогов

 «О порядке подготовки и проведения однодневной туристской экскурсии (образовательного маршрута), 
связанного с пребыванием обучающихся в условиях природной среды»

 1. Общие требования

Все туристские экскурсии образовательного учреждения (образовательные маршруты) могут проводиться только в соответствии с утвержденными перспективными планами, с конкретной целью и при строгом соблюдении правил организации и проведения, определенных федеральными и региональными инструкциями для мероприятий в природной среде, действующих на момент проведения мероприятия.

Руководитель и заместитель группы несут полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей, и безопасное проведение туристской экскурсии (образовательного маршрута).

В группу туристской экскурсии (образовательного маршрута) могут быть включены обучающиеся объединений, готовящиеся к мероприятию не менее одного месяца.

Все участники группы должны пройти врачебный осмотр и получить письменное разрешение врача на участие в туристской экскурсии (образовательном маршруте).

Участники мероприятий, предусматривающих организацию водных гигиенических процедур обязательно должны уметь плавать.

Участники туристской экскурсии (образовательного маршрута) должны соблюдать дисциплину, четко и своевременно выполнять все указания руководителя.

 

 2. Порядок организации и оформления туристского путешествия

Однодневные туристские экскурсии (образовательные маршруты) с обучающимися образовательного учреждения (ОУ) проводятся на основании приказа директора ОУ.

В период подготовки туристской экскурсии (образовательного маршрута) руководитель обязан:

  • сформулировать образовательные цели проводимого мероприятия;
  • разработать план туристской экскурсии (образовательного маршрута), направленный на достижение образовательных целей;
  • составить схему маршрута, разработать стратегию и тактику его прохождения;
  • получить допуск медучреждения на всех участников мероприятия;
  • проверить наличие страховых свидетельств у участников мероприятия;
  • подготовить необходимое снаряжение и продукты питания при проведении мероприятия;
  • согласовать проход через государственные заказники и заповедники;
  • ознакомить всех участников с правилами обеспечения безопасности в туристской экскурсии (образовательном маршруте) в соответствии с его особенностями и видами туризма, определить контрольное время возвращения, распределить обязанности между участниками, проверит наличие ремонтного набора и аптечки;
  • ознакомить участников туристской экскурсии (образовательного маршрута) с предстоящим маршрутом, показать на карте или схеме сложные участки и рассказать о способе их прохождения;
  • пройти инструктаж по обеспечению безопасности при подъездах к месту проведения туристской экскурсии (образовательного маршрута) и при проведении самой туристской экскурсии (образовательного маршрута) под расписку в журнале по технике безопасности;
  • ознакомиться с приказом о проведении туристской экскурсии (образовательного маршрута) под роспись;

Администрация образовательного учреждения, зав. учебной частью, проводящая мероприятие обязана:

  • проверить соответствие списка участников составу объединения;
  • проверить соответствие годов рождения участников;
  • проверить наличие росписей участников по знанию правил техники безопасности в журнале инструктажа по технике безопасности;
  • провести инструктаж руководителей о мерах безопасности при транспортных перевозках, поведению в населенных пунктах, организации питания и гигиенических процедур участников, мерах при несчастных случаях;
  • издать приказ о проведении мероприятия, определив ответственность руководителя и заместителя руководителя за жизнь и здоровье участников в пути и в районе проведения туристской экскурсии (образовательного маршрута);
  • получить подписи руководителя и заместителя руководителя об ознакомлении с приказом и о прохождении инструктажа по технике безопасности;
  • при изменении состава участников и сроков мероприятия выпускать необходимые дополнения к приказу;

 

3. Правила поведения в транспорте

Разрешается пользоваться только транспортом, специально оборудованным для перевозки людей (государственным или учреждений, лиц имеющих соответствующую лицензию на представление транспортных услуг). Запрещается передвигаться на случайных, попутных не оборудованных машинах.

     Участникам туристской экскурсии (образовательного маршрута) разрешается входить и выходить из транспорта, переходить из вагона в вагон только с разрешения руководителя.

 

4. Правила поведения на маршруте

Перед выходом на маршрут туристской экскурсии (образовательного маршрута) руководитель обязан лично проверить обеспечение группы личным, общественным и специальным снаряжением. Необходимо соблюдать режим движения:

  • наличие направляющего и замыкающего (руководитель, заместитель или опытный участник);
  • при пересечении автомобильной или железной дороги группа собирается вместе и переходит путь лишь по сигналу руководителя;
  • при движении на маршруте группа не должна растягиваться, необходима связь между направляющим и замыкающим; замыкающий ни при каких обстоятельствах не оставляет позади себя никого из участников путешествия.

При выборе режима движения ориентируются на самых младших и менее сильных участников туристской экскурсии (образовательного маршрута);

При температуре -20 градусов и ниже, а при сильном ветре (если маршрут проходит по открытым местам) при -15 градусах и ниже, выходить на маршрут не разрешается;

Не разрешается прикасаться к неизвестным предметам, в случае обнаружения снарядов, мин, гранат - отметить место и немедленно сообщить о находке в ближайшее госучреждение.

Через населенные пункты группа проходит компактно, без необходимости, не вступая в контакт с местным населением.

 

5. Правила организация водных гигиенических процедур

Организация водных гигиенических процедур проводится только с разрешения руководителя группы и в его присутствии, причем руководитель не может купаться одновременно с группой.

