ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Городская станция юных туристов

Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49, лит. А
(812) 308-54-90
sutur.bb@obr.gov.spb.ru

Городская станция юных туристов


Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
МЕНЮ

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Название школьного образовательного туристского маршрута

Пешеходный познавательный маршрут «СОСНОВСКИЙ ЛЕСОПАРК» по территории Сосновского лесопарка

Ресурсы о регионе и районе маршрута

Санкт-Петербург — Википедия (wikipedia.org)

Сосновка (парк) — Википедия (wikipedia.org)

Выборгский район (Санкт-Петербург) — Википедия (wikipedia.org)

Как добраться: метрополитен, станция метро «Удельная»

Предполагаемая целевая аудитория

Возраст участников: 12-15 лет (5-8 класс)

Специальная туристская подготовка не требуется

Сезон

В течение календарного года

Ключевые направления

#История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный_туризм #Родной край #Наследие #Герои # Отечество

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

  • Образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – природоведение, окружающий мир, география, биология, естествознание, Всемирная история, история России, основы безопасности жизнедеятельности).

  • Дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, техническая, естественно-научная направленности).

  • Программы воспитания /воспитательной работы.

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

В результате прохождения пешеходного познавательного маршрута по территории Сосновского лесопарка учащиеся овладевают дополнительными знаниями по истории, географии и экологии.

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций:

  • Познавательные компетенции: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: повышение общей культуры; повышение экологической культуры.
  • Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения.

 

 Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций:

  •  Познавательные компетенции: расширение знаний об истории, географии и экологии Санкт-Петербурга; умение применять знания на практике; умение ориентироваться в различных источниках информации
  • Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу; способность соблюдать правила; способность творческого подхода к выполнению учебных и исследовательских заданий.

 

 Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций:

  • Познавательные компетенции: целостное представление об истории, географии и экологии Санкт-Петербурга.
  • Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами.
  • Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим.
  • Коммуникативные компетенции: владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями.

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

  • Просветительский
  • Углубленный в рамках изучения учебного предмета
  • Исследовательский
  • Проектировочный

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Маршрут может быть доступен для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов различных нозологий с сохранным интеллектом при условии адаптации программы к особенностям участников

Продолжительность маршрута

1 день

Протяженность маршрута

Протяженность маршрута 2,6 км

 

Пункты, через которые проходит маршрут

 

Объекты показа

Станция метро «Удельная» (начало маршрута) – пр. Тореза (вход) – станция «Квест» - Воинское кладбище летчиков лесопарка Сосновка (аллея Героев)- станция «Ориентирование» - Памятник летчикам на фронтовом аэродроме "Сосновка" – Станция «Юные исследователи» - станция «Я могу» - выход на пр. Тореза (конец маршрута)

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цель: формирование целостного представления о связи исторических периодов и поколений на примере героических событий и судеб жителей Ленинграда, наследниками и продолжателями которых являются участники маршрута.

Задачи:

  • Развитие чувства гордости за свой город, свою страну.
  • Воспитание общей культуры, культуры поведения в природной среде.
  • Оздоровление.
  • Расширение знаний по истории, географии и экологии Санкт-Петербурга посредством ознакомления обучающихся с особенностями Сосновского лесопарка.
  • Формирование умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию.
  • Закрепление полученных знаний на практике.
  • Мотивация к творческому подходу в выполнении учебных заданий.

Дополнительные условия 

Специальное снаряжение не требуется. Удобная одежда и обувь по погоде. Взять с собой перекус и воду

 

КАРТА МАРШРУТА  Картинка с лупой карта

Учебно-методический комплекс к пешеходному познавательному маршруту «Сосновский лесопарк» по территории Сосновского лесопарка 

План маршрута

Станция метро «Удельная» (встреча группы) – пр. Тореза (вход, начало программы маршрута, 10 мин.) – станция «Ориентирование» (30 мин.) – Воинское кладбище летчиков лесопарка Сосновка (аллея Героев, 10 мин.) – станция «История в лицах» (20 мин) - Памятник летчикам на фронтовом аэродроме "Сосновка" (10 мин.) - станция «Небо блокадного Ленинграда» (30 мин.) – Станция «Юные исследователи» (30 мин.) – станция «Возьму на память» (10 мин.) - пр. Тореза (выход, конец маршрута).

 

Программа маршрута

Цель: формирование целостного представления о связи исторических периодов и поколений на примере героических событий и судеб жителей Ленинграда, наследниками и продолжателями которых являются участники маршрута.

Задачи:

  • Развитие чувства гордости за свой город, свою страну.
  • Воспитание общей культуры, культуры поведения в природной среде.
  • Оздоровление.
  • Расширение знаний по истории, географии и экологии Санкт-Петербурга посредством ознакомления обучающихся с особенностями Сосновского лесопарка.
  • Формирование умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию.
  • Закрепление полученных знаний на практике.
  • Мотивация к творческому подходу в выполнении учебных заданий.

 

Объем программы познавательного маршрута предполагает 2 часа 30 минут.

