Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге |
|
---|
Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге
Городская станция юных туристов
Региональный центр детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге |
|
---|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Лекции |
Практика |
|||
1 |
Педагогические основы и нормативно-правовое обеспечение активных форм детско-юношеского туризма в системе образования |
12 |
9 |
3 |
Зачёт |
2 |
Организация массовых мероприятий в природной среде. Участие в мероприятиях |
19 |
3 |
16 |
Участие |
3 |
Организация, подготовка и проведение пешеходных походов обучающихся |
39 | 9 | 30 | Участие |
Зачет по теоретической части программы |
2 | 1 | 1 | Зачёт | |
Всего по программе |
72 |
22 |
50 |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
||
Всего |
Лекции |
Практика |
||
1. |
Педагогические основы и нормативно-правовое обеспечение активных форм детско-юношеского туризма в системе образования |
12 |
9 |
3 |
1.1 |
История туризма в России. Концепция обеспечения безопасности туристских походов |
3 |
3 |
- |
1.2 |
Реализация воспитательного потенциала туристско-краеведческой работы в школе |
2 |
2 |
- |
1.3 |
Нормативные документы по вопросам туристско-краеведческой работы с обучающимися |
7 |
4 |
3 |
2. |
Организация массовых мероприятий в природной среде. Участие в мероприятиях |
19 |
3 |
16 |
2.1 |
Организация массовых мероприятий в природной среде |
7 | 1 | 6 |
2.2 |
Документация массовых мероприятий |
2 | 2 | - |
2.3 |
Участие в массовых мероприятиях |
10 | - | 10 |
3 |
Организация, подготовка и проведение пешеходных походов обучающихся |
39 | 9 | 30 |
3.1 |
Медицинское, финансовое, продовольственное и материально-хозяйственное обеспечение похода |
19 | 4 | 15 |
3.2 |
Обеспечение безопасности похода. Переезды и движение по активной части маршрута |
19 | 4 | 15 |
3.3 |
Работа с родителями обучающихся на стадии подготовки и проведения похода |
1 | 1 | - |
4 |
Зачет по теоретической части программы |
2 | 1 | 1 |
Всего по программе |
72 |
20 |
52 |
|
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МАССОВЫХ ОПОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ |
||||
Городские соревнования походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга |
Время проведения - апрель | |||
Городские соревнования обучающихся Санкт-Петербурга на комбинированном контрольном туристском маршруте |
Время проведения - май |
Документы, необходимые для зачисления на обучение:
Если фамилия в паспорте и дипломе не совпадает - копия документа о смене фамилии (например, свидетельство о браке, справка о перемене имени).
*Составляется по форме, принятой в учреждении, направляющем сотрудника на обучение.
Начало занятий по расписанию
Запись в группу открывается после официального объявления о наборе группы (страница "ОБЪЯВЛЕНИЯ").
Предварительная заявка направляется на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Лекции |
Практика |
|||
1. |
Туризм в горной местности |
22 |
9 |
3 |
|
2. |
Подготовка, проведение и подведение итогов учебно-методического горного/пешего в горной местности путешествия |
50 |
- |
50 |
|
3. |
Итоговая аттестация |
39 | 9 | 30 | Учебно-методический поход. Отчёт об учебно-методическом походе |
Всего по программе: |
72 |
9 |
63 |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Лекции |
Практика |
|||
1 |
Туризм в горной местности |
22 |
9 |
13 |
Зачет |
1.1 |
Снаряжение для горных походов |
2 |
- |
2 |
|
1.2 |
Техника передвижения в горах |
10 |
2 |
8 |
|
1.3 |
Техника полевого походного быта в горных условиях |
3 |
- |
3 |
|
1.4 |
Поисково-спасательные работы в горах |
2 | 2 | - | |
1.5 |
Соревнования на скальном рельефе. Подготовка дистанции и обеспечение безопасности. Судейство соревнований |
3 | 3 | - | |
1.6 |
Особенности путешествий в пещерах |
2 | 2 | - | |
2. |
Подготовка, проведение и подведение итогов учебно-методического горного/пешего в горной местности похода |
50 | - | 50 | Участие в мероприятии с выполнением индивидуальных заданий |
Всего по программе: |
72 |
9 |
63 |
|
|
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН АТТЕСТАЦИОННЫХ ПОХОДОВ |
|||||
Пеший поход первой-второй категории сложности (Западный Кавказ, Архыз) |
Время проведения - июль | ||||
Горный поход первой-второй категории сложности (Западный Кавказ, Архыз) |
Время проведения - июль |
Документы, необходимые для зачисления на обучение:
Если фамилия в паспорте и дипломе не совпадает - копия документа о смене фамилии (например, свидетельство о браке, справка о перемене имени).
*Составляется по форме, принятой в учреждении, направляющем сотрудника на обучение.
Начало занятий по расписанию
Запись в группу открывается после официального объявления о наборе группы (страница "ОБЪЯВЛЕНИЯ").