 Организации водных гигиенических процедур в населенных пунктах проводится на имеющихся там пляжах, снабженных ограждениями и дежурными спасательными шлюпками.

 Во всех случаях, когда нет специально оборудованных пляжей, руководитель обязан проверить глубину и безопасность места, выбранного для организации водных гигиенических процедур (отсутствие старых свай, камней, ям и т.д.).

Глубина места организации водных гигиенических (при скорости течения не выше 0, 5 м/с.) должна быть не больше чем по грудь самому младшему участнику мероприятия. На реках с большой скоростью течения глубина организации водных гигиенических процедур не должна превышать одного метра.

Температура воды при организации водных гигиенических процедур должна быть не ниже + 16 градусов.

Одновременно может заходить в воду не более 8 человек.

Во время организации водных гигиенических процедур ЗАПРЕЩАЕТСЯ кричать, наваливаться друг на друга и продолжительное время находиться под водой.

Продолжительность организации водных гигиенических процедур должна быть не более 10 минут.

 ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • ныряние в воду с мостков, лодок, обрывистого берега;
  • организация водных гигиенических процедур в ночное время;
  • удаляться во время проведения водных гигиенических процедур от берега дальше, чем на 20 метров;
  • плавать на надувных матрацах, камерах;
  • организации водных гигиенических процедур после принятия пище ранее, чем через 1, 5 часа;

 

 Инструкция по охране труда для обучающихся 

«О порядке подготовки и проведения однодневной туристской экскурсии (образовательного маршрута),
связанного с пребыванием в условиях природной среды»

1. Общие положения

Ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей, и безопасное проведение туристской экскурсии (образовательного маршрута) несут руководитель и заместитель группы. Участники туристской экскурсии (образовательного маршрута) должны выполнять требования данной инструкции и распоряжения руководителей.

Все участники группы должны пройти врачебный осмотр и получить письменное разрешение врача на участие в туристской экскурсии (образовательном маршруте).

Участники туристской экскурсии (образовательного маршрута) предусматривающее организацию водных гигиенических процедур, должны уметь плавать.

Участники туристской экскурсии (образовательного маршрута) должны соблюдать дисциплину, четко и своевременно выполнять все указания руководителя.

 

2. Правила поведения в транспорте

Участники туристской экскурсии (образовательного маршрута) могут входить и выходить из транспорта, переходить из вагона в вагон только с разрешения руководителя. Запрещается находиться в тамбурах во время движения, выходить из вагона на остановках.

 

3. Правила поведения на маршруте

Перед выходом на маршрут туристской экскурсии (образовательного маршрута) участники должны представить руководителю для проверки личное, общественное и специальное снаряжение.

Топоры, пилы и ножи (при наличии) должны быть в чехлах, во время перехода уложены в рюкзачки.

Необходимо соблюдать режим движения:

  • наличие направляющего и замыкающего (руководитель, заместитель или опытный участник);
  • при пересечении автомобильной или железной дороги группа собирается вместе и переходит путь лишь по сигналу руководителя;
  • при движении на маршруте группа не должна растягиваться, необходима связь между направляющим и замыкающим;

При выборе режима движения ориентируются на самых младших и менее сильных участников туристской экскурсии (образовательного маршрута);

При температуре -20 градусов и ниже при сильном ветре (если маршрут проходит по открытым местам) при -15 и ниже, выходить на маршрут не разрешается;

Запрещается прикасаться к неизвестным предметам, в случае обнаружения снарядов, мин, гранат - отметить место и немедленно сообщить о находке руководителю.

Через населенные пункты группа проходит компактно, без необходимости, не вступая в контакт с местным населением.

При получении участником группы травмы необходимо незамедлительно сообщить об этом руководителю.

 

4. Правила поведения при приеме водных гигиенических процедур

Прием водных гигиенических процедур проводится только с разрешения руководителя группы и в его присутствии, причем руководитель не может принимать водные процедуры одновременно с группой.

Прием водных гигиенических процедур в населенных пунктах проводится на имеющихся там пляжах, снабженных ограждениями и дежурными спасательными шлюпками.

Во всех случаях, когда нет специально оборудованных пляжей, прием водных гигиенических процедур проводится только в местах, указанных руководителем.

Глубина места приема водных гигиенических процедур (при скорости течения не выше 0, 5 м/с.) должна быть не больше чем по грудь самому маленькому участнику мероприятия. На реках с большой скоростью течения глубина приема водных гигиенических процедур не должна превышать одного метра.

Температура воды при приеме водных гигиенических процедур должна быть не ниже +16 градусов.

Одновременно принимать водные гигиенические процедуры могут не более 8 человек.

Во время приема водных гигиенических процедур ЗАПРЕЩАЕТСЯ кричать, наваливаться друг на друга и продолжительное время находиться под водой.

Продолжительность приема водных гигиенических процедур должна быть не более 10 минут.

 ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • нырять в воду с мостков, лодок, обрывистого берега;
  • принимать водные гигиенические процедуры в ночное время;
  • удаляться во время приема водных гигиенических процедур от берега дальше, чем на 20 метров;
  • плавать на надувных матрацах, камерах;
  • принимать водные гигиенические процедуры после принятия пищи ранее, чем через 1,5 часа.
© 2024. Все права защищены.