 

Формы проведения:

Рассказ, показ, квест (игровые, обучающие, развивающие, исследовательские и спортивные задания)

 

Программа включает:

  • Встреча участников у метро (по запросу группы)
  • Начало маршрута от входа в лесопарк Сосновка со стороны пр. Тореза.
  • Вводная информация о лесопарке, его значении в различные периоды времени. Начало квеста.
  • Станция «Ориентирование». Вводная информация по ориентированию. Стороны света. Компас. Азимут. Игровое ориентирование. Мини – соревнования по ориентированию. Выполнение задания - найти следующий объект маршрута.
  • Станция «История в лицах». Вводная информация по истории лесопарка периода ВОВ, по истории военного аэродрома. Воинское кладбище летчиков лесопарка Сосновка (аллея Героев). Персоналии – военные летчики – герои ВОВ; Максим Твердохлеб. Седьмая (Ленинградская) симфония Д.Д. Шостаковича. Мандарины для Новогодних подарков детей блокадного Ленинграда. Диверсионные отряды. Вводная информация по ориентированию по GPS. Понятие координат. Построение трека. Практическое задание - поиск «Тайника диверсантов». По заданному треку найти следующий объект маршрута.
  • Станция «Небо блокадного Ленинграда». Вводная информация о военных самолетах ВОВ, их значение в период Блокады. Памятник летчикам на фронтовом аэродроме "Сосновка". Практическое задание - по заданным координатам построить треки полетов самолетов во время Блокады: до линии Маннергейма, до Ладожского озера (Дорога Жизни). Вводная информация по способам подачи сигналов на расстояние – азбука Морзе, сигналы для самолетов, сигналы бедствия в природных условиях. Памятки по сигналам. Практическое задание – игра. Участники делятся на две команды – сигнальщики и командиры воздушного судна. Командиры самолетов должны подать сигналы с воздуха «Прошу посадки», «Захожу на посадку». Сигнальщики должны подать сигналы «Посадку разрешаю», «Взлет разрешаю».
  • Станция «Юные исследователи». Вводная информация по экологии лесопарка. Выполнение исследовательских заданий. Мини-представление результатов.
  • Станция «Возьму на память». Фотосессия. Получение памятных сувениров.
  • Выход на пр. Тореза. Конец маршрута.

 

Возможная интеграция в основную образовательную программу по предметным областям

 

  • Предметы школьной программы математического цикла: информатика.

Участникам маршрута по окончании маршрута даются задания:

  • в поисковых системах интернета найти материалы по истории района Лесное и Сосновского лесопарка, по определению видов растений
  • создать электронный гербарий на основе сделанных фото в формате PPT.

 

  • Предметы школьной программы естественной группы: природоведение, окружающий мир, география, картография, биология, естествознание.

Возможные темы:

  • О картах – с любовью и военной точностью. Условные обозначения к топографической карте Сосновского лесопарка (Асфальтовая дорога, улица; Дорожка, площадка с грунтовым покрытием; Тропа. Тропинка. Исчезающая тропинка; Дома, постройки; Застроенная территория; Преодолимая ограда. Непреодолимая ограда, проход; Заболоченность. Болото. Труднопроходимое болото. Непроходимое болото; Озеро. Канава, исчезающая канава, мостик; Открытое пространство. Полуоткрытое пространство; Лес с хорошей проходимостью. Лес со средней проходимостью; Растительность с хорошей видимостью. Труднопроходимая растительность, кусты. Четко выраженная граница растительности. Отдельно стоящее дерево; Горизонталь, вспомогательная горизонталь; Окоп, капонир; Микроямка, воронка, микрогорка; Поверхность с микронеровностями; Камень, группа камней; Кладбище, фундамент; Особые объекты)
  • Сосновский лесопарк - карельский лес в миниатюре...
  • Два парка, две истории, две судьбы – лесопарк Сосновка и Московский парк Победы.
  • Сосновский лесопарк и его роль в экологическом равновесии.
  • Парк в цифрах и названиях: 300 гектаров, 30 видов трав, 30 видов птиц, 6 000 человек в день. 30 предприятий в годы ВОВ

 

  • Гуманитарная группа - предметы школьной программы: Всемирная история и История России

Возможные темы:

  • История лесопарка в истории дореволюционного Петербурга-Петрограда.
  • Довоенная история Выборгской стороны
  • Строительство «Политеха», «Лесотеха» и «Физтеха». Здесь работали, в Комарово отдыхали. Там погребены. Ученые Ленинграда – городу и стране «Военно-исторические музеи города»
  • Наука в Лесном. Лаборатории района фронту и тылу.
  • Военный аэродром Сосновка.
  • Захоронения летчиков, техников и зенитчиков
  • Артподготовка из Сосновки перед исполнением Седьмой симфонии.
  • Александр Петрович Савушкин и другие герои Сосновки.
  • Парки столицы и ее предместий как места праздников и народных гуляний.
  • «МотоМасленица», «Наследие Петра Великого», в День Российской гвардии.
  • Памятники парка. Памятник «Защитникам Ленинградского неба».

 

  • Филологическая группа учебных предметов: литература, мифология и фольклор.

Возможные темы:

Народная поэзия. Дети Лесного о парке с любовью.

 

  • К группе трудового обучения: труд (технология) ИЗО, рисование, черчение.

Возможные темы: Центр музейной педагогики на Болотной улице. Ночи музеев. Сосновка ночью.

 

Задания перед маршрутом или после него: Работа с картой парка.

  • Активный маршрут вписывается в цикл компетенций, развиваемых на уроках физкультуры, которой ученики занимаются весь период обучения – 11 лет.

 

Компетенции, связанные с предметами школьной программы всех групп, изучаемых с 4-го по 11 класс и повышаемые в рамках пешеходного познавательного маршрута «Сосновский лесопарк»

Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

Познавательные компетенции: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека;

Компетенции личностного самосовершенствования: повышение общей культуры; повышение экологической культуры;

Коммуникативные компетенции: овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения

 

Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.

Познавательные компетенции: расширение знаний об истории, географии и экологии Санкт-Петербурга;

Компетенции личностного совершенствования: способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к экскурсоводу; способность соблюдать правила

 

Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций.