Предварительная заявка направляется на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Лекции |
Практические |
|||
1. |
Общая туристско-педагогическая подготовка |
74 |
32 |
42 |
Зачет (участие в массовых мероприятиях) |
2. |
Техника пешеходного туризма |
72 |
26 |
46 |
Зачёт |
3 |
Техника лыжного туризма |
30 |
6 |
24 |
Зачёт |
4 |
Итоговая аттестация |
4 |
- |
4 |
Заполненная зачетная книжка, Выполненные письменные работы Заполнение теста, собеседование |
Всего по программе: |
180 |
68 |
112 |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
||
Всего |
Лекции |
Прак. |
||
1 |
Общая туристско-педагогическая подготовка |
74 |
32 |
42 |
1.1 |
Содержание и правовые основы профессиональной деятельности инструктора детско-юношеского туризма. |
2 |
2 |
- |
1.2 |
История туризма в России. Концепция безопасности в спортивном туризме. |
4 |
2 |
2 |
1.3 |
Образовательный потенциал детско-юношеского туризма. Педагогические категории и технологии занятий туризмом с детьми. |
3 |
3 |
- |
1.4 |
Экономико-правовые основы детско-юношеского туризма в системе образования. Делопроизводство в туризме. |
3 |
1 |
2 |
1.5 |
Организационные особенности работы деятельности детских туристских объединений в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования. |
2 |
2 |
- |
1.6 |
Туристские возможности Санкт-Петербурга и Ленинградской области. |
2 |
2 |
- |
1.7 |
Деятельность туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссий и маршрутно-квалификационных комиссий образовательных учреждений России. Определение сложности путешествия. |
2 |
2 |
- |
1.8 |
Работа с туристской документацией: маршрутный лист, маршрутная книжка, отчет о походе, справка о совершении путешествия, книжка разрядника. |
6 |
- |
6 |
1.9 |
Соревнования на контрольных туристских маршрутах и туристские слеты. Организация и проведение. |
15 |
3 |
12 |
1.10 |
Обеспечение безопасности туристских соревнований. |
6 |
4 |
2 |
1.11 |
Соревнования спортивных походов и экспедиций. Организация и проведение. |
14 |
2 |
12 |
1.12 |
Планирование и оценка результативности работы туристско-краеведческих и туристско-спортивных объединений обучающихся. |
5 |
3 |
2 |
1.13 |
Психолого-педагогические аспекты обеспечения безопасности туристских походов и экспедиций. |
2 |
2 |
- |
1.14 |
Психологическая подготовка туристской группы. |
5 |
1 |
4 |
1.15 |
Техника безопасности в туристских походах. |
3 |
3 |
- |
2 |
Пешеходный туризм |
72 |
26 |
46 |
2.1 |
Снаряжение для пеших походов. |
6 |
4 |
2 |
2.2 |
Организация питания в путешествии. |
10 |
4 |
6 |
2.3 |
Первая помощь в путешествии. |
6 |
4 |
2 |
2.4 |
Техника полевого походного быта. |
8 |
2 |
6 |
2.5 |
Основы топографии и ориентирования на местности. |
14 |
4 |
10 |
2.6 |
Техника преодоления препятствий маршрута. |
12 |
4 |
8 |
2.7 |
Тактика пеших походов и особенности путешествий в горах. |
8 |
2 |
6 |
2.8 |
Поисково-спасательные работы, проводимые силами туристской группы. |
8 |
2 |
6 |
3 |
Лыжный спорт |
30 |
6 |
24 |
3.1 |
Экипировка лыжника на прогулке. |
2 |
2 |
- |
3.2 |
Техника лыжных ходов на прогулочных лыжах. |
18 |
2 |
16 |
3.3 |
Безопасность участия в массовых лыжных мероприятиях. |
10 |
2 |
8 |
4 |
Итоговая аттестация |
4 |
|
4 |
Всего по программе: |
180 |
68 |
112 |
Документы, необходимые для зачисления на обучение:
Если фамилия в паспорте и дипломе не совпадает - копия документа о смене фамилии (например, свидетельство о браке, справка о перемене имени).
*Составляется по форме, принятой в учреждении, направляющем сотрудника на обучение.
Начало занятий по расписанию
Запись в группу открывается после официального объявления о наборе группы (страница "ОБЪЯВЛЕНИЯ").
Предварительная заявка направляется на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Региональный этап олимпиады по краеведению организует Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» (ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»)
Информация о региональной олимпиаде по краеведению, а также итоги участия делегаций Санкт-Петербурга во Всероссийских конкурсах находится на сайте ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»
Материал предоставлен Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга (сетевая экспериментальная площадка Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования" на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга)
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Название школьного образовательного туристского маршрута |
Познавательный маршрут «СМАРТ-СИТИ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ» |
Ресурсы о регионе и районе маршрута |
Санкт-Петербург — Википедия (wikipedia.org) Литература по петербурговедению. Сайты, посвященные городу на Неве, его географии и истории |
Предполагаемая целевая аудитория |
Учащиеся 8-9-х классов (с учетом возрастных особенностей) |
Сезон |
Круглогодично |
Ключевые направления |
# Патриотика # История # Обществознание # География #Активный туризм # Наука # Образование # Русский язык # Иностранный язык # Литература # Алгебра # Геометрия # Информатика # Биология # Физика # Химия# Всеобщая история # История России # Краеведение # Петербурговедение # Культура # Наследие # Выдающиеся ученые # Герои # Основы безопасности жизнедеятельности # Музыка # Изобразительное искусство # Технология # Физическая культура |
Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы
|
|
Возможные образовательные и воспитательные эффекты |
Формирование таких компетенций как:
|
Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки |
|
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Доступно при учете наличия их в таком туре |
Продолжительность маршрута |
4 часа с перерывом на еду |
Протяженность маршрута |
10 км |
Пункты, через которые проходит маршрут
Объекты показа с темами экскурсионного рассказа об умном городе на Неве |
Старт ст. метро «Адмиралтейская» - Центральный район Санкт-Петербурга: угол Кирпичного переулка и Малой Морской улицы Улица, где жила «Пиковая дама» Невский проспект: угол Малой Морской улицы, нечетная сторона, угол Адмиралтейского проспекта, переход в Александровский сад с памятниками писателям и поэтам, чьи произведения изучаются в 9 классе: Н.В. Гоголю. М.Ю. Лермонтову и В.А. Жуковскому. Показ восточного фасада Адмиралтейства и архитектурного ансамбля Дворцовой площади. Переход через Дворцовую набережную и проход по Дворцовому мосту. Остановка на Стрелке В. О. Менделеевская линия -Университетская набережная - Румянцевский сад - Кадетская – 3-я линии –Университетская набережная от 4-й до 9 линии. Передвижение по 9 линии в сторону Большого проспекта - Переход по Большому пр. четная сторона до остановки напротив Андреевского рынка – переход на четную сторону Большого проспекта -проход по улице Репина и 3-линии В.О. до дома №17 и дома №19, где жил выдающийся математик, автор учебников, Киселев А.П. и дома № 20 семьи Бенуа с музеем. Проход до Среднего пр., далее по Среднему и 6-7 линиям к последней остановке у памятника Василию и станции метро «Василеостровская». УМНЫЙ ГОРОД: ДВОРЦЫ ПОД ЗЕМЛЕЙ
УМНАЯ ПЛАНИРОВКА ГОРОДА НА ЗЕМЛЕ И НА ВОДЕ – НЕВСКОЙ И БАЛТИЙСКОЙ
ГОРОД-ГЕРОЙ И ЕГО ГЕРОИ – ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ.
НЕВСКИЙ – ГЕРОЙ ТЫСЯЧИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ЛИТЕРАТОРЫ И ИЗДАТЕЛИ ШЕДЕВРОВ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА, БИОЛОГИЯ
РУССКИЙ И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ УМНОГО ГОРОДА. Словари морских терминов и символов: адмирал, навигация. GPS-навигация. ВЕЛИЧИЕ ГОРОДА В ЕГО ИСТОРИИ.
БЕРЕГА НЕВЫ - СВИДЕТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
УМНЫЕ МОСТЫ. ДВОРЦОВЫЙ И ДРУГИЕ МОСТЫ: КАЖДЫЙ УМЕН ПО-СВОЕМУ. ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИСКУССТВО. КРЕДО ГОРОДА НА НЕВЕ: СТРОИТЬ ПО ЗАКОНАМ искусства - LEGE ARTIS. УМНАЯ ГЕОГРАФИЯ
АНСАМБЛИ ПЛОЩАДЕЙ: СЛОВО ФРАНЦУЗСКОЕ, ПОНЯТИЕ ПЕТЕРБУРГСКОЕ. Архитектурно-исторический ансамбль Стрелки В.О.
АНТИЧНЫЕ ОБРАЗЫ В СКУЛЬПТУРНОМ И АРХИТЕКТУРНОМ РЕШЕНИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.
ЗООЛОГИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. ПОЧВОВЕДЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.
ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ И ПЕТЕРБУРГА.
АКАДЕМ И АКАДЕМИКИ. ЧЕТЫРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКАДЕМИИ РОССИИ
НАУКАМ РОССИЙСКОЙ БЫТЬ:
УМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИЕЙ ИЗ ГОРОДА НА НЕВЕ.
УТРО ИМПЕРИИ. ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Публичный доступ к мудрости народа – признак цивилизации. В списке из 24 крупнейших библиотек мира четверть составляют отечественные библиотеки ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КРАСОТА. Памятник А. Сахарову – физику, нобелевскому лауреату. Символика памятника. АТОМ, МАССА, ЭНЕРГИЯ, ПОЛЕ – ПОНЯТИЯ НЕ ТОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИЕ, НО И УРБАНИСТИЧЕСКИЕ.
ФИЛФАК: УМНЫЕ ГОЛОВЫ, УМНЫЕ ИДЕИ И «ЮМОР – ИНВЕРСИЯ РАЗУМА» (С. Довлатов)
ПОКАЗ ПАНОРАМЫ ЛЕВОГО БЕРЕГА НЕВЫ
ПОКАЗ ПАНОРАМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ И ПАНОРАМЫ ЛИНИЙ – ОТ КАДЕТСКОЙ ЛИНИИ ДО ТРЕТЬЕЙ
СЕКРЕТЫ УМНОЙ ПЛАНИРОВКИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ПРОСТРАНСТВАХ РОССИИ
ВОЛШЕБНЫЕ СТЕКЛА: ФИЗИКА, ХИМИЯ, ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО В ОДНОМ ФЛАКОНЕ УМНАЯ СЕМАНТИКА ОБРАЗОВ В ИСКУССТВЕ РОССИИ «ЦЕЛЬ ИСКУССТВА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬ ОЩУТИТЕЛЬНОЮ» ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ СОСТОИТ В ТОМ ЖЕ
представленных жившими здесь учеными:
МОРСКАЯ НАУКА И МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЮДИ И СУДЬБЫ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОСТ – ГРАНИЦА «РЕКА-МОРЕ»
НОВЫЙ ШРИФТ, НОВАЯ ОРФОГРАФИЯ. БИГ ДАТА ПЕТЕРБУРГСКИХ НАУЧНЫХ ИЗДАНИЙ
ХИМИЯ, ФАРМАЦЕВТИКА, АНТРОПОЛОГИЯ ПИЩИ и ПИТАНИЯ УМНОГО ГОРОДА НА НЕВЕ
«ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ТРИАДА УМНОГО ГОРОДА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»: ПИЩА, ОДЕЖДА, ЖИЛИЩЕ - ВАЖНЕЙШИЕ ЯВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: Где живут и жили в городе на Неве, что ели и едят сегодня, что носили и носят сегодня? Кто кормил и кто лечил, кто учил и как учил в умном городе на Неве? УМНЫЕ УЛИЦЫ И УМНЫЕ ЗДАНИЯ: ИХ ПЛАНИРОВКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ФРАНЦУЗСКАЯ И НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДЫ ПЕТРОВСКОГО ПЕТЕРБУРГА
УМНЫЕ ГОРОДА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПЕТЕРБУРГ В ЭПОХУ ПРОСВЯЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
ПЕТЕРБУРГ – САМЫЙ ВЕРОТЕРПИМЫЙ ГОРОД МИРА
СРЕДНИЙ ПРОСПЕКТ – ТРИ КИЛОМЕТРА УМНОЙ ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ
МАТЕМАТИКА И МАТЕМАТИКИ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ
УМНАЯ ПАТРИОТИКА, ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ В ТОПОНИМИКЕ ГОРОДА и УВЕКОВЕЧЕННАЯ В ЕГО ПАМЯТНИКАХ
Ст. метро «Василеостровская». Заключение к экскурсии по умному городу. |
Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные |
Цели маршрута: знакомство старшеклассников с Санкт-Петербургом с позиций понятий «умный город», «глобальный город». Показ памятных мест, зданий, сооружений, памятников, находящихся на маршруте и относящихся к разным видам социокультурной и научно-практической сфер в целях ориентации старшеклассников на будущую профессиональную деятельность в области городского управления умным городом и его проектирования. Число памятных мест, включенных в маршрут – 33 - символизирует единство, законченность и совершенство. Патриотическое воспитание. Образовательные задачи маршрута:
|
КАРТА МАРШРУТА
Последовательность объектов маршрута
ПРОГРАММА МАРШРУТА
Одна из основных задач данного маршрута - популяризация тех объектов культурного наследия Санкт‑Петербурга, которые складываются в единый образ умного города.
ПОКАЗ УМНОГО ЛАНДШАФТА СМАРТ-СИТИ В ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. Среди разновидностей культурных ландшафтов особое значение имеет городской ландшафт. Отличать умный город – smart-city - от города, не заслуживающего такого титула очень важно, потому как большая часть населения планеты и в том числе России – живет в городах. От того, в каком городе живет современный российский школьник, во многом зависит его будущее, готовность жить, умение правильно выбирать профессию и трудиться в современных условиях – условиях эпохи глобализации, экологизации, цифровизации, больших данных.