Познавательные компетенции: целостное представление об истории, географии и экологии Санкт-Петербурга;

Компетенции личностного самосовершенствования: способность управлять своими эмоциями; контролировать поведение в соответствии с правилами;

Социально-трудовые компетенции: умение соблюдать временной режим;

Коммуникативные компетенции: владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями.

 

Документация по ТБ

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении прогулок, познавательных маршрутов, экскурсий

 

1 Общие требования безопасности:

1.1 К прогулкам, познавательным маршрутам, экскурсиям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2 Опасные факторы:

  • изменения установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
  • травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижение без обуви, а также без брюк или чулок, укусы животными, пресмыкающимися и насекомыми;
  • отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;
  • заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.

1.3 При проведении прогулки, познавательного маршрута, экскурсии группу учащихся, воспитанников должны сопровождать двое взрослых.

1.4 Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

 

2 Требования безопасности перед проведением прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

2.1 Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр (термометрию).

2.2 Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.

2.3 Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

 

3 Требования безопасности во время прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

3.1 Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.

3.3 Отправляясь на экскурсию, познавательный маршрут, надевайте одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевайте прочную обувь, носки, на голову - головной убор. Во время мероприятия не снимайте обувь и не ходите босиком.

3.4 Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.

3.5 Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

3.6 Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения, грибы, а также колючие растения и кустарники.

3.7 Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду в индивидуальной упаковке.

3.8 Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.

3.9 Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

 

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях:

4.1 При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.

4.2 При получении учащимся, воспитанником травмы оказать помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

 

5 Требования безопасности по окончании прогулки, познавательного маршрута, экскурсии:

5.1 Проверить по списку наличие всех учащихся, воспитанииков в группе.

5.2 Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение (по необходимости).

 

Учебно-дидактический блок

ТСО и оборудование

Портативная колонка, запись Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д. Шостаковича.

 

Наглядно-иллюстративные материалы

Распечатанные карты лесопарка Сосновка по количеству участников

Телефоны с возможностью выхода в интернет

Карточки с обучающей информацией

Карточки с заданиями

Карточки с памятками

 

Методические рекомендации

Рекомендации к исследовательским заданиям станции «Юный исследователь» (предметная область Биология)

Творческие задачи на уроках биологии позволяют развивать креативные способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление; формируют навыки совместной работы; устанавливают межпредметные связи.

Использование творческих задач на уроках биологии значительно повышает эффективность обучения.

Цели исследовательских заданий:

Дидактические:

- повторение, обобщение, систематизация знаний;

- проверка уровня усвоения темы;

- развитие у учащихся интереса к предмету через решение биологических заданий и умения применять полученные знания в практической деятельности.

Психологические:

- формирование и дальнейшее развитие познавательных операций по планированию и прогнозированию учебной деятельности;

Воспитательные:

- формирование логического, системного мышления;

- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций.

Тип заданий: обобщение и систематизация знаний.

Используемые развивающие методы: образного видения, метод эмпатии (вживания), метод фактов, метод символического видения, метод эвристического исследования, метод прогнозирования, метод смыслового видения.

Оборудование: телефон с возможностью выхода в интернет, карточки с заданием, карточки для фиксации информации.

Учащиеся работают в группах.

Последовательность действий: Найти заданное растение/насекомое/животное в интернете/в природных условиях; сохранить фото из источника/сфотографировать его с линейкой; выполнить исследовательское задание (информация находится самостоятельно при помощи интернета / используются собственные знания / используется изучение внешнего вида); выполненное задание описывается и результат представляется устно. В описание должны входить свойства, качества, места обитания, особенности, а так же ответы на поставленные в задании вопросы.

 

Рекомендации к учебным заданиям на станциях «Ориентирование», «История в лицах», «Небо блокадного Ленинграда» (предметные области - География, История, История Санкт-Петербурга)

Цель заданий: актуализация и расширение имеющихся знаний по географии, истории и краеведению; визуализация событий, эмоциональное закрепление информации, практическое закрепление изученного материала.

Все этапы выполняются в соответствии с описаниями игры, практического задания, спортивной задачи.

Все задания являются практикоориентированными.

 

Методический блок

Контрольные тексты

Общая информация

Парк Сосновка в Санкт-Петербурге является крупнейшим лесным массивом в городской черте, который расположен в Выборгском районе. Его площадь превышает 302 гектара, он ограничен улицей Есенина и проспектами Тореза, Светлановским, Тихорецким и Северным. Центральный вход парка расположен у перекрестка Светлановского проспекта и улицы Жака Дюкло. Последняя является также центральной аллей лесопарка.

Почти вся территория лесного массива покрыта сосновым лесом, отсюда и произошло название парка. Даже в то время, когда Выборгский район Санкт-Петербурга активно застраивался, Сосновский лесопарк удалось почти полностью сохранить. Это одно из любимых мест жителей города, где они любят гулять, дышать чистым лесным воздухом, активно проводить свободное время. Парк открыт для всех в любое время суток.

Благоустройство парка Сосновка более выражено в южной части, со стороны проспектов Тореза и Светлановского. Здесь расположена широкая главная аллея, которая в ночное время суток освещается. Дорожки покрыты гранитной крошкой, работают для безопасности тревожные кнопки и камеры видеонаблюдения. Деревья обновляются, кустарники подстригают и прореживают, вдоль аккуратных дорожек установлено много лавочек, работают несколько общественных туалетов.

На территории современного парка во время Великой Отечественной войны был оборудован аэродром. Летчикам-героям, которые отдали свои жизни ради победы, посвящен памятник «Защитникам Ленинградского неба», куда можно попасть по широкой аллее Героев. Она берет свое начало от перекрестка проспекта Тореза с Дрезденской улицей.