Петербург как умный город, у которого следует поучиться, характеризуется сложным сочетанием природных и искусственных компонентов. Это жилые, общественные и производственные здания, хозяйственные, инженерные, транспортные, энергетические сооружения, все элементы благоустройства на улицах и площадях, во дворах, садах и парках и т. д. Именно эти компоненты обусловили маршрут нашей экскурсии, отбор мест для экскурсионных остановок.
В рамках выбранного пути следования мы собираемся показать школьникам умный городской ландшафт – как сверхсложную систему, состоящую из многочисленных компонентов, поняв которые можно, если ее разбить на ряд более простых структур, выделив универсальные свойства:
Использование в экскурсионном рассказе таких системных понятий, как:
позволит школьникам-экскурсантам вести изучение городского ландшафта комплексно и научно объективно. В системе городских ландшафтов, показываемых в экскурсии по умному городу, экскурсоводу необходимо уметь выделять следующие уровни иерархии:
На выбранном маршруте важно показать школьникам прямые и обратные связи между искусственной и естественной частями ландшафта, например, связи между формой острова, его береговой линией и планировочной структурой архитектурного ансамбля, между рельефом и объемно-пространственной композицией.
Экскурсоводу важно, показывая непрерывность развития города, (а это - неотъемлемое свойство городского ландшафта), уметь показать ценное – например, гармонизацию городского ландшафта, ухудшение или улучшение его свойств за счет привносимых изменений.
Для этого экскурсовод должен уметь представлять мезоуровни общей иерархии городских ландшафтов, анализировать категории, элементы, нормы, функции, выполняемые тем или иным ландшафтом:
а) исторические; б) природные;
а) антропогенные; б) природные;
Хорошим примером образовательной функции является микроландшафт Академии художеств, включенный в систему учебных заведений, сформировавшихся на протяжении всех трех столетий жизни города на набережной Невы - от Стрелки Васильевского острова до впадения Невы в Финский залив Балтийского моря.
Экскурсовод в рамках заданного маршрута должен показать школьникам весь ход умной, целесообразной хозяйственной деятельности строителей города на Неве, таких видов этой деятельности, как хозяйственное освоение земель, строительство каналов и дорог, мелиорация, ирригация, в результате чего происходит формирование культурного ландшафта. Примером может служить Румянцевский сад, разбитый на месте плаца перед Сухопутным кадетским шляхетским корпусом. Потому обоснованным становятся такие факты, как установка здесь обелиска «Румянцева победам», ставшего памятником одному из выпускников этого учебного заведения. Установка здесь памятников-бюстов величайшим русским художникам – В.И. Сурикову и И.Е. Репину включает сад в систему зданий и сооружений, являющихся художественным ландшафтом города.
Использование на маршруте и в прямом, и в метафорическом смысле таких первичных элементов - базовых категорий культурного ландшафта, как:
дает представление о городе как живом организме, рассматриваемом с разных точек зрения, в разных ракурсах – географическом и историческом, культурном и социальном и т.д.
Умный город тем самым предстает как результат целенаправленной человеческой активности в условиях, заданных природой: рекой с ее береговыми линиями, геофизическими полями, геотектоникой – зонами разломов, розой ветров, направлениями древних троп, протоптанных еще до возникновения города и в первые годы жизни города - его первыми жителями, естественными пределами распространения растительности, особыми местами, иными ориентирами…
Задача экскурсовода - показать школьникам воды города (ср. «мосты повисли над ВОДАМИ») как первичные категории культурного ландшафта, как архетипы в сознании горожан, определяющие фундаментальные инстинкты (фобии и филии) и стратегию их поведения при выборе места для жизни, для работы, для прогулок по городу.
В результате различных комбинаций основных категорий культурного ландшафта складывается все его многообразие и формируется реальный каркас дальнейшего развития города.
Выявление и изучение базовых категорий городского ландшафта необходимо:
Во-первых, человеческое поселение редко возникает на пустом месте, такое событие, чаще всего, характерно для ХХ века. В большинстве своем города, поселки, деревни насчитывают не одну сотню лет и имеют каждый свою природно-историческую основу. Любое поселение, так или иначе, связано с каким-либо характерным природным ландшафтом, будь то:
и с определенной исторической ситуацией - например,
Все это создает базу, на основе которой происходит дальнейшая эволюция человеческого поселения. Выявление природно-исторической основы необходимо для понимания градостроительной динамики, для перспективы дальнейшего развития.
Во-вторых, изучение природно-исторической основы города необходимо для творческого освоения образцов градостроительного искусства предшествующих эпох, для которых характерно чувство гармоничной связи с природой, с космосом, а также максимально целесообразное освоение городских территорий.
В-третьих, выявление базовых категорий позволяет почувствовать и определить существование естественных границ районов и зон города, древних путей и пересечения дорог, а также центров религиозного паломничества, ремесла и торговли. Эти узлы будущего развития городов, пройдя долгий исторический путь, в наши дни являются местами притяжения и закрепления определенных городских функций, таких, например, как исторически сложившийся центр, традиционные места торговли — базары, излюбленные места городских праздничных гуляний и зон отдыха. Игнорирование существования таких мест в планировочной структуре города приводит к колоссальным затратам в организации новых зон отдыха и торговли, не пользующихся популярностью у людей и не оправдывающих вложенных инвестиций.
Городской ландшафт как базовое понятие экскурсии — сложная многоаспектная система, включающая природные и искусственные компоненты (например, такой ментальный образ Петербурга, как «Пушкинский Петербург»). Детальный показ городского ландшафта в экскурсии требует выделения структурных элементов природного и антропогенного характера.
К структурным элементам городского ландшафта, носящим антропогенный характер, которые необходимо включить в экскурсию, относятся элементы:
К природным структурным элементам городского ландшафта относят следующие элементы: рельеф; границы водоразделов; территории с различными почвами; участки с естественным озеленением; водоемы.
Из структурных элементов, как из букв алфавита, складывается все многообразие вариантов городской среды, а комфортность городского ландшафта зависит от качества составляющих его структурных элементов. Каждый структурный элемент городского ландшафта как явление градостроительного искусства требует от экскурсовода его детального изучения, анализа исторического развития, классификации и типологизации, выявления художественных и функциональных аспектов, прогнозирования перспектив развития.
Это относится к зданиям, улицам, площадям, дворам, т. е. ко всем выше перечисленным структурным элементам городского ландшафта. Правильно выбранные места экскурсионных остановок для знакомства со структурными элементами городского ландшафта призваны:
Задача экскурсии по городским ландшафтам как по умно спроектированной искусственной среде обитания, это показ удовлетворения многочисленных, все более усложняющихся потребностей людей. Для этого экскурсовод должен подчеркнуть следующие функции городских микро- и мезо-ландшафтов:
Социально-градостроительная функция городского ландшафта заключается в необходимости удовлетворять потребности людей, исходя из осознания местного образа жизни, обычаев и традиций, возрастных, национальных и групповых предпочтений, для этого в основу принимаемых градостроительных решений, должны быть положены социологические исследования.
Транспортно-коммуникационная функция городского ландшафта состоит в обеспечении кратчайших, удобных, безопасных, экологически чистых связей внутри однородного ландшафта и в общей структуре города. Создание гармоничной, обладающей высокими художественно-эстетическими качествами среды. Проживать в красивой, эстетичной среде — наиболее древняя потребность человека, прослеживаемая на протяжении всей истории общества.
Человек как существо биосоциальное, обладает конкретными психофизиологическими свойствами. Поэтому городской ландшафт должен соответствовать этим свойствам, а разработка градостроительных концепций и моделей вестись с учетом достижений экологии человека. От того, на каком уровне выполняется природно-экологическая функция городского ландшафта, зависит физическое и нравственное здоровье людей. Высокие экологические качества городского ландшафта — одно из непременных условий его существования. Функция обеспечения безопасности жизни людей и возможности быстро и свободно ориентироваться в городском ландшафте, относится к функциям, осознанным специалистами недавно. При условии выполнения городским ландшафтом своих основных функций, качество искусственно созданной среды обитания человека, будет УМНЫМ. При условии понимания экскурсоводом логики развития городских ландшафтов, его экскурсия будет УМНЫМ показом смарт-сити и рассказом об умном городе.
Наша цель – показать на конкретных примерах, что Санкт-Петербург – это город инноваций - с самых первых лет своего более чем трехвекового существования. История Санкт-Петербурга показывает, что с первых моментов города существования начался процесс отбора, планирования и внедрения «умных» решений. В этом развитии города на протяжении всех трех веков его существования существовали четыре основные стадии — определение приоритетов развития города, оценка и выбор подходящих решений, планирование и их реализация. Это касалось выбора мест для строительства города, мест, важных с точки зрения выполнения тех или иных функций, а также целесообразности экономической, социальной, культурной. Экологические, социальные и экономические аспекты.
Несмотря на отсутствие цифрового моделирования для формирования физической среды, ориентированной на людей на протяжении трех веков существования, такая среда была сформирована. Решения по выбору места строительства, его архитектурное решения выбирались с оглядкой на долгосрочную перспективу. Руководители органов архитектуры и градостроительства, которые определяют политику и форму города для планировщиков, могут гарантировать, что требования, предъявляемые планировщиками в рамках реализации подхода «умный город», являются практичными, соответствуют долгосрочному развитию города. территориальному планированию, градостроительному зонированию и планировке территории.
На примере центральных мест города, выбранных для посещения, авторы экскурсии хотят показать, что Санкт-Петербург как умный город характеризуется такими тремя качествами, как город
Умный город способен восстанавливаться после воздействия того или иного опасного события, как-то: наводнения, войны и т.п. Жизнеспособность – это способность системы поддерживать свои функции и структуру перед лицом внутренних и внешних изменений: например, после учреждения Александром Первым министерств пришедших на смену коллегий, учрежденных Петром Первым, здание успешно сохранило свою функцию государственного общественного здания – его занял Санкт-Петербургский университет.
Устойчивость, умность, жизнеспособность сообщество, соседство. Приведем интересный пример: так, физико-математический лицей (бывшая математическая школа №30) на Среднем проспекте В.О. находился в пяти минутах ходьбы от матмеха университета и его выпускники поступали на этот факультет, а университетские преподаватели и профессора совмещали работу на матмехе с преподаванием в лицее, обеспечивая такое свойство умного города, как интероперабельность способность двух или более систем или компонентов обмениваться услугами и к использованию информации, полученной в результате обмена таким образом, чтобы обеспечивать совместное эффективное функционирование этих систем.
Также в советское время школа №38, расположенная рядом с заводом Козицкого, организовала прием в технические классы, учащиеся которых проходили практику на заводе ЗАО «Завод им. Козицкого» одно из старейших радиотехнических приборостроительных предприятий в России в области техники связи и телекоммуникаций. Основано в 1855 г. в Санкт-Петербурге как мастерские фирмы «Сименс и Гальске» 5-я линия Васильевского острова, 70.
Российские ученые описывают smart city как «инновационный город», который комплексно внедряет решения на благо самой городской среды и его жителей. Среди базовых характеристик «умных городов» — экологичность, участие общества в управлении, эффективное использование данных, стремление повысить качество всех городских услуг, способствующих повышению уровня жизни.
Ключевые характеристики концепции «умный город», которые следует дать на примере показываемых экскурсионных объектов:
Основная цель показа «умного города» в экскурсии для старшеклассников — обеспечение качества жизни, воспринимаемого населением. Шесть базовых принципов, показ и оценка ее достижимости основана на:
Топонимы и другие ментифакты тоже являются частью городского ландшафта, демонстрируемого в экскурсии, так же, как и события, связанные с тем или иным местом в городе. Субъекты города, люди, группы людей, городские сообщества, демонстрируемые в процессе экскурсии в рамках социологии города и антропологии города. При этом образ умного города должен отражать:
Возможная интеграция с основной образовательной программой представлена в графе «объекты показа».
Для школьников 8-9 классов – это практически все предметы школьной программы.