Мемориал был построен в 1978 году, по проекту Л. Матвеева, Б. Вильнера и В. Виноградова. Памятник представляет собой созданный из гранитных плит силуэт самолета. В центральной его части расположен портрет военного летчика, реализованный из бронзы. На боковых «крыльях» находятся надписи о героических подвигах бесстрашных небесных защитников города.

Кладбище военных летчиков расположено здесь же. Еще один памятник появился в 2017 году, он посвящен военным дрессировщикам и бесстрашным служебным собакам, служившим на Ленинградском фронте.

 

Аэродром «Сосновка»

Аэродром «Сосновка» - военный аэродром, созданный на прилегающей к Ленинграду  территории для защиты города в годы Великой Отечественной войны.

Аэродром Сосновка был размещён на территории одноимённого парка Сосновка, который находился там до войны. В послевоенные годы территория,  на которой располагался военный аэродром, организованный в первые месяцы войны,  снова была превращена в парк, а на его территории был размещён мемориальный знак в память о нахождении здесь военного аэродрома в годы блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны.

Рядом с бывшей территорией аэродрома  находится мемориальное кладбище лётчиков, летавших с территории этого аэродрома.

Аэродром располагал хорошо утрамбованной  грунтовой взлётно-посадочной полосой.

На территории вновь созданного аэродрома под прикрытием деревьев были расположены капониры – вырытые в земле укрытия для самолётов.

Для пребывания и укрытия от огня во время выполнения наземных работ  для личного состава были оборудованы землянки вблизи от капониров.

Для проживания лётчиков и техников аэродрома были выделены дома в части жилых кварталов Выборгского района.

Инженерно-строительный отряд, силами которого и был построен аэродром, постоянно базировался на его территории весь период войны. Основную часть этого батальона составляли женщины.

Работа аэродрома на прилёт и вылет самолётов была начата в январе 1942 года.

На территории аэродрома базировались следующие авиационные части:

44-й Краснознамённый скоростной бомбардировочный полк (в последствии переименован в Гвардейский 34-й полк), 159-й истребительный авиационный полк, 44-й истребительный авиационный полк (позднее переименованный в 11-й Гвардейский полк), 26-й истребительный авиационный полк, 13-й отдельный разведывательный авиационный полк, 22-й отдельный авиационный полк, авиаэскадрильи связи, 6-й полк транспортного авиаотряда, 38-й батальон аэродромного обслуживания.

44-й Краснознаменный скоростной бомбардировочный полк за проявленные мужество и героизм был награжден Орденом Красного Знамени и орденом Кутузова, 16 летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза.

159-й и 11-й Гвардейские истребительные полки вели круглосуточное дежурство по защите неба блокадного Ленинграда и "Дороги жизни". 12 летчикам-истребителям было присвоено звание Героя Советского Союза.

13-й разведывательный авиационный полк выполнял разведывательные полеты по переднему краю и тылам противника.

Полоса соснового леса была неплохой маскировкой и хорошо прикрывала аэродром. Но в сухую погоду при взлете и посадке самолетов поднимались огромные тучи пыли и песка. Это позволило вражеским разведчикам вычислить аэродром "Сосновка" и он стал подвергаться налётам и артиллерийским обстрелам. Но к тому времени у Сосновки была уже очень сильная зенитная артиллерия и система предупреждения и оповещения о налетах. По этой причине противник не смог сильно повредить аэродром, хотя были погибшие и разрушения.

За годы войны при активном участии летчиков, выполнявших полеты с аэродрома "Сосновка", было уничтожено 11 151 самолет противника, 5 435 танков и бронемашин, около 5000 артиллерийских и зенитных орудий, более 1500 железнодорожных составов, около 230 000 живой силы противника.

С началом блокады Ленинград, в сентябре 1941 года, был полностью блокирован с суши и потерял все крупные аэродромы. У авиации фронта осталось крайне мало стационарных аэродромов. Перед командованием фронта встала задача срочно построить полевые аэродромы. В числе первых был построен хорошо скрытый аэродром "Сосновка". До войны на этом месте располагался общегородской лагерь Осоавиахима. Посреди соснового леса расчистили площадку, разровняли и утрамбовали землю для взлетно-посадочной полосы. По окраинам полосы в лесу строили построили укрытие для самолетов, склады горючего и боеприпасов.

Строился аэродром в максимально короткие сроки с сентября по декабрь 1941 года. В первых числах января 1942 года на аэродром начинают приземляться большие грузовые самолеты, доставляя продовольствие для населения блокадного города и фронта.

Аэродром «Сосновка» был организован на месте расположения парка по решению руководителей обороной Ленинграда Андрея Жданова и Алексея Кузнецова. Оба они использовали Сосновку для собственных вылетов за линию фронта.

Первая просека для будущего аэродрома была проложена ещё в конце лета 1941 года, а в период с сентября по декабрь было завершено строительство взлётно-посадочной полосы и инфраструктуры аэродрома. Она включала в себя не только ангары и капониры для самолётов, но и оборудованные  складские помещения для  хранения  запасов топлива и запчастей.

Полоса оборудованного по приказу руководства обороны города аэродрома была проложена от Ольгинского пруда в сторону Суздальских озёр.

Для отвлечения внимания авиации противника от аэродрома "Сосновка" неподалёку от него был оборудован ложный аэродром, который находился на территории поля, расположенного в сторону Мурино. Там были поставлены и регулярно обновлялись полноразмерные макеты самолётов и аэродромной техники.