Список писателей и поэтов - авторов произведений для чтения в 9 классе, упоминающиеся на маршруте «Смарт-сити на Неве»
1. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» - при показе левого берега Невы и здания Коллегии Иностранных дел
2. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Медный всадник»,
Роман в стихах «Евгений Онегин» упоминается при показе Александровского сада: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Поэма «Медный всадник» упоминается при показе панорамы левого берега и самого памятника Петру Первому
Дом Пиковой дамы (известен также как Дом камергера князя С. В. Гагарина, Дом княгини Н. П. Голицыной, Дом министра А. И. Чернышёва, «особняк бывший Балашова») — особняк в Санкт-Петербурге на Малой Морской улице, 10, где жила княгиня Н. П. Голицына, ставшая прообразом графини в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
3. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Памятник поэту показывается в Александровском саду
В 1891 г. в преддверии 50-летия со дня смерти М. Ю. Лермонтова Городская Дума Санкт-Петербурга решила увековечить его память, а также память Н. В. Гоголя, установив им бюсты в Александровском саду у фонтана перед Адмиралтейством и открыв бесплатные читальни. Автором памятника выступил скульптор В. П. Крейтан, а сам бюст высотой 1,2 был отлит из бронзы на заводе К. Берто в 1896 г. Архитектором памятника стал А. П. Максимов. Бюст был установлен на постамент высотой 2,25 м, выполненный из красного гранита. На постамент были нанесены надписи, текст которых был согласован с Комиссией народного образования. Эти тексты гласят: Михаилу Юрьевичу ЛЕРМОНТОВУ городъ С.Петербургъ
2го октября 1814 г. — 15го июля 1841 г.
Свершитъ блистательную тризну
Потомокъ поздній надъ тобой
И съ непритворною слезой
Промолвитъ: «онъ любилъ отчизну!»
(1841 г.)
Твой стихъ, какъ божий дух
носился надъ толпой
И отзывъ мыслей благородныхъ
Звучалъ, какъ колоколъ на башнѣ
вѣчевой
Во дни торжеств и бѣдъ народныхъ
(1839 г.)
Сооруженъ въ 1896 году.
4. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души», «Шинель».
В 1880 году на заседании Городской думы Санкт-Петербурга было предложено украсить Александровский сад бюстами знаменитых деятелей в области науки и словесности. Список несколько раз менялся и дополнялся.
5. В.А. Жуковский 4 июня 1887 года в саду был установлен бюст В.А. Жуковского (скульптор В.П. Крейтан, архитектор А. С. Лыткин). Открытие бюста произошло к столетию со дня рождения поэта. Место установки памятника выбрано не случайно: Жуковский был близок императорской семье и стал одним из воспитателей Александра II.
Памятник В. А. Жуковскому (1887, скульптор В.П. Крейтан, архитектор А.С. Лыткин) смотрит на Дворцовую площадь.
Надписи на пьедестале памятника |
||||||
Василій Андреевичъ ЖУКОВСКИЙ 1783—1852 г. Его стиховъ плѣнительная сладость И рѣзвая задумается радость Жуковскій Ундина 1830 г. Воздвигнутъ в 1887 году Городским общественным управлением Поэзия есть богъ в святых мечтах земли |
|
|
|
|
||
6. А. Н. Островский. «Свои люди – сочтёмся!»
Пьесы Островского упоминаются на Невском проспекте при раскрытии темы «Театральный Петербург»
7. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Упоминается при показе шпиля Адмиралтейства и чтении стихов, ему посвященных
8. Е. Шварц. «Тень», «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Дракон». Театральный Невский – на Невском проспекте
9. А. Грин. «Бегущая по волнам», «Алые паруса». Упоминается на Дворцовом мосту при показе панорамы Невы и праздника «Алые паруса»
10. Д. Хармс. «Голубая тетрадь № 10», «Случаи», «Сонет», «Оптический обман», «Сон», «Тюк!», «Связь». Упоминается на Невском проспекте в связи с домом книги – домом кампании «Зингер», где в 1919 году открыли книжный магазин. Здесь же находились редакции и издательства крупных газет и журналов северной столицы. Редакции детских журналов «Еж» (начал издаваться в 1928 году) и «Чиж» (1930) тоже находились в этом здании. Руководил этими изданиями в то время Самуил Яковлевич Маршак. Большая часть произведений Даниила Хармса печаталась в этих журналах, и, конечно, поэт часто бывал здесь.
11. М. Зощенко. «Жертва революции», «Аристократка», «Нервные люди», «Актер». Жил рядом с Невским проспектом.
12. В. Набоков. «Рождество», «Ужас», «Машенька»,
Особняк Набоковых модерн ул. Большая Морская, 47. Упоминается после выхода из метро на Малой Морской, параллельно которой протягивается улица Большая Морская. Всеобщая адресная книга С.-Петербурга (1867-1868) показывает, что здесь жил правнук Суворова и последний в роде Аркадий Александрович Суворов князь Итаийский, граф Рымникский. В 1897 г. особняк был приобретен Иваном Васильевичем Рукавишниковым, на имя дочери, Елены, накануне ее бракосочетания с сыном министра юстиции Дмитрия Николаевича Набокова, Владимиром Дмитриевичем. ... Ныне в этом доме находится музей В.В. Набокова Санкт-Петербургский (Дом Набоковых) - Большая Морская ул. (быв. Герцена ул.), 47.
13. Н. Олейников. «Хвала изобретателям», «Смерть героя», «Муха», «О нулях». Цитируется в экскурсии по поводу семантики образов города
Повсеместно упоминается история России ХVIII века и всеобщая история, а также:
Учебные предметы "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Физическая культура", направленная на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, представлены особенностями поведения школьников в городской среде при проведении пешеходных экскурсий, требующих особого внимания на улицах города. Активные формы работы с экскурсантами применяются только на закрытых пространствах территорий садов и внутриквартальных территорий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К МАРШРУТУ
Презентация_СМАРТ-СИТИ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
Список рекомендуемых информационных источников по маршруту Смарт-сити
Список рекомендуемых информационных источников по Санкт-Петербургу
Материал предоставлен Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга (сетевая экспериментальная площадка Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования" на базе ГБУДО Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга)
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Название школьного образовательного туристского маршрута |
Пешеходный познавательный маршрут «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ» |
Ресурсы о регионе и районе маршрута |
Санкт-Петербург — Википедия (wikipedia.org) Литература по петербурговедению, военной истории, возрастной педагогике и психологии, ювенологии |
Предполагаемая целевая аудитория |
Учащиеся 5-6-х классов |
Сезон |
В течение календарного года |
Ключевые направления |
#История #Патриотика #Традиции # #Активный туризм #Профессия #Родной край #Наследие #Герои # Отечество #Исследователи #Будущее #Культурное наследие |
Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы |
Необходима интеграция в образовательные программы основного и дополнительного образования 5-6 классов:
|
Возможные образовательные и воспитательные эффекты |
Метапредметные результаты заключаются в развитии следующих компетенций:
Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций:
Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций:
|
Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки |
|
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Полностью доступно при некоторой модификации программы. |
Продолжительность маршрута |
Продолжительность маршрута 3 часа с перерывом на легкий завтрак |
Протяженность маршрута |
7 км |
Пункты, через которые проходит маршрут
Объекты показа |
Объекты показа с указанием тем экскурсионного рассказа
Невский проспект (четная сторона) рядом с Домом книги: НЕВСКИЙ В ГОДЫ ВОЙН И МИРА ИМЯ А. НЕВСКОГО В НАЗВАНИИ ПРОСПЕКТА ГОРОД – ПОБЕДА НАД ПРИРОДОЙ ПОБЕДЫ НА МОРЕ И НА СУШЕ ПРОСПЕКТ 25-ГО ОКТЯБРЯ. КОЛОННА НЕМЕЦКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ.1942 Г. НЕВСКИЙ – САМАЯ ВЕРОТЕРПИМАЯ УЛИЦА МИРА Казанская площадь
«И ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА» А. ПУШКИН Набережная Екатерининского канала (Грибоедова) -Итальянская улица Музей эмоций – победитель премий: ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО – ПОБЕДА. «НУЖНЫЙ» МУЗЕЙ - ПОБЕДИТЕЛЬ МНОГИХ ПРЕМИЙ 7 залов – 7 эмоций. ЭМОЦИИ ПОБЕДЫ И УСПЕХА: Nike и Ника – богиня победы и другие символы и знаки: НАГРАДЫ ПОБЕДИТЕЛЯМ В ВОЙНАХ – ПРОШЛЫХ И СОВРЕМЕННЫХ. ГЕРОИ ВОЙН МИРОВЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ. На проходе по улице Итальянской Название улицы. Итальянский поход Суворова. Памятник Остапу Бендеру. Азарт авантюра Кафе «Бродячая собака». ПОЭТИЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ. ЛИТЕРАТУРНАЯ БОРЬБА
Площадь искусств – ансамбль зданий м сооружений, связанных с победами. Государственный Русский музей – хранилище художественных произведений, посвященных победам. АНСАМБЛЬ КАК ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ НАД НАПОЛЕОНОВСКОЙ ФРАНЦИЕЙ. Памятник А.С. Пушкину на пл. Искусств: первому поэту России. Автор –победитель конкурса М.Аникушин Дом Виельгорских Состязания в музыке. Филармония 7-я Ленинградская симфония Шостаковича: памятник победы духа. Русский музей. Борьба, конкурсы, победы. Миф об Афине и Арахне. Темы победы в скульптуре и живописи. Успехи российского искусства.
Российский Этнографический музей Непростые отношения в мире этносов.
Проход через Михайловский сад. Захоронение памятников в садах и парках города во время Великой Отечественной войны. О памятниках полководцам, оставленных на своих местах и трех памятниках, намеренно оставленных открытыми. Это памятник Кутузову, памятник Барклаю-де-Толли и памятник Суворову, к которому направляемся.
АНСАМБЛЬ МАРСОВА ПОЛЯ. Бывший военный плац. Казармы Павловского полка. Памятник борцам революции. Марсово поле и салют в честь освобождения города от блокады.
Суворовская площадь. Памятник А.В. Суворову. ОН БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГЕНИЙ! НАУКА ПОБЕЖДАТЬ — КНИГА ГЕНЕРАЛИССИМУСА А. В. СУВОРОВА, ГДЕ СОБРАНЫ ЕГО МЫСЛИ И ИНСТРУКЦИИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВОЕННОМУ ДЕЛУ В РОССИИ. Слуга царю, отец солдатам, не проигравший ни одной битвы военачальник, защитник Отечества, сказавший: «ТЩЕТНО ДВИНЕТСЯ НА РОССИЮ ВСЯ ЕВРОПА: ОНА НАЙДЕТ ТАМ ФЕРМОПИЛЫ, ЛЕОНИДА И СВОЙ ГРОБ». Патриот, считавший Россию уникальной страной: «ПРИРОДА ПРОИЗВЕЛА РОССИЮ ТОЛЬКО ОДНУ. ОНА СОПЕРНИЦ НЕ ИМЕЕТ»!
Летний сад – памятник победы О ВОЙНЕ И МИРЕ - ЯЗЫКОМ СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ: Аллегории мира. Марс – бог войны Амур и Психея. Миф о Душеньке - Психее МИР СЕМЬИ.
Храм Святого Пантелеймона - памятник побед русского флота Русско-Шведские войны за господство в открытом море и в прибрежных шхерах. Победы при Гангуте и Гренгаме 27 июля - в день памяти Святого Пантелеймона - самые значительные.
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке, рядом с церковью.
Михайловский – Инженерный замок (Михайловский замок, получивший в честь училища второе название Инженерный, где с 1823 располагалось Главное инженерное училище. Химию здесь преподавал Д.И. Менделеев. Здесь учился Ф.М. Достоевский.
Памятник Павлу Первому. Успехи России второй половины ХVIII века Генерал Дм. Карбышев, выпускник Инженерного училища, подвиг которого является примером исключительного героизма и стойкости. Карбышев - один из лучших специалистов военно-инженерных дел во всем мире, работавший на западных границах нашей страны накануне Великой Отечественной войны Зверски замучен фашистами в лагере Маутхаузен, 18 февраля 1945 года
Кленовая аллея Памятник Петру Первому работы Растрелли. Рельефы на темы победы русской армии и флота.
Манежная площадь и ее ансамбль. Михайловский манеж (Зимний стадион)- победы в войнах и спорте Дом кино. Кинофестивали. Борьба в киноискусстве. Лучшие отечественные кинофильмы о войне и мире Дом Радио. Роль радио в годы ВОВ.
Малая Садовая улица. Елисеевский магазин. БЕЗ МАЛОГО ДВА ВЕКА УСЕРДИЯ, ТРУДОЛЮБИЯ, УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Невский пр. с посещением лавки писателей. Есенин и другие писатели в Петербурге. ПРИЕЗЖАЙ И ПОБЕЖДАЙ! ЧИТАЙ И ПОБЕЖДАЙ
Река Фонтанка. Аничков мост Четыре группы КОНИ П. КЛОДТА – СИМВОЛЫ ПОБЕДЫ ЧЕЛОВЕКА НАД ПРИРОДОЙ Переход на нечетную сторону Невского проспекта
Аничков дворец- Городской Дворец детского и юношеского творчества: ЗДЕСЬ УЧАТ УСПЕХУ И ИСКУССТВУ ПОБЕЖДАТЬ. ЗНАМЕНИТЫЕ ВЫПУСКНИКИ
Ансамбль пл. Островского и ул. Зодчего Росси Памятник Екатерине. ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ И ЕЁ СПОДВИЖНИКИ. ИХ ПОБЕДЫ И УСПЕХИ. ВОЕННЫЕ ПОБЕДЫ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХVIII ВЕКА.