Аэродром "Сосновка" знаменит еще тем, что сюда весной 1942 года была доставлена из Куйбышева партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, названной потом Ленинградской.

При выполнении боевых заданий части базировавшихся на аэродроме полков несли потери личного состава и многие из павших героев похоронены на братском кладбище в "Сосновке", недалеко от взлетной полосы. После войны кладбище стало мемориальным. Здесь похоронены погибшие летчики и техперсонал, всего 105 захоронений.

В 1945 году аэродром перестал существовать. В том же году на месте вырубленных сосен были посажены новые, парк снова стал любимым местом прогулок ленинградцев.

В 1978 году в середине взлетно-посадочной полосы в парке "Сосновка" открыли памятник "Защитникам ленинградского неба".

В 2011 году стал известен еще один факт из военной истории Сосновки, летом 1942 года сюда перевели спецшколу №2, готовившую диверсионные отряды для забрасывая в тыл противника, а также для оставления в Ленинграде на случай захвата города.

 

Алекса́ндр Петро́вич Са́вушкин

Алекса́ндр Петро́вич Са́вушкин (5 февраля 1918 года — 17 мая 1943 года) — советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза.

Родился 5 февраля 1918 года в деревне Пышлицы Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне село в Шатурском районе Московской области). Окончил 7 классов и Шатурторфскую школу ФЗУ, после чего работал слесарем на Московском электроламповом заводе. Одновременно с этим окончил аэроклуб. Служил в Красной Армии с 1938 года. В том же году выпустился из Борисоглебской военной авиашколы пилотов.

Участвовал в советско-финской войне 1939—1940.

19 февраля 1940 звеном из трёх истребителей ВВС РККА (капитан Муразанов, А. П. Савушкин и Горюнов) был сбит бомбардировщик «Бленхейм» авиаэскадрильи LLv-46 4-го авиаполка ВВС Финляндии, атаковавший советский полевой госпиталь несмотря на наличие знаков Красного креста. Сбитый самолёт упал в Ладожское озеро.

На фронтах Великой Отечественной войны воевал с июня 1941 года, с того же года — член ВКП(б). Совершил 373 боевых вылета на истребителях ЛаГГ-3 и P-39 «Аэрокобра», защищая Ленинград от налётов гитлеровской авиации. В 79 воздушных боях сбил 8 вражеских самолётов лично и 6 в группе, а также один аэростат-корректировщик. Был трижды ранен, каждый раз после этого досрочно возвращался в свою часть.

Трагически погиб 17 мая 1943 года, когда вылетел в тыл за новыми самолётами на военно-транспортном самолёте «Дуглас». Аэродром, с которого он вылетал, был обстрелян артиллерией, из-за чего самолёт оказался недостаточно хорошо подготовлен к полёту, что привело к авиационной катастрофе. Герой был похоронен в Ленинграде на воинском кладбище Сосновского лесопарка (в месте, где во время войны располагался полевой аэродром «Сосновка»).

Указом Президиума Верховного Совета СССР 2 сентября 1943 года гвардии капитану А. П. Савушкину было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

 

Петр Яковлевич Лихолетов

Петр Яковлевич Лихолетов – один из лучших летчиков 159-го истребительного авиаполка. Он совершил 382 боевых вылета. В 78 воздушных боях сбил 25 самолетов лично и 5 - в составе группы.

4 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда». Имя Героя носят улицы в городах Харцызск и Докучаевск.

 

Максим Твердохлеб

Свой подвиг советский шофер Максим Твердохлеб совершил под самый Новый год. 31 декабря 1941 года ради голодных ленинградских детей он совершил настоящее новогоднее чудо – перевез для ребят по Дороге жизни целую машину мандаринов!

Шофёр Максим Емельянович Твердохлеб в годы войны возил грузы по Ладоге. Часто выехать на Дорогу жизни значило рисковать собой и играть со смертью. Однажды в его машину, загруженную боеприпасами, попал снаряд. Машину потушили, а уже потом, взявшись снова за руль, шофёр заметил свои красные обожжённые руки. И только доставив груз, Максим Твердохлеб отправился за медицинской помощью.

Приходилось русскому шофёру и тонуть. «Я принял крещение в ледяной купели», – вспоминал впоследствии Максим Твердохлеб. По тонкому льду машины возили муку из Кобоны в блокадный Ленинград. Маневрируя под вражескими снарядами, машина Максима Твердохлеба угодила в полынью и стала быстро тонуть. Шофёр выскочил из кабины и бросился спасать муку. Важен каждый грамм для осажденного города!

31 декабря 1941 года лучшему шофёру Максиму Твердохлебу доверили ценный груз – фанерные ящики с надписью «Детям героического Ленинграда». В ящиках были мандарины, присланные из Грузии. Половину дороги через Ладогу шофёр преодолел без препятствий. Вдалеке гремели взрывы – вражеские самолеты бомбили трассу. Вдруг Максим Твердохлеб услышал, как загремели наши зенитчики. Не к добру. Над Ладогой стали проноситься немецкие самолёты. Огромное заснеженное озеро, на котором темным пятном выделяется «полуторка»… Самолёт вернулся, но Максим успел затормозить – и пулемётная очередь пробила снег впереди.

Самолёты стали кружить над одинокой машиной, обстреливая со всех сторон. Маневрировать пришлось сложно: петлять, тормозить, «бросать» машину из стороны в сторону, набирать и сбрасывать скорость. Неизвестно, что случилось, но самолёты улетели. «Полуторка» с трудом завелась и доставила груз по назначению – детям блокадного Ленинграда.