Публичная библиотека. «Ты – талантлив! Ты – победишь!»: конкурсы как инструмент повышения квалификации. ЛИТЕРАТУРА О ВОЕННЫХ УСПЕХАХ. СКУЛЬПТУРА НА ФАСАДЕ: УСПЕШНЫЕ БИОГРАФИИ ВЕЛИКИХ
Александринский театр. УСПЕХИ В ТВОРЧЕСТВЕ. СПЕКТАКЛИ О ПОБЕДЕ. Академия танца – «И ДАЖЕ В ОБЛАСТИ БАЛЕТА МЫ ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ»
Площадь Ломоносова Комитет по градостроительству и архитектуре. КГИОП МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И КАНЦЕЛЯРИЯ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: УСПЕХИ В ДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
Памятник М.В. Ломоносову. Надпись на постаменте – строфы А.С. Пушкина из стихотворения «Отрок»: «НЕВОД РЫБАК РАССТИЛАЛ ПО БРЕГУ СТУДЕНОГО МОРЯ; МАЛЬЧИК ОТЦУ ПОМОГАЛ. ОТРОК, ОСТАВЬ РЫБАКА! МРЕЖИ ИНЫЕ ТЕБЯ ОЖИДАЮТ, ИНЫЕ ЗАБОТЫ: БУДЕШЬ УМЫ УЛОВЛЯТЬ, БУДЕШЬ ПОМОЩНИК ЦАРЯМ! ПУШКИН».
Ул. Ломоносова – Садовая ул. – Перинная лин. Воронцовский дворец Пажеский корпус и б. Суворовское училище «ЖИЗНЬ РОДИНЕ, ЧЕСТЬ – НИКОМУ!» - ДЕВИЗ СУВОРОВЦЕВ
Ассигнационный банк – Экономический университет УСПЕХИ В ЭКОНОМИКЕ – ПРОГРЕСС И ПОБЕДА ВО ВСЕМ!
Гостиный двор – УСПЕХИ В ТОРГОВЛЕ УСПЕШНОЙ СТРАНЫ-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦЫ
Станция метро «Гостиный двор». Окончание экскурсии. ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА "НАУКА ПОБЕЖДАТЬ". ТАК НАЗЫВАЮТ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ УПОРНО ИДУТ К СВОЕЙ ЦЕЛИ. ВОЕННЫХ, СПОРТСМЕНОВ, УЧЕНЫХ, И Т. П. КОТОРЫЕ ДОСТИГЛИ ВЕРШИН В СВОЕЙ ОТРАСЛИ: ПРОЕКТИРУЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ, ЖИЗНЬ СЕМЬИ И УЧАСТВУЙТЕ В ЖИЗНИ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА! |
Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные |
Цель маршрута: создание условий неформального освоения знаний и приемов практической деятельности, самоопределения, воспитания патриотизма обучающихся на основе духовно-нравственных ценностей, через изучения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга как города ратной славы, военного образования и подвигов в мирной жизни. Образовательные задачи маршрута:
Создание условий для развития интереса к изучению военной истории, культуры и географии своего Отечества. |
Дополнительные условия |
Продолжительность программы может быть увеличена с 3 до 4 часов, в зависимости от желания заказчиков. |
КАРТА МАРШРУТА
ПРОГРАММА МАРШРУТА
Соответствие программы экскурсии – ее маршрута и рассказа на остановках психологическому возрасту и предметам школьной программы.
Учащиеся 5-6 классов - это дети 10-12-ти лет. Психологические особенности учащихся этого возраста рассматриваются как кризисные и связанные с перестройкой в трех основных сферах: физиологической, психологической и социальной. На уровне физиологии происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, психологический подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Главное внимание в экскурсии на тему победы и успеха следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
В психологических исследованиях отмечается, что 10 - 12 лет – пограничный возраст между детством и отрочеством, с которым связано два кризиса – возрастной и образовательный. Возрастной кризис продуктивен: без его полноценного проживания основные возрастные новообразования развиваются ущербно.
Образовательный кризис связан с резким изменением уклада школьной жизни при переходе из начальной школы в основную. Поэтому тема успешности на многочисленных примерах, приводимых в экскурсии, должна подаваться с использованием сведений о слабостях и недостатках, которые приходится преодолевать в жизни, особенно в детстве.
"Чувство взрослости", не подкрепленное еще реальной ответственностью, – вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.
Помощь со стороны экскурсовода школьникам 5-6 классов в этот трудный для них период связана с серьезной подготовительной работой экскурсовода.
Необходимо:
При подготовке к экскурсии экскурсовод должен стремиться создавать оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность; как можно чаще вносить элемент новизны; строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался;
использовать приёмы дискуссии, спора, анализ жизненных ситуаций, в которых проявлялась бы жизненная позиция ученика.
При изложении материала целесообразно делать акцент на занимательность, необычность, вызывающую интерес учащихся. Следует на экскурсии находить возможности для поощрения учеников, создавая, тем самым, атмосферу успеха.
Для экскурсии очень важно, чтобы уровень творческой активности учащихся был максимально высоким.
С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Основные цели развития творческих способностей учащихся:
Большое значение для развития творческой активности учащихся имеет грамотное проведение экскурсоводом нестандартных экскурсий:
1. Экскурсии - игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез - в этом сущность метода. На таких экскурсиях создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.
2. Экскурсии – путешествия – во времени и в пространстве - опираются на фантазию детей и развивают ее.
3. Экскурсии - состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме.
4. Экскурсии, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно - поисковые задачи, им даются творческие задания, эти экскурсии выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.
5. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. В настоящее время наше образование направлено на формирование и развитие универсальных учебных действий. На первый план выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развитие у них творческих способностей, критического мышления, способностей проявлять инициативу, предприимчивость, ответственность. Новые подходы к обучению требуют новых форм и методов деятельности, учащихся на уроке технологии. Ведущим методом учебной деятельности, который всё чаще используется учителями на уроках технологии, является проектный метод, развивающий познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания.
Возможная интеграция со всеми без исключения предметами основной образовательной программы 5-6 классов.