У машины не было лобового стекла, 30-градусный мороз обжигал лицо водителя. Дымился радиатор, затрудняя видимость на непростой дороге, часть руля была отбита, а рука – ранена. Когда Максим Твердохлеб доехал до другого берега, его руки пришлось разжимать нескольким людям – так крепко держал он искореженный руль. В машине начальство насчитало 49 пробоин.

...А 1 января в детском саду у Алеши Пахомова была настоящая елка. Пришел военный гармонист и стал играть веселые песни. Алеша раньше любил плясать под музыку, и другие ребята тоже, но теперь сил у них не было, они лишь сидели на лавочках и тихо хлопали в ладоши. А из кухни доносился вкусный запах.

В конце праздника им дали настоящий обед. На первое был суп, и в нем плавала лапша. На второе – гречневая каша с настоящей котлеткой. А на третье воспитательница вынесла мандарины, каждому – по мандарину. Алеше достался ярко-желтый мандарин с круглой дыркой насквозь. Он подумал, что эта дырка в мандарине выросла. Он не знал тогда о шофере Максиме Твердохлебе...

 

Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

77 лет назад в зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Своё произведение он начал писать в первые недели Великой Отечественной войны.

Композитор принимал участие в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы, отмечается в статье на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. В середине октября 1941 года вместе с двумя малолетними детьми он был эвакуирован в Куйбышев. Там работа над симфонией была продолжена. 5 марта 1942 года в Куйбышеве, на сцене Театра оперы и балета, состоялась премьера Седьмой симфонии. Её исполнил оркестр Большого театра под управлением С.А. Самосуда. 29 марта 1942 года симфония была исполнена в Москве.

Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде был главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета К.И. Элиасберг. В июле специальным самолётом партитура была доставлена в осаждённый город, начались репетиции. Музыкантов искали как в самом Ленинграде, так и на ближайшей передовой.

Премьера симфонии № 7 в Ленинграде прошла 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

Действительно, — вспоминал кларнетист Виктор Козлов, — включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку.

Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.

Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

Галина Лелюхина, флейтистка: «Были репродукторы, немцы всё это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».

Солдат Николай Савков, артиллерист 42 армии, написал стихотворение во время секретной операции «Шквал» 9 августа 1942 года, посвящённое премьере 7 симфонии и самой секретной операции.

9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось долгожданное исполнение Седьмой симфонии. Артиллеристам, защищавшим город, был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом Л.А. Говорова подавлять огонь противника. Во время исполнения симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича является не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века, но и музыкальным символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города.

В электронном фонде Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина размещена оцифрованная рукописная партитура симфонии, оригинал которой хранится в нотной библиотеке петербургского Дома радио.

Каждая из четырёх частей симфонии представлена в отдельной тетради. На страницах партитуры есть пометки дирижёров С.А. Самосуда и К.И. Элиасберга, на обороте титульного листа первой тетради указан состав оркестра (инструменты), а также другая информация о первом исполнении.

В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года, который можно изучить на портале Президентской библиотеки, рассказывается о подготовке к исполнению Седьмой симфонии в блокадном городе: «В беседе с корреспондентом ТАСС тов. Элиасберг рассказал: «Вся подготовительная работа нами закончена. Сейчас коллектив оркестра занят художественной отделкой исполнения симфонии. Партитура Седьмой симфонии написана для удвоенного состава оркестра. В условиях блокированного города это поставило перед нами ряд трудностей. Мы привлекли к работе над симфонией музыкантов из армейских оркестров. <…> Уже в первой части задушевный лирический музыкальный рассказ о радостной жизни свободных советских людей прерывается сначала отдалённой, потом всё более близкой и грозной темой войны. Часть за частью, до финала, в котором звучит торжественный гимн победы, Шостакович разворачивает в музыкальных образах и звуках идею любви к свободному человеку и ненависти к врагу, растоптавшему счастье миллионов людей».

Другой уникальный документ – программка концерта в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года, когда исполнялась Седьмая симфония. Она пополнила электронный фонд Президентской библиотеки благодаря сотрудничеству учреждения с Санкт-Петербургской академической филармонией имени Д.Д. Шостаковича и Музеем театрального и музыкального искусства.

В качестве эпиграфа в программке дана выдержка из статьи писателя Алексея Толстого: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».

Как эпиграф приводятся также слова советского государственного деятеля Емельяна Ярославского: «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира».

 

Исследовательские задания

Станция «Юный исследователь» (летний вариант)

  • Придумайте рекламу растению (например, сныть обыкновенная). В рекламное описание должны входить свойства, качества, места обитания и способы применения данного растения. Найти, сфотографировать, составить «личное дело» - зафиксировать письменно. Результат представить устно, с демонстрацией «личного дела».
  • Представьте себе, что вы – улитка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему? От первого лица описывают качества заданного моллюска, особенности, места обитания, значение в природе, отвечают на вопросы. Найти, сфотографировать, составить «рассказ о себе» - зафиксировать письменно. Результат представить устно, с демонстрацией «рассказа о себе».
  • Составьте описание «особо опасного преступника» - комара. В описание должны входить свойства, качества, особенности, места обитания, значение в природе. Найти, сфотографировать, составить «личное дело» - зафиксировать письменно. Результат представить устно, с демонстрацией «личного дела».
  • Опишите, что за насекомое (фото муравья) с помощью символов, которые придумайте сами. В описание должны входить свойства, качества, особенности, места обитания и значение в природе. Составить «описание-перевод» - зафиксировать письменно. Найти, сфотографировать, результат представить устно, с демонстрацией символического описания и «описания-перевода».
  • Фотография клевера. Найти, сфотографировать, составить «Личное дело» (свойства, качества, особенности, места обитания).
    Ответить на вопросы:         
    Почему мы так говорим:
    -Трава без клевера, что каша без масла.
    - Лён по клеверу посеешь - урожай уже имеешь.
    - Голодный шмель вздыхает тяжко: «Поел бы с радостью я кашки».

            Верно ли это с биологической точки зрения?
           Ответы на вопросы входят в «личное дело». Составить «личное дело» - зафиксировать письменно. Результат представить устно, с демонстрацией «личного дела».

  • Фотография сосны. Найти, сфотографировать, составить «Личное дело» (свойства, качества, особенности, места обитания). Ответить на вопрос: «Что произойдет, если вдруг исчезнут все хвойные растения?». Ответ входит в «личное дело». Составить «личное дело» - зафиксировать письменно. Результат представить устно, с демонстрацией «личного дела».
  • Представьте себе, что вы семя злакового растения (например, мятлик луговой), которое собирается прорасти. Опишите свои ощущения, что с вами происходит от первого лица. Найти, сфотографировать, составить «Личное дело» (свойства, качества, особенности, места обитания, значение в природе). Составить «личное дело» - зафиксировать письменно. Результат представить устно, с демонстрацией «личного дела».
  • Фото березы. Найти, сфотографировать, составить «Личное дело» (свойства, качества, особенности, места обитания, значение в природе). Ответить на вопрос: «Принято собирать в кучи и сжигать опавшие листья. Хорошо это или плохо. Почему?». Ответ входит в «личное дело». Составить «личное дело» - зафиксировать письменно. Результат представить устно, с демонстрацией «личного дела».

 

Литература для обучающихся

  • Акимушкин, И. И. Мир животных / И.И. Акиушкин. – М.: «Молодая гвардия», 1971. – 336 с.
  • Азбука живой природы: Растения и животные леса / Авт.-сост. О.В. Коняева. – Тула: «Родничок», М. : ООО «Астрель», 1999. – 483 с.
  • Большая энциклопедия «почемучек» / Пер. с англ. Е.В. Комисарова, В.А. Жукова, Е.А. Степанцовой, Н.В. Новиковой. – М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 200 с.
  • Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. – М. : Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. – 286 с.
  • Джнонсон, Джинни Рептилии и амфибии / пер. с англ. С. Анисимова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2001. – 48 с. – (Все обо всем)
  • Джнонсон, Джинни Птицы / пер. с англ. С. Анисимова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2001. – 48 с. – (Все обо всем)
  • Джнонсон, Джинни Млекопитающие / пер. с англ. С. Анисимова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2001. – 48 с. – (Все обо всем)
  • Жизнь животных: Млекопитающие или звери / Под ред. С.П. Наумова, А.П. Кузякина. Т.6. – М.: Просвещение, 1971. – 628 с.
  • Жукова, Т.И. Часы занимательной зоологии. Изд. 2, перераб. и доп. / Т.И. Жукова. – М.: Просвещение, 1968. – 152 с.
  • Кайгородов, Д.Н. Родная природа (очерки натуралиста) /Д.Н.Ккайгородов. – М.: Издательство «Лесная промышленнность», 1966. 212 с.
  • Мамаев, Б.М., Бордукова Е.А. Энтомология для учителя / Б.М. Мамаев. – М.: Просвещение, 1985. – 114 с.
  • Мамаев, Б.М. Школьный атлас-определитель насекомых: Кн. для учащихся / Б.М. Мамаев. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
  • Молис, С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся /. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с.
  • Плавильщиков, Н.Н. Юным любителям природы / Н.Н. Плавильщиков. – М.: Изд-во Цк ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1954. – 256 с.
  • Плешаков, А.А. Зеленые страницы: Кн. для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 223 с.
  • Соколов – Микитов, И.С. Звуки земли: Рассказы о птицах / И.С. Соколов-Микитов. – М.: изд-во «Детская литература», 1971. – 128 с.
  • Теремов, А. и др. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей / А..Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 528 с. – (Занимательные уроки).
  • Тютерев, В.А. Рассказы о наблюдениях в природе / В.А. Тютерев. – М.: Просвещение, 1971. – 222 с.
  • Хрестоматия юного натуралиста / Авт.-сост. В.М. Вдовиченко – Мн.: ООО «Юнипресс», 2001. – 640 с.

 

Учебные задания

Станция «Ориентирование» (предметная область География)

Оборудование: карты, маршрутные листы, компасы, КП.

Для того чтобы ориентироваться на местности необходима карта. Откройте планшеты. Посмотрите на свою карту.

Пользуясь любой картой, нужно помнить про стороны горизонта. Кто напомнит, как расположены стороны горизонта на картах?

Ответы ребят: Верхний край карты – север, нижний – юг, справа – восток, слева – запад.

Педагог: Правильно, молодец, верно, хорошо.

Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.

Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.

Вопрос: Что такое горизонт?

Ответы ребят: Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.

Педагог: Здорово молодцы. Любому человеку надо уметь ориентироваться в природной среде, определять направление движения, для этого необходимо определять азимут. Кто может напомнить, что это такое?

Если дети не знают, педагог объясняет: «Азимут – угол между направлением на север, и на какой ни будь предмет местности. Его величину выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо, по ходу часовой стрелки».

Возьмите в руки компас. На уроках географии вы изучали этот прибор, скажите, что такое компас?

Ответы ребят: компас – это угломерный прибор, который служит для измерения азимутов.

Педагог: Правильно, компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге, не на карте, а в пространстве).

Компас – является одним из наиболее часто используемых в походах приборов и главный элемент снаряжения спортсмена-ориентировщика (спортивный компас).

Существует много различных модификаций компасов. В нашей стране наиболее распространен компас Адрианова. Во время Великой Отечественной войны этот компас являлся секретным прибором и выдавался только командному составу. Раньше эти компаса целиком изготовлялись из металла (латуни), а теперь делаются из пластмассы.

Компас Адрианова состоит из 5 частей:

  • корпус компаса;
  • визирное кольцо;
  • магнитная стрелка;
  • лимб (циферблат);
  • зажим.

Последнее время почти все туристы используют спортивный жидкостный компас, с которым работать намного легче и удобнее. Основным отличием спортивного компаса от обычного (Адрианова) является, то, что стрелка такого компаса помещается в капсуле, наполненной специальной жидкостью, позволяющей стрелке быстро успокаиваться и не дрожать при ходьбе.

Лимб спортивного компаса имеет более точную цену деления, чем у компаса Адрианова – 2 градуса. Капсула расположена на плате компаса, которая имеет измерительную линейку. На капсуле и на плате компаса нанесены параллельные линии, которые облегчают работу с картой.

И так для чего же нам, нужен компас? Вопрос кажется простым? Но на самом деле, оказывается, существует четыре действия с компасом, и их должен знать каждый турист:

-определение сторон горизонта;

-ориентирование карты по компасу;

-прямые засечки (нахождение ориентиров по заданному азимуту);

-обратные засечки (определение азимута данного ориентира).

 

Правила работы с компасом (воспитанники выполняют инструктаж)

1. Возьмите компас в руки.

2. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).

3. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.

4. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.

А теперь расположите его так, чтобы совпадало направление на север и 0°.

Посмотрите на компас: азимут на север соответствует 0°, на восток - 90°, на юг - 180°, на запад - 270°. (все градусы должны говорить ребята сами)

Теперь попробуйте определить азимут на некоторые ориентиры, например на сосну, березу, электрический столб.

Определите, какому предмету соответствует азимут в 145 градусов.

Ребята определяют азимут на различные предметы и находят ориентиры по заданному азимуту.

На месте проведения игры обозначается точка старта, а точное местонахождение пункта известно только руководителю. Руководитель заранее проходит по местности и составляет легенду.

Сейчас мы с вами проведем мини-соревнования по ориентированию. Я приготовила вам два маршрута с несколькими КП (6 штук у каждой команды), их необходимо найти по азимутам, снять с КП.

Маршрутный лист 1 команды (1КП – 60°, 2КП- 85°, 3КП-110°, 4КП- 130°, 5КП-160°,

6КП- 190° – все КП синего цвета)

Маршрутный лист 2 команды (1КП- 45°, 2КП – 90°, 3КП- 120°, 4КП – 155°, 5КП- 175°, 6КП- 210° – все КП зеленого цвета)

Получите азимуты. Внимание, марш.

Педагог: Молодцы, ребята обе команды почти одновременно прибежали на финиш, при этом нашли все КП. Вы дружно работали и вам смело можно идти в поход, где важна взаимовыручка и сплоченность команды.

Теперь задача найти следующий пункт нашего маршрута.

 

Учебные задания

Станция «История в лицах» (предметные области: География, История России, История СПб, Краеведение)

Оборудование: телефоны с возможностью выхода в интернет/установленным приложением с навигатором по СПб и Ленинградской области, портативная колонка; запись Седьмая (Ленинградская) симфония Д.Д. Шостаковича; мандарины; карточки с персоналиями – летчики – Герои ВОВ; карточки с обучающей информацией о координатах; пазлы с изображением самолетов ВОВ (бомбардировщик, истребитель); на обратной стороне пазлов - карта с треком до памятника летчикам.

 

После вводной и обучающей информации дается практическое задание на создание трека по заданным координатам. 1) Найти тайник «диверсантов». 2) В тайнике взять пазлы, сложить изображения видов самолетов. На обратной стороне пазлов прочитать трек для нахождения следующей станции (до памятника летчикам).

 

Учебные задания

Станция «небо блокадного Ленинграда» (предметные области: География, История, История СПб, Информатика, ОБЖ)

Оборудование: телефоны с возможностью выхода в интернет/установленным приложением с навигатором по СПб и Ленинградской области, карточки с азбукой Морзе и различными способами подачи сигналов при чрезвычайных ситуациях.

После вводной и обучающей информации дается практическое задание.

1) По заданным координатам построить треки полетов самолетов: до линии Маннергейма, до Ладожского озера (Дорога Жизни).

2) После вводной и обучающей информации о способах передачи информации на расстояние (азбука Морзе, способы подачи сигналов в чрезвычайных ситуациях) участники делятся на две команды – сигнальщики и командиры воздушного судна. Командиры самолетов должны подать сигналы с воздуха «Прошу посадки», «Захожу на посадку». Сигнальщики должны подать сигналы «Посадку разрешаю», «Взлет разрешаю». Проводится игра.

 

Литература для педагогов

  • Сергей Глезеров. Петербург на север от Невы.- М.: ЗАО Центр-Полиграф, 2004.- 431с.
  • Татьяна Гусенцова, Ирина Добрынина. Путешествие по Выборгской стороне. – СПб: Издательство ОСТРОВ, 2007.-240с.

 

Интернет источники:

 

 Блок оценочно-диагностических средств 1 1

1 2

Блок информационного обеспечения                    

Скачать:   СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

карт материалы 

 Презентационные материалы

Презентация маршрута

 

Аудио- и видео материалы

Седьмая (Ленинградская) симфония Д.Д. Шостаковича

 

Материалы

© 2024. Все права защищены.